"Издали увидишь ты страну эту"
Фото: Открытый телеканал
"Издали увидишь ты страну эту"

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня глава “Аазину” – “Внимайте”.

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК),  беседует его ученик – известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур. 

– Предпоследняя глава Торы называется "Аазину" – "Внимайте". Из Большого Комментария узнаем, что так называется песнь, которой Моше научил народ в день своей кончины, и что в ней в поэтической форме предсказано будущее еврейского народа. Начинается она так:

/1/ ВНИМАЙТЕ, НЕБЕСА, И Я ГОВОРИТЬ БУДУ, И УСЛЫШИТ ЗЕМЛЯ РЕЧИ УСТ МОИХ...

Вот отрывок из Большого Комментария:

Перед тем как начать песнь Аазину, Моше приказал небесам и земле: "Замрите! Не двигайтесь, пока я не закончу мою песнь!"

Небеса задрожали. Ужасающее смятение потрясло высшие миры из-за того, что человек осмелился посягнуть на движение вселенной.

"Моше, Моше, раздался голос, зачем ты вызываешь этот беспорядок?"

"Я приказываю небесам и земле остановиться, ибо я призову Имя Б-га. Поэтому воздайте честь нашему Б-гу!" отвечал Моше.

При этих словах земля и небеса затихли и пребывали в таком состоянии до тех пор, пока Моше не закончил свою пророческую песнь. Счастлив тот человек, которому повинуется природа! 

– Ну, это лирика, конечно. Каббала объясняет все намного более четко, по-научному. Прежде всего, речь идет о духовной, то есть о внутренней работе человека. 

– Да-да, напомним, что “Моше”, “народ”, “сыновья” – вообще все названия и имена в Торе обозначают свойства человека. Тора обращается к каждому из нас и говорит о том, как происходит, от уровня к уровню, наше продвижение по духовному пути. И мы беседуем с вами именно об этом, самом глубоком, каббалистическом толковании Торы.

– Итак, Моше привел народ, или можно сказать – поднял его до состояния, когда бина (отдача) и малхут (получение), эти два противоположных свойства внутри каждого из нас и в общем творении, соединяются вместе. И из бины, что называется “с небес”, может дойти голос до малхут (земля). И в обратную сторону, с земли на небеса, может подняться голос народа. Возникает возможность исправить землю с помощью небес – малхут с помощью бины

Связь между биной и малхут – это самое главное, что у нас есть. Мы получаем от бины свойство исправления, свойство отдачи. Оно присовокупляется к свойству малхут, к желанию получать. И таким образом мы поднимаемся до "получения ради отдачи".

То есть с этого мгновения и дальше те желания в нас, которые называются “народ Израиля”, уже готовятся перейти Иордан и вступить в Землю Израиля. “Земля Израиля” – это те желания, которые надо переделывать, исправлять на отдачу. Моше и готовит к этому народ. Это его особая миссия – привести народ Израиля в Землю Израиля.   

– Далее, как обычно, я попрошу вас прокомментировать несколько цитат из этой главы. Вот говорит Моше:

/3/ КОГДА ИМЯ БОГА ПРОИЗНОСИТЬ БУДУ, ВОЗДАЙТЕ СЛАВУ ВСЕСИЛЬНОМУ НАШЕМУ!

Что это значит, когда произносится Имя Б-га?

– Творец не проявляется просто так. Это свойство отдачи. Оно может проявиться на какой-то подложке, на какой-то основе. Эту основу я должен приготовить из своих желаний на отдачу ближнему, из своих взаимосвязей с остальными. Творец проявляется во внутренних отношениях отдачи и любви, не иначе.

/4/ ТВЕРДЫНЯ ОН, СОВЕРШЕННО ДЕЯНИЕ ЕГО, ИБО ВСЕ ПУТИ ЕГО – ПРАВЕДНЫ; ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЕРЕН, И НЕТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРАВЕДЕН И СПРАВЕДЛИВ ОН.

– Это то, что Моше передает народу. Именно к этому приходят люди, которые находятся в постижении Творца. Происходит это по четким, определенным законам. И те, кто сегодня приходят к нам изучать каббалу, таким же образом постигают высшую силу природы. Тора неизменна для всех. В этой или в следующих жизнях – все равно все придут к постижению, что все деяния Творца праведны, справедливы и совершенны.

Когда мы исправляем свой эгоизм, мы постепенно-постепенно оправдываем Творца, вплоть до осознания Его общего совершенства во всем. Несмотря на все, что происходило с нами, и еще будет происходить в течение всей эволюции человечества, мы все равно в конечном счете достигнем состояния, когда увидим, что Творец в каждой точке нашего развития преследовал только одну цель – довести нас до состояния совершенства.

– А дальше песнь Моше, которая звучала как гимн славе Творца, вдруг абсолютно меняет тон:  

/5/ ПОГУБИЛИ они себя, НЕ СЫНЫ ОНИ ЕМУ ИЗ-ЗА ПОРОЧНОСТИ ИХ, ПОКОЛЕНИЕ УПРЯМОЕ И ИЗВОРОТЛИВОЕ. /6/ БОГУ ЛИ ВОЗДАЕТЕ ВЫ ЭТО, НАРОД ПОДЛЫЙ И НЕУМНЫЙ? ВЕДЬ ОН ОТЕЦ ТВОЙ, ГОСПОДИН ТВОЙ! ОН СОЗДАЛ ТЕБЯ И СОТВОРИЛ ТЕБЯ!

– Ну, да, Он – совершенный, а вы? Посмотрите, как вы падаете в свой эгоизм и не можете возвысить над собой Творца, свойство отдачи и любви. Но, с другой стороны, а кто же создал это все в человеке? Тот же Творец! Так почему же они сейчас для Него “народ подлый и неумный”?

– Почему же?

– А чтобы человек осознал, что все исходит от Творца, который создал злое начало. И только через исправление зла в себе человек сможет достичь Его уровня. Задача Творца – довести человечество до осознания, что подъем над нашей эгоистической природой является необходимостью и абсолютным благом.

/39/ СМОТРИТЕ ЖЕ НЫНЕ, ЧТО Я – Я ЭТО, И НЕТ ВСЕСИЛЬНОГО, КРОМЕ МЕНЯ; Я УМЕРЩВЛЯЮ И Я ОЖИВЛЯЮ, Я ПОРАЖАЮ И Я ИСЦЕЛЯЮ, И НЕТ СПАСЕНИЯ ОТ РУКИ МОЕЙ. /40/ ВОТ, ВОЗНЕСУ Я К НЕБУ РУКУ МОЮ И СКАЖУ: ЖИВ Я ВОВЕКИ!

– Сам Творец находится вне каких бы то ни было обозначений человека: плюс, минус, добро, зло, и так далее. В этом Абсолюте сливаются все противоположные свойства, силы, мнения, действия, ощущения. А в нас изначально заложена программа по достижению этой высшей точки развития. Поэтому говорится: “Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!” Именно этого состояния мы должны достичь

/44/ И ПРИШЕЛ МОШЕ, И ПРОИЗНЕС ВСЕ СЛОВА ПЕСНИ ЭТОЙ НАРОДУ, ОН И hОШЕА, СЫН НУНА. /45/ И ОКОНЧИЛ МОШЕ ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЭТИ СЛОВА ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ,/46/ И СКАЗАЛ ИМ: "ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ВАШЕ НА ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫМИ Я СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ О ВАС СЕГОДНЯ и КОТОРЫЕ ВЫ ЗАПОВЕДУЙТЕ СЫНАМ ВАШИМ, ЧТОБЫ СТРОГО ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО. /47/ ИБО ЭТО НЕ ПУСТОЕ СЛОВО ДЛЯ ВАС, НО ЭТО ЖИЗНЬ ВАША, И БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРОДЛЯТСЯ ДНИ ВАШИ НА ЗЕМЛЕ, В КОТОРУЮ ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ ЧЕРЕЗ ИОРДАН, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ".

– То есть возьмите это как цель, как методику, как план, как программу и стройте по ней свою жизнь. Эта программа приведет вас к цели Творения добрым путем. Иначе достижение той же цели возьмет у вас тысячи лет, через войны и огромные страдания. Но выполнить то, что завещано в Торе, все равно придется.  

– Несмотря на то, что уже давно, из предыдущего текста Торы, было известно, что Моше не войдет в Землю Израиля – а мы сейчас подошли к этому месту – все равно очень трудно принять, что Моше уже не пойдет дальше...

/48/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, ТАК: /49/ "ВЗОЙДИ НА ЭТУ ГОРУ АВАРИМ, ГОРУ НЕВО, ЧТО В СТРАНЕ МОАВ, ЧТО НАПРОТИВ ИЕРИХОНА, И ОСМОТРИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ ВО ВЛАДЕНИЕ. /50/ И УМРИ НА ГОРЕ, НА КОТОРУЮ ТЫ ВЗОЙДЕШЬ, И ПРИОБЩИСЬ К НАРОДУ ТВОЕМУ, КАК УМЕР АhАРОН, БРАТ ТВОЙ, НА ГОРЕ hОР, И ПРИОБЩИЛСЯ ОН К НАРОДУ СВОЕМУ: /51/ ЗА ТО, ЧТО ВЫ НЕВЕРНЫ БЫЛИ МНЕ СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПРИ ВОДАХ РАСПРИ, В КАДЕШЕ, В ПУСТЫНЕ ЦИН, ЗА ТО, ЧТО НЕ ЯВИЛИ СВЯТОСТИ МОЕЙ СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. /52/  ПОЭТОМУ ИЗДАЛИ УВИДИШЬ ТЫ СТРАНУ ЭТУ, НО ТУДА НЕ ВОЙДЕШЬ, В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ".

– Да, удивительно, что Моше – и как духовный персонаж, и как самый великий праведник, самый большой человек из живущих и живших – не может войти в Землю Израиля, а народ Израиля может.

– Тот самый народ?

– Да, да, да, тот самый, которому впереди предстоят еще и вражда, и взаимная ненависть, и войны, и убийства, и предательства…

Но это ступень Моше. Он должен остаться. Он должен проводить свой народ. Он должен видеть Землю Израиля. Таким образом он как бы исправляет от себя (от свойства бины) эту Землю. И после того, как он видит, что народ Израиля – все остальные  эгоистические свойства в человеке – могут начать туда входить и осваивать эту землю, то есть эти желания, и перерабатывать их с намерением ради отдачи, Моше умирает. На этом заканчивается действие этого свойства в нас.

Но в принципе, я бы сказал в оправдание Моше: он не может войти в Землю Израиля, потому что это свойство абсолютной отдачи и любви, абсолютная бина, которое будет достигнуто только в самом конце исправления. Поэтому он не может туда войти. Сейчас же, в Земле Израиля, постепенное раскрытие этого свойства будет происходить в “сыновьях”, в народе Израиля –  в этих частных желаниях.

– И последний вопрос: почему сказано, что это земля Кнаан?

– Она пока еще земля Кнаан. Землей Израиля она станет после того, как оттуда будут изгнаны все эгоистические желания, которые невозможно исправить. Это так называемые семь народов, живущих там. И после того, как будет построен Храм, распределены все земли, то есть после того, как будет освоен этот эгоизм, и все эгоистические желания будут подчинены двенадцати коленам – свойствам, намерениям ради Творца, тогда она станет Землей Израиля, или “Эрец Исраэль” (“яшар кель”) – прямо к Творцу.

Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале. 

Подготовила Марина Бухарова

counter
Comments system Cackle