Загрузка...
Мария Матвеева: "Спектакль - это поезд, из которого ты не можешь выйти!"
Фото: пресс-служба
Мария Матвеева: "Спектакль - это поезд, из которого ты не можешь выйти!"

С 16 по 23 марта в Израиль приезжают артисты театра на Таганке с одной из своих самых ярких постановок: они привозят музыкально-поэтическое произведение "Флейту-позвоночник", которая была поставлена по одноименной поэме Владимира Владимировича Маяковского. В преддверии гастролей мы встретились с исполнительницей главной женской роли - роли Лилии Брик - Марией Матвеевой. 

 

Мария, расскажите, пожалуйста, о спектакле "Флейта-позвоночник". 

Это спектакль по инсценировке Вениамина Борисовича Смехова. В первый раз мы встретились, нашей маленькой семьей в чудесном городе Риме, где читали стихи Маяковского. На тот момент мы не ожидали, что это мероприятие в честь презентации книги "Клоп" перерастет в спектакль. Кстати, эта книга была переведена на итальянский язык. Один из персонажей этого спектакля - возлюбленная Маяковского Лиля Брик и я имею честь быть ее голосом. Вы, конечно, знаете, что в театре на Таганке был спектакль по инсценировке В. Б. Смехова "Послушайте" в постановке Ю.П. Любимова. 

Как вы сами относитесь к этой пьесе? Что она значит для вас? И есть ли какие-то эмоции по отношению к ней? 

Когда мне было 17 лет, к вступительным экзаменам в РАТИ (ГИТИС) я готовила стихи Маяковского и Рождественского. На конкурсе мой будущий мастер Ю.П. Любимов, отдал предпочтение Маяковскому... И я читала, читала и думала "А как бы я прозвучала, если б читала Рождественского: "Я в глазах твоих утону, можно? Ведь в глазах твоих утонуть - счастье?" В столь юном возрасте более чутко воспринимаешь лирику и душевные переживания. Тогда я еще не понимала ритма и пульсации стихов Маяковского. В нашем спектакле " Флейта-позвоночник" красоту слова и звука поэта дополняет и усиливает музыка замечательного джазового композитора Вячеслава Ганелина. А легкое и утонченное пластическое оформление отдано в руки прекрасному хореографу-постановщику Ирине Галушкиной. 

Какая роль женщины в этом спектакле? 

Спектакль - это жизнь. И как говорил Маяковский: "Красивая женщина - рай для глаз, ад для души и чистилище для кармана!" 

Как вы готовились к этой роли? 

Для любого спектакля важен и необходим репетиционный процесс. Нужно понимать: что я играю, кого я играю, о чем и для кого. Читала книги, смотрела фильмы, изучала то время... Кстати платье, в котором я играю, 20-x годов! Также за этот период я овладела новым музыкальным инструментом - гармоникой. Но больше всего мне помог Вениамин Борисович Смехов. Он знал лично Лилю Брик и много историй связанных с ней. 

 

Получается ли у вас отгораживаться от роли? Как это в принципе работает: вот минуту назад вы играли любовь или страдания своей героини, а потом вы уходите за кулисы и снова превращаетесь в Марию Матвееву? Как это вообще происходит у вас? 

Существуют разные школы актерского мастерства. Наш театр основан на Брехтовской системе: нет 4-ой стены, ты как артист видишь каждого сидящего в зрительном зале и напрямую общаешься с ним, ты прежде всего личность, а потом персонаж: от внешней формы к внутреннему содержанию. Ситуации бывают разные, может кто-то забыть текст, могут упасть декорация (не дай Бог), но ты должен быть здесь и сейчас! Работать нужно не только душой, но и задействовать все тело! Ты синтетический артист: играешь на инструментах, делаешь сальто, стоишь на голове и читаешь, к примеру, монолог Гамлета. Я очень люблю свою профессию! 

Есть ли что-то, за что вы ее осуждаете и наоборот? 

Когда готовишься к любой роли, ты должен полюбить своего персонажа, оправдать, иначе вряд ли получится что-то честное. 

Я пришла к тому, что вообще перестала осуждать людей. Ситуации могут быть разные и узнать, что действительно творилось в душе Лили и что сподвигло ее на те или иные поступки, невозможно. Я могу ее лишь принять ... такой. 

Как вы считаете, их отношения (Маяковского и Лилии Брик) - это любовь или влюбленность? 

Я не могу знать точно, что они чувствовали по отношению друг к другу. В любом случае, между мужчиной и женщиной в первую очередь возникает страсть. А страсть либо перерастает во что-то большее, либо нет. Надеюсь, меня никто не осудит, но могу сказать, что у них были нездоровые отношения, больная любовь! Она его мучила, провоцировала, выводила из равновесия, а ему, видимо это было необходимо. Художнику нужны эмоции. 

А чем, по-вашему, отличается любовь от влюбленности? 

Влюбленность - это недолгое состояние, как шлейф, это чуть-чуть, полувзгляд... наивное состояние. Ты можешь влюбиться в какой-то образ, черты, лица, пальцы рук… Любовь - это энергетическое поле, нет меня - есть мы, теплота, страсть и нежность, забота и доверие. Любовь - это жизнь! 

Как вы считаете, в стихотворениях Маяковского больше трагедии или комедии? 

Нельзя однозначно ответить. Есть сарказм, ирония, агрессия, ранимость и, конечно, юмор. 

Зачем человек нужен юмор? 

Нам всем нужен юмор. С одной стороны, защита от трагических ситуаций в жизни, с другой стороны легкость бытия. У всего еврейского народа хорошее чувство юмора и это прекрасно! Юмор нас спасет! 

Какие роли вам больше нравится играть? Комедийные или трагические? 

Безусловно, артист выигрышнее всего смотрится на сцене, исполняя комедийную роль, но, если говорить про меня, в моей жизни больше трагические роли присутствуют. Я играю Маргариту в спектакле "Мастер и Маргарита" и Шен Те-Шуи Та в "Добром человеке из Сезуана". 

Что вам нравится больше: съемки в кино или работа в театре? И почему? 

У меня не так много работ в кино. На данный момент работа в театре мне более интересна, но я не буду против сняться у хорошего режиссера....:) Вернемся к театру! Я благодарна всем учителям на протяжении творческого пути: Ю.П. Любимову за возможность быть в профессии, а В.Б. Смехову за продолжение роста в ней! Вениамин Борисович поставил спектакль по стихам Е. Евтушенко "НЕТ ЛЕТ". Это был новый импульс для театра! 

 

Приходится порой слышать мнение, что именно театр - это и есть настоящее искусство. Вы согласны с ним? 

Что кому ближе! В театре есть энергетика артиста, здесь и сейчас, нет такой возможности переиграть сцену, если что-то пошло не так. Спектакль - это поезд, из которого нельзя выйти! А в кино можно смонтировать, простроить кадр. Не могу сказать, что театр - это действительно искусство, а кино нет. Бывают шоколадные конфеты, а бывает плитка шоколада... Но это же все сладкое? 

Какая роль ваша любимая? 

Конечно все любимые, но особенно роль в спектакле "Добрый человек из Сезуана". Ценно, что с этого спектакля началась история театра на Таганке. Это большая ответственность играть после таких исполнительниц как З. Славина, Л. Селютина! Кстати, я работаю в костюме Зинаиды Славиной. Этот спектакль, который можно играть всю жизнь и расти в нем. Раскрывать в себе новые душевные грани. Конечно, артисту важно выходить на сцену, как пианисту играть гаммы. Это тренинг! 

Кто для вас является кумиром в мире театра и кино? 

Из режиссеров Паоло Соррентино, Ларс фон Триер, Тарантино, Скорсезе - авторское кино Мой кумир в актерской профессии Мерил Стрип - великолепная! 

Есть ли роли, которые вы мечтаете сыграть, но пока еще не сыграли? 

Конечно, мне легче играть роли близкие мне по амплуа и душевному состоянию, но я бы очень хотела, чтобы в моей жизни появился режиссер, который увидит меня кардинально в другом свете и сможет раскрыть во мне другие грани... 

Может быть есть мужские роли, которые вы бы хотели сыграть? 

В "Добром человеке из Сезуана" я играю прекрасную и добрую женщину, которая не умеет сказать "Нет". И когда она понимает, что люди пользуются ее добротой и жизнь не дает возможность выбора, она вынуждена придумать двоюродного брата, в образ которого она переодевается, в обличии этого мужчины она принимает жесткие решения. Есть две материи в этом спектакле: душа и разум! Так вот женщина - душа, а мужчина-разум. 

Что для вас театр? 

Театр это составляющая моей жизни! Нам привили правильный вкус сцене, к профессии, к зрителю. Дальше ты передаешь свои знания следующему поколению. Я рада, что у меня есть возможность транслировать со сцены гражданскую и жизненную позицию! Театр - это организм, страна-субстанция со своими определенными правилами, которые, конечно, модернизируются и развиваются. 

Вам предстоят гастроли в Израиль, поэтому не могу не спросить вас об этой солнечной стране. Для вас это первая поездка в Израиль? 

Израиль - это прекрасная страна! Для меня это будет вторая поездка. В прошлом году мы ездили в Израиль со спектаклем В.Б. Смехова по стихам Е. Евтушенко "НЕТ ЛЕТ". Израиль - это была моя мечта и она осуществилась. И дело даже не в красоте страны. Я просто просыпалась счастливым человеком. Я не знаю, от чего это происходило? Может быть, это действительно святая земля? А может слово "действительно" здесь лишнее? Но ощущение, что ты на каком-то облаке и тебя оберегают. Энергии хоть отбавляй! И, безусловно, прекрасный трепетный зритель! Мне очень понравился Израиль, и я с удовольствием к вам буду возвращаться! 

Что планируете посетить в Израиле в этот раз? 

Я очень хочу посетить Бахайские сады. Вновь побывать в Иерусалиме, а также пройтись по тем местам, где была в прошлый приезд. Только, пожалуйста, кормите меньше! Я готовлюсь физически и морально к этой поездке (смеется). Все очень вкусно, но так много! 

 

Почему стоит пойти на этот спектакль израильским зрителям? 

Такого Маяковского вы еще не слышали! Это не то, чему нас учили в школе. И, конечно, нужно услышать, как эти стихи читает Вениамин Борисович, как он живет на сцене! Да и почему бы просто не встретиться? 

Пожелание нашим читателям? 

Давайте встречаться на вашей земле! 

Беседовала: Евгения Заславская

 

С 16 по 23 марта гастроли легендарного театра на Таганке в Израиле. Не пропустите!" 

Поспешите заранее приобрести билеты в кассе "Biletru.co.il" или по телефону: *4997. Только сейчас вы можете получить эксклюзивную скидку на каждый приобретенный билет, второй билет в подарок (1+1). 

•16 марта, четверг, Ашдод, Матнас Дюна-Юд, начало в 20:00

•19 марта, воскресенье, Рамат-Ган, Театр а-Яалом, начало в 20:00

•20 марта, понедельник, Беэр-Шева, Гехаль а-Тарбут Гистадрута, начало в 20:00

•22 марта, среда, Нацерет-Илит, Культурный центр Беркович, начало в 20:00

•23 марта, четверг, Петах-Тиква, Зал "Шарет", начало в 20:00 

Фотографии предоставлены организатором гастролей

Комментарии