Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+23+16
Иерусалим
+25+12

Салат

А
А

Вверх по лестнице, ведущей вверх

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.

09.06.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Вопреки нашим ошибочным представлениям, в Торе описаны не земные события, а внутренние свойства человека, которые есть в каждом из нас, – «Моше», «народ Израиля», «левиты» и т. д.

Это рассказ о том, как восстановить цельность нашей единственной разбитой человеческой души, пользуясь инструкцией, скрытой в Торе за иносказательным повествованием.

Сегодня глава «Беаалотха» – «Во время твоего подъема».

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.                                                                       

– Наша сегодняшняя глава – «Беаалотха» – «Во время твоего подъема». 

– В ней говорится о духовном подъеме человека. 

– Начинается она с указаний Творца о том, как следует зажигать светильники внутри Скинии Завета, и о том, как изготовлена сама менора – семисвечник:

/4/ И ВОТ УСТРОЙСТВО МЕНОРЫ: ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ЗОЛОТА ВЫКОВАНА ОНА...

Почему такое значение в Торе придается меноре? 

– Когда человек меняет свои свойства на противоположные – получающие на отдающие, – он светится так же, как Творец. Поэтому светильник называется «семисвечником»: он символизирует объединение шести светов Творца – хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход и есод – со светящимся творением, с человеческой душой. 

– А почему светильник должен быть выкован из золота? 

– Золото – это эгоизм. И надо его «перековать», чтобы он не поглощал свет, а, наоборот, отдавал – излучал, светился. И название главы «Беаалотха» означает «При твоем подъеме к свету, к свечению». 

– Дальше написано о левитах:

/5/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /6 "ВОЗЬМИ ЛЕВИТОВ ИЗ СРЕДЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ И ОЧИСТИ ИХ.

Что значит «Возьми левитов из среды сынов Израиля»? 

– Из всех желаний человека – «сынов Израиля» – надо выделить такие – «левитов», –  которые могут относиться к свойству бины, т. е. к желанию отдавать. 

– И дальше сказано: «очисти их». 

– «Сыны Израиля» – это исправленные, полу-исправленные и еще не совсем исправленные эгоистические желания. Очищенные – это такие, среди которых нет никаких эгоистических желаний. То есть они должны быть полностью отдающими. 

– Дальше в нашей главе говорится о пасхальном жертвоприношении:

/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙСКОЙ, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ, ТАК: /2/ "ПУСТЬ ПРИНЕСУТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ… 

– Если мы говорим о наших предках, то они сейчас в пустыне, через год после выхода из Египта. Когда они выходили, они не могли праздновать – им пришлось в спешке бежать. А сейчас они празднуют годовщину в первый раз после выхода из Египта. И  будут праздновать Песах в пустыне еще 40 лет. 

– А если мы говорим о духовном пути человека? 

– Тогда это не сорок наших календарных лет, а сорок ступеней духовного постижения. 

– Почему сказано, что евреи должны отмечать Песах каждый год и что в каждом поколении они должны видеть себя выходящими из Египта? 

– Потому что каждый «год» – т. е. на каждой новой ступени – все повторяется, и мы вновь и вновь исправляем наш эгоизм, каждый раз на новом уровне. Можно аллегорически представить себе людей, которые бежали ночью, во тьме. Т. е. в них еще остались желания, которые они «не заметили» во время побега и которые будут еще исправлять «40 лет» пути к Земле Израиля. 

– Так и исчезнет это поколение Египта? 

– Да. Поэтому и говорится, что никто из этого поколения не войдет в Эрец Исраэль. Войдет только тот, который полностью исправил свои намерения с эгоистических на альтруистические. Все остальные намерения должны будут «умереть».

Впрочем, они и так мертвые. Только вначале «мертвые» желания перемешаны с «живыми». А после исправления желаний, которые можно исправить, превратив их при этом в желания, называемые «Эрец Исра-Эль», – те желания, которые называются «Египет», умирают, лишенные света.

Раньше они получали некоторое свечение за счет того, что были соединены со свойствами, которые можно исправить. А сейчас они остались без этого свечения и окончательно «умерли». 

– Это 40 ступеней очищения? 

– Да. И 40 раз человек как бы находит «пасхальную жертву» – желание, которое еще надо исправить, вытащив его из того же «Египта». Оно просто не было обнаружено при побеге.

Надо помнить, что Тора в аллегорической форме описывает работу человека со своими желаниями. Иначе, если понимать все буквально, весь этот Храм с жертвоприношениями в нем напоминает скотобойню – страшное место, в котором течет кровь, слышны крики животных, которых режут, тут же разделывают, жарят и едят. Что святого в такой картине?

Кстати, от горы Синай до Эрец Исраэль – если мы будем говорить о географии, – неделя пути, максимум, две, но никак не сорок лет. Если говорить каббалистическим языком, 40 лет символизируют подъем малхут, творения, желания наслаждаться – до уровня бины, желания наслаждать, свойства Творца. 

– Дальше народ начинает роптать:

/1/ И СТАЛ НАРОД КАК БЫ РОПТАТЬ НА БОГА... 

– С чего бы это? Вроде, не голодают. А потому, что среди народа был «эрев рав», «большой сброд»! 

– Да, дальше говорится:

/4/ А СБРОД, КОТОРЫЙ СРЕДИ НИХ, СТАЛ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИХОТИ, И СНОВА ЗАПЛАКАЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛИ: "КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ?

Напомним, что «эрев рав» – это «боящиеся Творца, но работающие на Фараона», т. е. на свой эгоизм.

Казалось бы, – в чем проблема? Ведь ман мог приобрести любой желаемый вкус, в том числе, и вкус мяса. 

–  Действительно, мы же сегодня не ропщем, когда едим одно, а ощущаем другое. Много ли мяса, например, в тех сосисках, которые выпускает пищевая промышленность? Там же ничего нет, кроме сои. Зато какой вкус!   

Скоро вообще всё будут печатать на принтере, на любой вкус. Хочешь конфетку – пожалуйста. Нужна зубная паста или крем для обуви? Пожалуйста. И все из того же сырья. Ну, чем не ман?

К этому идем. Только тот ман был на пользу, а этот – во вред, потому что внутри там просто опилки, пропитанные ароматизаторами и вкусовыми  добавками.

Но если мы говорим о Торе, то она рассказывает нам о душе, о духовном мире человека. А с духовной точки зрения «эрев рав» – это такие желания в человеке, которые, боясь Творца, готовы выполнять всё, что Он требует, но только ради награды, которая им за это «положена» в этом мире или в мире будущем.

Представь себе, например, террориста, поверившего обещаниям, что через минуту он окажется в раю, и готового ради этого идти на смерть. Вот это и есть «великий сброд».

Эти желания «подзуживают» человека, и человек начинает роптать. Он же не получает то, что ему «положено»! Ведь этот «переход пустыни» – это движение в пустоте: ты ничего не получаешь и идешь за каким-то призрачным облаком. И это все!                                

На самом деле именно благодаря тому, что человек находится «в пустыне», – то есть у него ничего нет, пусто – он может из этого состояния абсолютной безысходности найти один единственный путь: к Творцу. Больше в пустыне обращаться не к кому!

А в ответ на это обращение человек получает т. н. «ман» – духовную пищу. И тогда он идет вперед и проходит эту «пустыню». 

– Но «большому сброду» не нужна духовная пища, они требуют мяса. 

– Да, это поднимаются в людях эгоистические желания, которые называются «эрев рав». Потому что путь этот нелегкий. Надо выявлять в себе проблематичные желания и исправлять их, надо менять отношение к другим людям и объединяться с ними. А кому этого хочется? Вот они и ропщут.

Это то, что и происходит с нами – мы не хотим объединяться. Это тяжело. Для нас это пустыня – безвкусная, трудная. Мы хотим мяса. То есть хотим оставаться на том же уровне, только бы не объединяться. 

– А Моше просто плачет перед Творцом:

/13/ ОТКУДА У МЕНЯ МЯСО, ЧТОБЫ ДАТЬ ВСЕМУ ЭТОМУ НАРОДУ, КОГДА ПЛАЧУТ ОНИ ПЕРЕДО МНОЙ, ГОВОРЯ: ДАЙ НАМ МЯСА… 

– Вообще-то Моше – не какой-то старик-предводитель, который ведет за собой народ. Это наше древнее внутреннее свойство, которое ведет нас сквозь нашу эгоистическую «пустыню» к объединению, к братской любви, к желанию «Эрец Исра-Эль».

И сейчас, в пустыне, надо двигаться. Все дальше от эгоизма, все ближе к Земле Израиля. Другого выхода у нас нет. Нас ведут вперед законы, которые находятся внутри природы. А для эгоизма это – пустыня. 

– И Творец очень жестко отвечает народу:

/18/ А НАРОДУ ЭТОМУ СКАЖИ: ГОТОВЬТЕСЬ К ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ И БУДЕТЕ ЕСТЬ МЯСО, ИБО ПЛАКАЛИ ВЫ, ОБРАЩАЯСЬ К БОГУ, ГОВОРЯ: КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ? ...И ДАСТ ВАМ БОГ МЯСО, И БУДЕТЕ ЕСТЬ. /19/ НЕ ОДИН ДЕНЬ БУДЕТЕ ВЫ ЕСТЬ, И НЕ ДВА,... ПОКА ОНО НЕ ВЫЙДЕТ У ВАС ИЗ НОСА И НЕ СТАНЕТ ДЛЯ ВАС ОТВРАЩЕНИЕМ, ЗА ТО, ЧТО ГНУШАЛИСЬ ВЫ БОГОМ... 

– То есть: «Бог – это любовь. Вы этим гнушаетесь? Так Я вас досыта накормлю вашим эгоизмом».

Да, жестко. А что делать?! Это же система! Вот так она работает. Тут ничего не написано просто для красного словца. «Поначалу вам покажется, что эгоизм – это хорошо. Но вы дойдете до такого состояния, что он будет вылезать из вас наружу».

Творец – это высший закон природы. Моше кричит, жалуется. Некому жаловаться! Это «глас вопиющего в пустыне» – в буквальном смысле слова.

Есть программа, она неизменна. И мы внутри нее. Сказано: «Дал закон и не изменяет его». Если ты не согласен с программой Творца, – тебе не к кому обращаться, будешь биться до тех пор, пока не придешь к пониманию, как идти дальше.

Ничего не изменится к лучшему, если ты не изменишься сам, не изменишь свое отношение к другим, не начнешь заботиться о них без каких бы то ни было эгоистических расчетов. 

– Как Вы видите дальнейший путь нашего развития? 

– Впервые в истории мы стоим на развилке, в состоянии выбора: или мы продолжаем идти по пути эгоизма, или, осознав порочность своей эгоистической природы, решаем от нее избавиться. Нам только кажется, что мы выбираем будущее. На самом деле все уже выбрано: цель известна. Нам осталось выбрать только, каким путем мы придем к ней.

Если мы будем дальше следовать за нашим эгоизмом, это будет путь страданий. Не захотим по-хорошему двигаться к Цели, – нас будут бить. Будем продолжать упираться, – будут бить еще и еще. Так продвигается осел: сделал шаг – и снова уперся. Это и есть путь страданий.

Идя по этому пути, мы благодаря страданиям будем становиться умнее и начнем понимать, что надо двигаться. Совсем другой – путь Торы, которая говорит нам, как пройти исправление с  помощью высшего света.

Объединяясь, мы постепенно будем раскрывать всё, что в ней написано, постигая все более высокие духовные ступени. Так мы пройдем весь свой путь до Конца Исправления – до состояния вечности и совершенства. 

– Итак, от главы к главе мы продолжим постепенно продвигаться к Эрец Исраэль. 

Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.

Facebook 

Подготовила Светлана Волчек

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке