Непедагогичное интервью
Фото: Shutterstock.com
Непедагогичное интервью

Цахи Бекер: "Два слова по-русски я уже знаю - чепуха и Чебурашка"

Цахи Бекер в свое время руководил театром "Бейт-Лесин", много лет - Музеем Эрец-Исраэль, а сейчас придумал сад монстров - не один, а в компании с художником Йоси Абулафия и писателем Эфраимом Сидоном, примечательными личностями каждый сам по себе и еще более примечательными как знаменитый литературно-иллюстративный дуэт, много лет создающий прекрасные детские книги. Так вот - Цахи Бекеру удалось привлечь Сидона и Абулафию к созданию нового поколения страшилищ, потом воплотить эти забавнейшие страшилища в трехметровых монстров, а затем с помощью сотни дизайнеров и помощников сделать из этих монстров сад-выставку "Страшилы в Музее Эрец-Исраэль". И все это для того, чтобы научить детей избавляться от страхов и не бояться чудищ, прячущихся в темноте под кроватью. Как именно - он объясняет в этом интервью. 

- Цахи! Добрый день! Выставка забавных страшилищ-монстров уже месяц, как открыта, вызывает немалое любопытство и привлекает много посетителей, и посему мне стало интересно - как вы ее придумали? Это выставка Абулафии-Сидона или…

- Я вам сразу отвечу: это выставка фантазии. И пусть не обижаются мои друзья Эфраим и Йоси, но подобная выставка могла бы быть и анонимной. Мы могли бы пригласить для ее подготовки и создания других дизайнеров, писателей или сценаристов. Имена ее создателей важны, но куда важнее  игра фантазии и идея выставки. И именно поэтому на выставке вольготно всем - не только тем детям, кому читали книги Сидона и Абулафии, но, среди прочих, и детям из русскоязычных семей.

- Это выставка фантазии, посвященная разноцветным монстрам?

- Не монстрам, а детским страхам, как ни странно это звучит. Дети живут в своих фантазиях, для них они зачастую реальнее окружающего мира. С возрастом мир фантазий, увы, уходит. Когда мы взрослеем, то много теряем в непосредственности восприятия, многое забываем. Дети живут в еще одной реальности - в реальности своих фантазий: ребенок может три часа подряд играть со спичечным коробком и каждую минуту этот коробок будет новым миром - машинкой, дворцом, кошкой… А взрослый увидит в коробке только спички. 

- Но вы как раз предлагаете играть не с коробками - вместилищами фантазий, а вполне с конкретными чудовищами - разноцветными страшилищами странных форм, похожими на гигантские трехмерные кляксы. И эти говорящие и поющие кляксы - смешные и точно ранее не виданные - также плод фантазии. Тех взрослых, что сохранили каплю детства.

- Именно так. А вы обратили внимание, что наши монстры практически статичны? Они не пляшут, не машут хвостами, не прыгают на месте - слегка подымают лапы, вращают глазами, шевелят ушами… Все остальные их движения дополняет детская фантазия. Хотя песни для всех страшилищ мы сочинили сами. 

- Эта выставка по сути своей - эксперимент?

- Да. Новая выставка, новая концепция, новая идея - и сами экспонаты, которые были разработаны для этой выставки. Наши страшилища ниоткуда не срисованы, они не появлялись в мультфильмах или в книгах, не являются персонажами популярных сказок. Их не было - и вот они есть, родились как результат психологической игры, психологического эксперимента. 

- Вышли из спичечного коробка?

- Можно сказать и так. А еще из фантазий тех, кто не растерял детское любопытство и умеет взглянуть на мир по-новому, быть готовым к иному восприятию. 

- У каждого чудища на этой выставке есть свой характер, свои свойства. Кто, как и почему наделил их присущими им чертами?

- Мы обратили внимание на те качества, которые дети приписывают возникающим в их фантазиях чудовищам. Скажем, если на ребенка кричит воспитательница в детском саду, то в его глазах она превращается в чудовище. Его обидчик, драчун или собака, которая норовит укусить - все они в его фантазиях превращаются в чудища, которые прячутся в душе ребенка, ночью под кроватью или в глубине шкафа, темноте чулана. Дети живут среди этих чудовищ-страшилок… 

 

- А вы решили вывести чудовища на чистую воду, на белый свет из ночной тьмы? Ведь когда мы смотрим под кровать или в шкаф, то ничего там не находим.

- Мы не чувствуем, а ребенок-то видит их. Мы решили вытащить эти страшилища, облечь их в смешные формы, яркие одежки и сказать детям: вам нечего бояться. Давайте вместе посмеемся над вашими страхами и вашими личными чудовищами! Мы показываем детям странных, некрасивых, может, на первый взгляд, даже неприятных монстров. И вдруг, в какой-то момент, ребенок начинает смеяться вместе с ним, потому что понимает, что всего его страхи - это ЧЕПУХА! Я знаю это слово по-русски - мне объяснили его смысл - оно очень подходит… На нашей выставке все чудовища несут ЧЕПУХУ и дети веселятся вместе с ними. Я слышал, что русскоязычные родители считают, что это не очень педагогично - нести чепуху. Но я считаю, что ребенок должен больше смеяться. В нашей стране не так уж много поводов для смеха, а на выставке мы этот повод создаем. И не один, а сразу двадцать - по количеству монстров. 

- Ваша идея - побольше смеха в "вытряхивании" страхов? Довольно смелый эксперимент для выставки и известный прием психиатрии. Вы консультировались со специалистами по детскому развитию?

- Моя дочь - психолог. Сейчас она работает в Англии. С ней я советовался и она подтвердила, что дети от 4 до 10 лет любят, чтобы их слегка "припугнули" - попугали для смеха. Дети - очень консервативны. Они любят читать одну и ту же книгу, слушать одну и ту же сказку, есть одно и тоже. Они могут сотню раз смотреть один и тот же мультфильм - например, про Чебурашку. Я правильно произношу - Чебурашка? Мы же им предложили нечто невиданное раньше - их овеществленный страх. Я читал статьи детского художника-психолога  о том, как он предложил детям нарисовать вместе с ним их страхи, их чудовища - те самые, что прячутся в сумерках под кроватью. На всех рисунках чудовища были аморфны, то есть бесформенны. Это не были драконы, бабы-яги или колдуны - это были пятна Роршаха из детских фантазий. 

- Но ваши чудища не аморфны. Это вполне конкретные образы.

- Да, это определенные существа, но неопределенной формы, с глазами, руками, ногами, головой и характером. Это все-таки не совсем кляксы, а нечто одушевленное. Они не миниатюрны, но и не особые гиганты - метра три ростом. У каждого монстра есть свой монолог, свой голос и все поют песенки, каждый свою, специально для этой выставки написанные несколькими композиторами и записанные актерами под руководством известного режиссера дубляжа Шарона Коэна, придумавшего также и движения монстров. 

- Вы готовили эту выставку около года…

- Только разработка эскизов и самой идее заняла около полугода. Втроем - Сидон, Абулафия и я - мы пытались сделать чудовищ с определенными качествами, присущими и нашим характерам и понятными детям: чудовищ сердитых, ревнивых, злючек, нудных… Йоси Абулафия сделали около 400 эскизов и в результате мы пришли к тем 20 страшилам, что представлены на выставке. А Эфраим Сидон придумал тексты описания, речей и песен уже для "готовых" образов чудовищ. 

- Монолог Гамлета?

- Наоборот. Нарочито смешные, веселые и может в чем-то и дурацкие монологи и песенки им под стать. Мы не дидактичны, может не совсем педагогичны, а просто веселим детей. Песни страшил мы записали в студии звукозаписи - с музыкой, эффектами, микшированием, балансом - все как в настоящем вестерне. 

- Вы рассказываете про это так зажигательно!

- Я люблю такие выставки! И уже организовывал в саду музея Эрец-Исраэль выставки китайских фонариков, три раза - выставки скульптур из песка. И понял, как развлечь детей статической скульптурой, как это бы на "песчаных" выставках. Скульптуры из песка не двигались, не звучали, но детям очень нравились именно потому, что они включили свою фантазию и скульптуры в их воображении оживали. Представьте себе театр: иногда декорации в спектаклях бывают очень реалистичны, иногда - условны, едва ли не абстрактны. И все равно все сидящие в зале точно представляют, о чем идет речь; что хотели сказать драматург и режиссер. Так и в саду страшилищ. Мы предлагаем детям пьесу с минимумом декораций, но с постановкой световых эффектов, загадочными образами, музыкой. Фантазия включается на полную мощность. Дети - самая важная и самая сложная публика. Они - непосредственны, их нельзя обмануть, и если что-то им не понравится, они не будут этого скрывать. 

- От себя добавлю: фантазия включается в вечерние часы при также фантастическом волшебном освещении.

- Выставка работает вечером по естественным для нашего лета причинам: днем - жарко. Я рекомендую приходить в наш сад страшил, когда стемнеет и можно полностью оценить игру света, разработанную дизайнером по освещению. Наши чудища становятся еще… 

- Страшнее?

- Нет, еще смешнее и забавнее. Все, как я уже говорил, как в театре. Детские страхи - только завязка, на деле все смешно и забавно. И музыкально - ведь страшилы поют песенки в определенном порядке. Переходя от одного к другому можно услышать и увидеть музыкальный спектакль. Над выставкой работали десятки человек - у нас в стране хватает талантов, и когда мы этот сад страшил создавали, то все время "тестировали" его на наших детях и внуках. Наблюдали за их реакций, что-то исправляли. 

- Каждый ребенок видит эти чудовища по своему…

- Конечно. И кстати, далеко не все чудища нравятся всем, и это нормально. Наши чудища - одна семья, а в семье бывают споры, бывает, что кто-то кому-то не по душе. 

- А на мой взгляд, они все - милые.

- Да. Милые… Ведь если честно, мы все-таки не собирались никого пугать. Ну, разве совсем немного - слегка испугаться, в мизерной дозе, а потом много смеяться и долго веселиться. Испугаться понарошку, а смеяться по-настоящему. 

Маша Хинич      

Дополнительная информация на сайте: www.monstergarden.co.il

counter
Comments system Cackle