Загрузка...
Строить мосты, а не стены
Фото: Открытый телеканал
Строить мосты, а не стены

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная — проявляется сетка сил, управляющая нашим миром. Сегодня - глава «Ваигаш». Это значит «И подошел».

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.

Наша глава продолжает рассказывать нам о непростых перипетиях отношений Йосефа, ставшего полновластным правителем Египта, и его братьев, которые и продали его когда-то в египетское рабство.

Каждый из нас как-то пройдет эти  проблемы, которые прошел Яаков со своими детьми и с Фараоном, символизирующим огромный человеческий эгоизм. Все, о чем здесь рассказывается, – это состояние человека, который постепенно раскрывает свой эгоизм и не знает, как с ним справиться.

С одной стороны, он раскрывает в себе "сыновей Яакова" – это свойство отдачи в человеке; с другой, – в нем раскрывается свойство получения, "Фараон". И он не знает, как совместить в себе эти два противоположных свойства, эти две силы, кроме которых в мире ничего больше нет.

И здесь понемногу раскрывается, как их можно совместить. Сначала в «Египет» (эгоизм) входит "Йосеф". Потом к нему подключается "Биньямин", потом приглашают "Яакова". И постепенно, вместе со всеми "братьями" – со всеми этими альтруистическими свойствами – человек начинает создавать систему, которая в итоге исправит "Фараона" и сможет вытащить из Египта все его части, кроме той маленькой части, которую исправить невозможно до Полного Исправления.

Здесь нам рассказывают, как строится эта сеть взаимосвязей, соединений между альтруистическими и эгоистическими свойствами внутри человека.

Вернемся к нашим героям. В «Большом комментарии» говорится так:

Приближалась развязка драмы. Йосеф попросил удалиться всех египтян, после чего обратился к братьям:

Скажите, тот брат, о котором вы говорите, что он умер, — точно ли он умер?

Да, — ответили они.

Лжецы! Вы продали его! Откуда я знаю?.. Я — Йосеф!

Все застыли, пораженные его словами… Какой там Шекспир?! Просто мороз по коже…

Голливуд отдыхает!

А вот что дальше написано в письменной Торе:

/3/ НО НЕ МОГЛИ БРАТЬЯ ОТВЕЧАТЬ ЕМУ, ИБО СМУТИЛИСЬ ПЕРЕД НИМ. /4/ И СКАЗАЛ ЙОСЕФ БРАТЬЯМ СВОИМ: "ПОДОЙДИТЕ ЖЕ КО МНЕ!". И ОНИ ПОДОШЛИ, И СКАЗАЛ ОН: "Я ЙОСЕФ, БРАТ ВАШ, КОТОРОГО ВЫ ПРОДАЛИ В ЕГИПЕТ! /5/ ТЕПЕРЬ ЖЕ НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, И ДА НЕ ПОКАЖЕТСЯ ВАМ ДОСАДНЫМ, ЧТО ВЫ ПРОДАЛИ МЕНЯ СЮДА, ИБО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ ПОСЛАЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПЕРЕД ВАМИ. /6/ ИБО УЖЕ ДВА ГОДА ГОЛОД В СТРАНЕ, И ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ БУДУТ БЕЗ ПАХОТЫ И ЖАТВЫ. /7/ И ПОСЛАЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПЕРЕД ВАМИ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ДЛЯ ВАС СТРАНУ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОЖИТЬ ДО ВЕЛИКОГО СПАСЕНИЯ. /8/ ИТАК, НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ МЕНЯ СЮДА, А ВСЕСИЛЬНЫЙ…

Совершенно неожиданно!

Он просто объясняет им общую систему Мироздания.

Обычно люди мстят за причиненное им зло. А тут это духовное свойство – Йосеф – просто говорит: «Все происходит в соответствии с программой творения».

И происходит это внутри каждого человека, который постепенно раскрывает Высший мир.

Он выходит из своего Вавилона и проходит все эти перипетии. Обнаруживает в себе этих 12 сыновей Яакова – 12 свойств внутренней системы своей души. Затем он входит в Египет – то есть, в осознание своего эгоизма – и с помощью этой системы начинает работать с ним.

Ведь что предстоит совершить человечеству? Весь свой первородный эгоизм обратить в альтруизм, в любовь. Не зря же сказано: «Возлюби ближнего, как себя».

И здесь показан первый контакт между альтруистической системой – "12-ю сыновьями Яакова" – и эгоистической системой – "Фараоном".

Эти две системы – две силы – обе исходят от Творца, и  нет лучшей и худшей. Надо смотреть на эти две вещи как на плюс и минус. Без их взаимодействия ничего не бывает, а мы должны правильно их использовать.

Тора как раз и рассказывает о постепенном правильном соединении эгоистических и альтруистических свойств. В этом и заключается вся цель.

Чему учит нас вся эта история с Яаковом и его сыновьями в Египте?

Все, что происходит у нас в душе, должно воплощаться и в материю нашего мира, потому что, как мы уже говорили, материальный и духовный мир неразрывно связаны.

Но для нас сегодня главное не то, что произошло когда-то в истории с какой-то группой людей или с каким-то народом: то, что произошло когда-то, – уже произошло. Это уже история.

Главное – то, что происходит и должно произойти в каждом из нас. Каждый из нас пройдет эти состояния – вот что важно.

- В каком состоянии по отношению к этой истории находится мир сейчас?

 - Мир сегодня только еще начинает осознавать, что эгоизм является злом. Мы из кожи вон лезем, стараясь в чем-то превзойти других, стараясь уколоть или унизить друг друга. В этом мы видим смысл жизни.

 Это и есть власть "Египта" над нами. Мы только начинаем понимать, – в какой тупик загнал нас наш эгоизм. "Египет" сегодня – это весь мир.

 И уже встает новый Фараон.

 Да, после "семи тучных лет" мы входим в "семь голодных лет". А это очень серьезно. И чтобы выбраться из этого, надо ощутить наше сегодняшнее состояние как порочное и захотеть выйти из него.

 Нам придется вместо ненависти к ближнему учиться любить его, используя те знания и свойства, которые скрыты в нас, не ожидая, пока мир заставит нас это делать. Ведь то, что есть в Замысле Творения, так или иначе, произойдет.

 Вопрос лишь в том, используем ли мы эти свойства под давлением огромных несчастий, даже мировых войн, – или успеем сбежать из нашего "Египта". Пока еще выбор за нами.

 Подготовила Светлана Волчек 

Комментарии