"Просто лучше всех" - настало ли время бесполых премий?
Фото: Getty Images
"Просто лучше всех" - настало ли время бесполых премий?

Премии телеканала MTV Movie & TV Awards больше не будут вручаться в двух разных гендерных категориях - отдельно мужчинам и женщинам, - после того как звезда сериала "Миллиарды" ("Billions") Эйжа Кейт Диллон подняла об этом вопрос накануне объявления номинаций другой американской телевизионной премии - Emmy. Должны ли остальные премии последовать этому примеру?

Когда организаторы телепремии "Эмми-2017" спросили Диллон, в какой категории - мужской или женской - она хочет быть номинирована, то получить ответ на этот вопрос оказалось не так просто, поскольку Диллон, родившаяся женщиной, отказывается причислять себя к какому-либо гендеру.

Так как же ее все-таки номинировать - как лучшую актрису или лучшего актера?

Сложная дилемма встала перед организаторами "Эмми" после того, как Диллон обратилась в телеакадемию с письмом: "Мне было бы интересно узнать, в вашем понимании указывают слова "актер" и "актриса" обозначают анатомию или идентичность, и почему их вообще обязательно как-то обозначать?"

Как сообщает журнал "Variety", организаторы Emmy пояснили Диллон, что любой человек может подать заявку в любую категорию по собственному выбору, поскольку Академия оказывает поддержку всем, вне зависимости от выбора заявителя, и уж точно не проводит никаких проверок по этому поводу.

Эйжа Кейт Диллон играет в сериале "Миллиарды" агендерного человека. Фото: Getty Images

 

"Они оказали мне стопроцентную поддержку, я просто на седьмом небе", - говорит Диллон о реакции Академии.

В конечно счете Диллон выбрала для себя категорию "лучший актер второго плана", пояснив, что слово "актер" считается в целом гендерно нейтральным словом.

Так что эта конкретная проблема разрешилась, но не пора ли вообще отменить гендерные ярлыки?

Просто - лучший/ая?

В то время как все крупные премии, включая американский "Оскар" и британскую BAFTA, по-прежнему имеют две категории - "лучшая актриса" и "лучший актер", - некоторые организации расширяют границы.

Устроители британской Национальной телевизионной награды (NTA) еще в 2008 году первыми заменили эти две категории просто на "лучшую драматическую роль" и "лучшую драматическую роль в сериале".

И, если не считать кратковременного возврата к прежнему статус-кво в 2012 и 2013 годах, до сих пор все так и остается.

В этом году, например, Сара Ланкашир получила награду в категории "лучшая драматическая роль" за свою роль сержанта полиции в британской детективной драме "Счастливая долина" ("Happy Valley"), а другая актриса, Лейси Тернер, победила в номинации "лучшая драматическая роль в сериале" за свою игру в "Жителях Ист-Энда" ("EastEnders").

Сара Ланкашир стала лауреатом гендерно нейтральной премии NTA. Фото: Getty Images

 

"Эти изменения показались очень своевременными для Национальной телевизионной премии, - говорит исполнительный директор и основатель NTA Ким Турбервилл. - Прекрасная актерская игра остается прекрасной, вне зависимости от половой принадлежности исполнителя роли, и мы полагаем, что отказавшись от разделения "мужчина/женщина", мы сделали номинацию "Лучшая драматическая роль" еще более интересной".

"Когда-нибудь, возможно, зрители удивятся, обнаружив, что все четверо номинантов шорт-листа, за которых проголосовала публика, - женщины, или что все четверо - мужчины, но если так получится, то это будет само по себе любопытным результатом, полученным благодаря прекрасной актерской игре [исполнителей]", - добавила Ким Турбервилл.

По новым правилам

Если посмотреть на то, что происходит в музыкальном мире, то на Brit Awards по-прежнему выдвигают номинантов по старинке: лучшего исполнителя-мужчину и лучшую певицу-женщину - как для британских, так и для зарубежных музыкантов. А вот в американской премии Grammy этого разделения уже нет.

Несмотря на то что Grammy имеет более 80 различных категорий - от "Лучшего альбома латиноамериканского рока" до "Лучшей композиции в стиле нью-эйдж", - ни одной гендерно обусловленной категории там нет.

Самыми главными считаются номинации "Лучший альбом года", "Лучшая песня года" и "Лучшая запись года".

Так что это не только вопрос гендерной идентичности - речь просто идет о том, чтобы не делать различия между мужским и женским талантом. Короче говоря: чье исполнение лучше всех?

Однако, если организаторы других премий тоже начнут менять правила, то могут возникнуть другие сложные вопросы.

Например, появление только одной категории "Лучший актер" (если согласиться с Диллон в том, что "актер" - слово гендерно нейтральное) может означать больший престиж для победителя, поскольку, чтобы ее получить, ему/ей придется обойти как мужчин, так и женщин.

С другой стороны, только одна категория позволит номинировать меньшее число исполнителей - и кто-то, кто, возможно, заслуживает выдвижения, будет обойден вниманием.

К примеру, на "Оскар" недавно было выдвинуто по пять номинантов - как в категории "Лучший актер", так и в категории "Лучшая актриса". Конечно, устроители могут просто-напросто увеличить количество номинантов, но это нельзя гарантировать заранее.

Возможно, проблему можно решить, учредив больше разножанровых категорий - например, "Лучшая драматическая роль", "Лучшая комедийная роль" и т.д.?

Американская премия "Золотой глобус" уже пошла по этому пути, хотя там по-прежнему разделяют "мужские" и "женские" номинации.

Что было бы, если бы...

И Оливия Коулман, и Хью Лори получили в этом году премию за "Лучшую роль второго плана" - в мужской и женской категории соответственно - за мини-сериал Би-би-си "Ночной администратор" ("The Night Manager").

Оливия Коулман получила премию Emmy за мини-сериал "Ночной администратор". Фото: Getty Images

 

Можно даже возразить, что нужно вводить больше гендерно обусловленных категорий, поскольку это может помочь в продвижении женщин-кинематографистов, которым традиционно труднее быть замеченными и отмеченными жюри, поскольку категория "лучший режиссер" как раз является гендерно нейтральной.

Пока что в истории вручения премии "Оскар" в этой категории были номинированы только четыре женщины-режиссера, и только одна из них получила статуэтку - Кэтрин Бигелоу за военную картину "Повелитель бури" ("Hurt Locker") в 2010 году.

"Более широкое обсуждение"

Кто мог бы получить Оскара в категории "Лучший режиссер-женщина", если бы таковая существовала?

Возможно, Андреа Арнольд за "Американскую милашку" ("American Honey"), Мира Наир за "Королеву из Катве" ("Queen of Katwe") или Джоди Фостер за "Финансового монстра" ("Money Monster")?

В фильме Фостер "Финансовый монстр" снялись Джордж Клуни и Джулия Робертс. Фото: Getty Images

 

Диллон надеется, что проблема, возникшая у организаторов Emmy, поможет привлечь к ней более пристальное внимание: "Мне кажется, это хороший повод, чтобы начать более широкое обсуждение по поводу такого разделения и по поводу того, какие изменения в этих категориях возможны".

"Мне хочется узнать, что по этому поводу думают другие люди, и что они скажут, когда задумаются о существовании такой проблемы", - добавляет Диллон.

Кто знает, может быть, эти изменения коснутся и премии BAFTA, хотя наш прямой вопрос по этому поводу - есть ли на горизонте такие планы - ответа мы пока не получили. 

Эмма Сондерс

counter
Comments system Cackle