Загрузка...
Станислав Садальский: "Интеллигент никогда не должен хвалить власть"
Фото: Wikipedia
Станислав Садальский: "Интеллигент никогда не должен хвалить власть"

У Станислава Садальского за плечами около ста киноролей. И пусть главных среди них немного, этот тот самый случай, когда не бывает ролей маленьких, если актер - большой. В исполнении Садальского запоминаются даже эпизоды. Правда, в последние годы в кино он не снимается, зато ежегодно выпускает несколько премьер в театре. С одной из них - спектаклем "Неисправимый лгун" - Станислав Юрьевич приехал в Екатеринбург. И перед выходом на сцену ответил на вопросы редакции Znak.com. Как обычно, Садальский охотно обсудил темы, касающиеся не только театра и кино. 

"На ненависти ничего путного не построишь" 

- Станислав Юрьевич, в начале марта у вас должны были состояться гастроли на Украине, но вы наотрез отказались от выступлений в Киеве и Одессе. Почему? 

- Так мне сначала Служба безопасности Украины (СБУ) запретила посещать их страну, а потом, когда я устроил скандал, въезд разрешили, но посыпались угрозы. Я разговаривал с высшими чинами СБУ и попросил у них гарантий собственной безопасности. Они отказались их давать, вот я и не поехал. Меня заменили другим актером. Что это за предложение - кошелек или жизнь?! Разумеется, я отказался от кошелька, хотя гонорар предлагали хороший, и выбрал жизнь. Кстати, Саакашвили думал, что я приеду, и пришел на спектакль с охраной. Если бы я знал, что он там будет, то поехал бы, потому что он бы мне безопасность точно обеспечил. 

- Вы по-прежнему считаете Саакашвили лучшим президентом на постсоветском пространстве? 

- Да, для меня он лучший президент. Он - супер! Считаю, что Саакашвили мог бы стать и для Украины замечательным президентом. У нас про него только и могут сказать, что он - нервный и галстуки ест. При этом мне тоже не нравится, что Михаил Николаевич постоянно говорит гадости про Россию. Хотя он мне и дал звание народного артиста Грузии, но я, прежде всего, - гражданин России, русский актер, поэтому мне неприятно, когда кто-либо нападает на мою страну. 

- Вы часто бываете в Грузии и отмечаете, что отношение к русским не изменилось в худшую сторону, несмотря на военный конфликт с Россией 2008 года. Почему подобное трудно представить себе в случае с Украиной? 

- В Грузии умирают, как русских любят. Я там кошелек достать не успеваю - за меня все время платят. Причем платят люди в разы беднее меня. У грузин просто какое-то фантастическое отношение к России. Так русских, как грузины, больше никто не любит. А с Украиной не знаю, что случилось. Ненависть кипит ко всему русскому. И при Порошенко я туда абсолютно точно не поеду. А дальше Бог его знает, что там будет. Этого сегодня вам никто не скажет. А ведь, когда украинцы вышли на Майдан, я ими гордился. Думал: "Вот молодцы!" 

- К сожалению, в наших широтах народные волнения часто приводят к большой крови… 

- Да никакой гражданской войны бы не было, и Крым оставался бы украинским, если бы они признали русский язык вторым государственным. Например, в Швейцарии четыре официальных языка, и как-то живут люди. Однако новая украинская власть зачем-то первым делом начала придираться к русскому языку. Просто они строят карьеры на ненависти к России. А на ненависти ничего путного не построишь. А еще мне очень противно, что на Украине ни один артист не высказался публично в защиту русского языка. 

"Я глупый - слишком часто в жизни руководствуюсь эмоциями…" 

- Вы популярный блогер, ваши странички в ЖЖ и на Facebook ежедневно посещают десятки тысяч пользователей, то есть вы профессионально и успешно используете интернет. Однако, согласитесь, в Сети грязи хватает. Сейчас вот развивается история вокруг затягивания школьников в группы смерти. Не считаете, что детям стоит ограничить пользование интернетом? 

- Любые ограничения всегда дают совершенно обратный результат. А в случае с этими группами смерти ответственность в первую очередь лежит на семьях. Именно родители должны рассказывать детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Если нет полноценного воспитания, нормального семейного микроклимата, то этот вакуум и заполняется чем-то черным. Да и само общество должно продвигать общеизвестные принципы: не убивай, не кради, почитай старших… Все давно сформулировано в библейских заповедях, которые каждый человек должен соблюдать. 

- Вы в своем блоге, ссылаясь на знакомых в правоохранительных органах, написали, что крушение российского Ту-154 в Черном море - теракт. А зачем власти это скрывать? Ведь официальная версия - тоже довольно горькая правда признания нашего бардака, когда даже самолет Минобороны с известными людьми разбивается из-за технических неисправностей или ошибок пилотирования. 

- А вы представляете, какой это позор, если военный борт у нас оказывается беззащитен перед террористами? Признав это, придется расписаться в полнейшей профнепригодности. Стыд и позор! Специалисты говорят, что обломки самолета разбросало как при теракте, но стыдно признаться в этом. И очень подло перекладывать вину на замечательных летчиков. Конечно, проще свалить на них - они ведь ответить уже не смогут. 

- У вас есть знакомые в правоохранительных органах, а как простому обывателю убедиться, что информация, которую он получает, достоверна? 

- Нужно прислушиваться к интеллигенции. Ведь что такое интеллигенция? Это приоритет совести над разумом. Настоящий русский интеллигент никогда не должен хвалить власть. Даже если какие-то решения власти нравятся, то лучше помолчать. Мы же не хвалим друг друга за то, что руки перед едой моем. Потому что это норма. Вот и власть не надо нахваливать лишь за то, что она поступает по-человечески. К сожалению, не все это понимают. Совесть должна подсказывать интеллигенту, чего говорить нельзя. Вот Никита Михалков - человек абсолютно бессовестный… 

- Ни одно ваше интервью не обходится без того, чтобы вы не боднули Никиту Сергеевича. Он, кстати, себя интеллигентом не считает… 

- Вот ему разум и подсказывает все время, что власть нужно хвалить, ведь она от Бога. Именно поэтому к нему нет уважения в народе. Люди же видят, как он себя ведет, и смеются над ним. Все уж рукой на него махнули, только я на каждом углу об этом говорю. Но он меня тоже не любит. Когда меня выдвигали на народного артиста, Никита Сергеевич категорически заявил, что я недостоин. Ну и ладно. В конце концов, в Москве плюнь - в народного попадешь, а народный артист Грузии и народный артист Чувашии лишь я один (смеется). 

- При этом в своем блоге вы восхищаетесь михалковской "Рабой любви". 

- Обожаю эту картину. Когда смотрю ее, умираю просто. В начале своей карьеры Михалков снимал потрясающие фильмы. Да и артист он грандиозный. Тут тоже двух мнений быть не может. А вот человек - непорядочный. Так бывает. Получил от власти все что можно и нельзя. И ему это кажется нормальным. Боюсь, что со временем за все это придется заплатить его детям и внукам. Они будут растоптаны, как только он не сможет их прикрывать. 

- Вы как-то сказали, что чем актер глупей, тем он, как правило, лучше. Неужели не видели умных артистов? Вы вот сами и актер хороший, и человек не глупый… 

- Нет, я глупый - слишком часто в жизни руководствуюсь эмоциями. Может, со стороны и кажусь таким хитроумным, но эмоции порой захлестнут и наговорю лишнего, от чего потом страдаю. Из-за собственной эмоциональности многое в своей жизни испортил. Хотя с возрастом все-таки стал спокойнее и к человеческим слабостям сегодня отношусь уже терпимей. 

"Навальный - достойный пацан" 

- Предвыборная президентская гонка в Америке, казалось, интересовала россиян даже больше, чем американцев. 

- Это правда. Такое впечатление, что у нас в стране нет никаких проблем - по телевизору обсуждают только Америку и Украину. Вот две главные русские беды. А если анализировать итоги выборов, то Трамп все-таки россиянам ближе: он - бабник, а Хилари - злобная сука. 

- А у нас, тем временем, Алексей Навальный объявил, что идет на выборы. Вы же раньше его не принимали. Не изменили мнения? Вы ведь с ним общались на юбилее "Эха Москвы". 

- Чем больше времени проходит, тем он становится мне симпатичней. Особенно после того, как на него набросились как на главного коррупционера. Хотя у нас в правительстве работают люди, которые своих собачек на выставки на дорогих самолетах возят. У нас вообще главные воры у руля находятся, а его из-за каких-то щепок за решетку хотели отправить. Заметьте, наш национальный лидер фамилию Навального в публичном пространстве ни разу не произнес. Видимо, чувствует конкуренцию с его стороны. В общем, я считаю, что Навальный - достойный пацан. 

- Сегодня в обществе возникла ностальгия по СССР. Вот и вы как-то сказали: "Я люблю, как тут было в семидесятые годы, и хотел бы иметь дверцу, чтобы иногда выходить туда". А по чему именно вы ностальгируете, кроме того, что вы тогда были молодой? 

- Ни фига себе "кроме"! Что значит "кроме"? В те годы у меня была перспектива, прожекты, потенция, в конце концов, была бешеная… (смеется). А если серьезно, то 40 лет назад, на мой взгляд, талантливому человеку было куда проще пробиться. Все-таки в те времена Его Величество талант весил больше наличия счета в банке. Сегодня же многое, к сожалению, измеряется только деньгами и талантливому человеку несоизмеримо сложнее реализоваться. Посмотрите, какие потрясающие люди появляются в шоу "Голос", но дальше их не пускают - в телевизоре по-прежнему только Галкин, Киркоров и Басков. Попробуй через это ряд пробиться! Если у тебя нет бабок, то и шансов сделать карьеру на эстраде тоже нет. А ведь очень хочется видеть свежие лица. 

- В интервью Дмитрию Быкову вы сказали, что даже в Литве почти все тоскуют по временам СССР: "Думаю, они хотели бы вернуться". Слабо верится, ведь именно Литва постоянно говорит о российской угрозе. 

- Я часто гастролирую в бывших советских республиках и вижу тоску по прежним временам. Даже в Прибалтике, которая была красивой витриной огромной страны, а сегодня превратилась в нищие задворки Европы. Недавно был в Эстонии, и все гостиницы там забиты натовцами. Но ведь это не потому, что Россия собирается напасть на Эстонию. Просто НАТО дает Эстонии деньги, чтобы местная власть поддерживала миф о российской угрозе. Мало что изменилось: раньше они получали деньги от Москвы, сейчас - от НАТО. И за эти деньги местные холуи поют песни против России, но на бытовом уровне совершенно нормальное отношение. 

"Из-за действий патриарха Кирилла в РПЦ произошел отток верующих" 

- Вы довольно долго находились в так называемом стоп-листе - входили в список людей, нежелательных для показа по телевидению. А потом вдруг попали в жюри шоу "Вышка", приглашались в жюри "Минуты славы", стали ведущим программы о здоровье "Таблетка". Почему, кстати, ее закрыли? 

- Почему меня снова разрешили, мне неведомо. А "Таблетку" закрыли, потому что мы своей программой перешли дорогу могущественной аптечной мафии. Мы ведь рассказывали о лекарствах не корысти ради, а потому что искренне хотели, чтобы зрители покупали недорогие, но эффективные средства. Многие медикаменты ведь из одного вещества делаются, но продаются под разными названиями. И мы называли это вещество, чтобы люди понимали, что им прописывают. В общем, растревожили аптечное лобби, и финал был предсказуем. Правда, на "Первом канале" нам даже причину не назвали. Сказали только: "Спасибо, мы в ваших услугах больше не нуждаемся". Хотя у нас были очень хорошие рейтинги. 

- Новых предложений не было? 

- В качестве ведущего пока ничего не предлагали. А как гостя периодически зовут на разные шоу, но я в основном отказываюсь. 

- Вы носите на груди символы сразу трех основных религий - звезду Давида, мусульманский полумесяц и крест. А зачем? Вы же не считаете себя религиозным человеком. 

- На всякий случай (смеется). У меня же прапрадед был православным священником на Моховой в Петербурге. Мать - украинка, бабка по маме - цыганка, по отцу - еврейка. А родился я в маленьком татарском селе в Чувашии. Кстати, сейчас на мне алмазный крест, который подарил грузинский католикос-патриарх Илия II.

- А как вы относитесь к тому, что церковь сегодня активно заходит на территорию, которая не является исконно церковной? 

- Я с этим категорически не согласен. Это насилие. У нас все время перегибы. Именно поэтому последовательно выступаю критиком патриарха Кирилла. Из-за его действий произошел отток верующих из РПЦ. Я много езжу по стране и вижу, в каком упадке находится огромное количество провинциальных церквей. Да вы сами прокатитесь по Свердловской области и убедитесь, что я прав. Однако высшая церковная власть ими не занимается, не ищет деньги на их восстановление, зато постоянно претендует на самые лакомые, коммерчески выгодные места в крупных городах. И я очень рад, что в Екатеринбурге жители выступили против строительства храма на городском пруду. Заставили считаться со своим мнением. 

- А вот с мнением многих петербуржцев по поводу передачи РПЦ Исаакиевского собора считаться не стали. 

- А в этом случае я, кстати, на стороне церкви - мне нравится, когда в храмах проходят службы. Все-таки Исаакиевский собор - это в первую очередь храм, место притяжения верующих. Другое дело, что произошло это как-то агрессивно. Не надо священникам быть столь воинственно настроенными. Церковь должна нести в мир добро и умиротворение. 

"За роскошь иметь собственное мнение приходится платить…" 

- Старт вашей кинокарьеры вышел на загляденье - в конце 1970-х - первой половине 1980-х вы работали с Рязановым, Говорухиным, Арановичем, Мотылем, Нечаевым, Хейфицем, Мельниковым, Досталем, Суриковой… Что не имя, то величина в нашем кино. А затем режиссеры как будто потеряли вас из виду, а если и приглашали, то предлагали в основном небольшие роли. 

- Артист - профессия зависимая. Не мы выбираем - нас выбирают, как это часто не совпадает. В последние годы практически не снимаюсь. Сегодня сформировался закрытый клуб актеров, которые переходят из фильма в фильм, из сериала в сериал. Такова жизнь, и я по этому поводу не переживаю. В свое время я был востребован, снимался часто и помногу, но, видимо, мой поезд ушел. 

- Одной из своих любимых ролей вы называете работу в фильме Владимира Мотыля "Лес" (1980) - экранизации пьесы Александра Островского, где у вас замечательный дуэт с Людмилой Целиковской. Недавно посмотрел эту картину и так и не понял, за что она почти семь лет пролежала на полке. 

- Там целая предыстория. Вы ведь, наверное, в курсе, что Мотыль работал в вашем городе? 

- Он здесь учился, а затем, во второй половине 1950-х, ставил спектакли в Свердловском драмтеатре и местном ТЮЗе, работал режиссером на Свердловской киностудии… 

- А в те годы заведующим отделом Свердловского обкома КПСС был Ермаш Филипп Тимофеевич. У них уже тогда не сложились отношения. И потом, когда Ермаш перебрался в Москву и возглавил Госкино, он продолжал Мотыля зажимать. Когда Мотылю решили дать Ленинскую премию за дебютную картину "Дети Памира", Филипп Тимофеевич потребовал, чтобы переголосовали, и в итоге Мотыль пролетел мимо премии. И с "Лесом" примерно та же история. Сначала фильм изуродовали, а потом и вовсе запретили. 

- И чего Ермаш так на Мотыля взъелся? 

- Владимиру Яковлевичу многие не могли простить оглушительного успеха "Белого солнца пустыни". Но главная причина в том, что Мотыль был самостоятельным человеком и художником. Как там у классика: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". А вот он смел "свое суждение иметь". Разумеется, в высоких кабинетах это многих раздражало. 

Да и в нынешние времена за роскошь иметь собственное мнение тоже приходится платить. Вот посмотрите, в Москве в честь Высоцкого так и не решились улицу назвать - только тупик. А ведь речь идет не просто о знаменитом москвиче - об одном из главных русских поэтов, настоящем советском Пушкине. Скоро уже сорок лет, как его нет с нами, а он по-прежнему раздражает чиновников. 

- В одном интервью вы сказали: "Слова „не могу“ не существует: не смог - значит, не хотел". Неужели в вашей жизни не было такого, когда вы очень хотели, но не срослось? 

- С этой точки зрения свою биографию не анализировал. Может, что такое и было, да я не помню. Давно уже руководствуюсь принципом: перевернул страницу и забыл. Живу сегодняшним днем - жевать старые сопли мне неинтересно. 

- Вопрос как к академику Российской национальной кинематографической премии "Ника". Как бы вы оценили прошедший Год российского кино? 

- Как типичную фикцию и надувание щек. Но я за российским кино не слежу. Да и за телевидением тоже. По телевизору смотрю только программу Андрея Малахова (смеется). 

- Нынешнее кино вам неинтересно, а современный театр? Успеваете при вашем насыщенном гастрольном графике смотреть спектакли? 

- Мне безумно нравится театр имени Вахтангова. Их "Евгений Онегин" - это просто фурор. Для меня Римас Туминас - лучший современный режиссер в мире. Просто потрясен его "Царем Эдипом". Он поставил по трагедии Софокла абсолютно современный спектакль, при этом ничуть не поступившись смыслами. Даже перенес в постановку хор, как это было в Древней Греции. Я специально ездил на мировую премьеру "Царя Эдипа" в Грецию. Вахтанговцы сыграли спектакль под открытым небом на сцене крупнейшего из сохранившихся древнейших амфитеатров. Это очень мощное театральное потрясение. 

- Вы регулярно бываете в Екатеринбурге, вас тут здорово принимают, однако одно из первых впечатлений от нашего города у вас связано с не самыми хорошими воспоминаниями, когда вы приезжали на Урал вместе со знаменитым спортивным комментатором Николаем Озеровым. 

- Да-да, было такое (смеется). Году в 1985-м мы приехали в Свердловск с концертной программой "Товарищ кино", в которой я пел песни из фильма "О бедном гусаре замолвите слово…". В это же время здесь гастролировал Геннадий Хазанов, который был тогда безумно популярен и выступал в вашем Дворце спорта. И вот Николай Николаевич - чистейшей души был человек - очень захотел пойти на его концерт. 

- Тем более у Хазанова была пародия на Озерова. 

- Мы все жили в гостинице напротив железнодорожного вокзала. И вот я встретил Хазанова в гостинице и говорю: "Гена, народный артист, знаменитый комментатор хотел бы попасть на твой концерт. Надо бы уважить". А тот в ответ: "Я человек маленький: ничего не решаю, билетами не распоряжаюсь. Может, Злата Иосифовна (жена и директор Хазанова - Авт.) вам поможет". Я к ней с той же просьбой, а она мне: "А что я могу? У меня билетов нет, все через кассу". Ну, махнули мы рукой и пошли с Николаем Николаевичем в ресторанчик. Неприятно, конечно, было, обидно за Озерова. Я рассказал как-то эту историю, а через некоторое время у меня с Хазановым была общая сцена в сериале "Моя прекрасная няня". Я там слегка перепутал слова, и Хазанов аж закричал: "Пускай, он сначала текст выучит!" И ушел весь обиженный. Теперь в мою сторону даже не смотрит. А я от этого так страдаю (произнес очень печально, а после паузы заразительно расхохотался). 

Справка 

Станислав Юрьевич Садальский родился 8 августа 1951 года в селе Шыгырдан в Чувашии в семье школьных учителей. Когда будущему актеру было 12 лет, умерла мама и отец отправил его вместе с 5-летним братом в интернат в Воронеже. Станислав с детства бредил сценой, однако сразу поступить в театральное училище не смог и в результате устроился на Ярославский моторный завод учеником токаря. В 1969 году поступил в ГИТИС и после его окончания был приглашен сразу в четыре столичных театра. Садальский выбрал "Современник", где прослужил до 1981 года и, не получив за 8 лет ни одной главной роли, ушел в свободное плавание. 

Сыграл около 100 ролей в кино, является академиком Российской национальной кинематографической премии "Ника". В 1990-е занялся журналистикой. Публиковался в "Комсомольской правде", вел рубрику "Скандальские новости" в "Экспресс-газете", работал ведущим на радиостанциях "Радио Рокс", "РДВ" и "Серебряный дождь". С января по август 2016 года был ведущим программы о здоровье "Таблетка" на Первом канале. Выпустил несколько биографических книг. Сегодня играет в антрепризных спектаклях и ведет блог в "Живом журнале", который ежедневно читает несколько десятков тысяч человек. 

В 1970-х у него был недолгий брак с гражданкой Финляндии, в котором родилась дочь, но отношений с ней он не поддерживает. В феврале 2007 года Садальский получил почетное грузинское гражданство. На президентских выборах в Грузии в декабре 2007 года был доверенным лицом Михаила Саакашвили. Во время вооруженного конфликта в Южной Осетии поддержал грузинскую сторону. Заслуженный артист России, народный артист Чувашской республики, народный артист Грузии.

Комментарии