Режиссер Нонна Гришаева: "Я отказалась от всех телепроектов"
Фото: Wikipedia
Режиссер Нонна Гришаева: "Я отказалась от всех телепроектов"

С назначением новым худруком театра известной артистки Нонны Гришаевой Московский Областной ТЮЗ превратился в место театрального эксперимента. Об этом и другом - интервью Нонны Валентиновны корреспонденту "НИ" Весте Боровиковой.

Рядом с музеем-заповедником "Царицыно" в красивом старинном особняке с колоннами живет Московский Областной Театр Юного Зрителя. В него можно попасть, выйдя в правые боковые ворота музея-заповедника, сразу после того, как пройдешь правую цветочную аллею до конца и выйдешь к пруду. Еще несколько лет назад он жил жизнью настолько неприметной, что на нем не было даже вывески. С назначением новым худруком театра известной артистки Нонны Гришаевой Московский Областной ТЮЗ превратился в место театрального эксперимента. 22 и 23 сентября юный зритель увидел первую премьеру сезона - "Ревизор" Гоголя, где текст Николая Васильевича в отдельно взятых местах был переписан стихами молодого московского поэта Вениамина Борисова. 

А 14 сентября на сцене театра прошел спектакль по пьесе Александра Володина "Пять вечеров" в постановке Павла Сафонова. Тамару в нем роскошно сыграла Нонна Гришаева, воплотив характер слабой, хрупкой, верной и мужественной женщины, которая очень старается быть сильной. Зрителя ожидали в спектакле несколько открытий. Одним из них стал образ друга Илина, главного инженера завода Тимофеева. В отличие от картины Никиты Михалкова, режиссер спектакля Павел Сафонов увидел в Тимофееве очень мужской, честный и прямой характер. В его Тимофееве, которого воплотил на сцене Михаил Дорожкин, никакого приспособленчества нет, есть выдержка и даже благородство. Искрометно и эмоционально, ярко и вдохновенно сыграла роль Кати Людмила Мунирова. Ильин в исполнении Алексея Рыжкова – не сломленный судьбой человек, а борец за собственный выбор, отстаивающий его до конца. Он не жалеет ни о чем. Как видим, это новое прочтение классической пьесы, а новый взгляд на классику всегда интересен, если он сыгран в точном трактовании смысла, заложенного автором. Думаем, дух Володина незримо присутствовал на сцене, настолько атмосферным получился спектакль. 

- Нонна Валентиновна, я сейчас наблюдала репетицию сцены из "Ревизора", где почтмейстер играет на гармошке. Новаторское решение образа? 

- Мы сделали спектакль музыкальным, и ориентировались на тех юных зрителей, кто знакомится с ним впервые, в рамках школьной программы. Гоголевский текст дополнил талантливый московский поэт и драматург Вениамин Борисов. Он переделал некоторые монологи Гоголя в песни. Теперь в музыкальном исполнении они будут восприниматься лучше. Все музыкальные партии артисты исполнят вживую. 

- А что, можно как-то еще? 

- До моего прихода на должность худрука этого театра артисты пели под фонограмму. Теперь мы от этого отказались. И даже живой оркестр на сцене у нас будет. 

- Спектакль ставит ваш супруг? 

- Да, Александр Нестеров любит ставить именно музыкальные спектакли. Все они идут с большим успехом. Мы давно сотрудничаем в композитором Гельсят Шайдуловой, которая работала в нашем спектакле "Леди совершенство". В "Ревизоре " она выступила и композитором, и аранжировщиком, и хормейстером. Хореографом мы пригласили Павла Ивлева. Художники спектакля- студенты ГИТИСа Федор Шмелькин и Люба Яковенко. Надеюсь, наше совместное творчество понравится школьникам. Вообще, спектакль родился легко, без мук и страданий. 

- Будете ли Вы обновлять репертуар? 

- Мы оставляем базовые вещи любого детского театра - и "Золушку", и "Щелкунчика". Для школьников средней и старшей школы в нашем репертуаре представлен Золотой век нашей литературы - Пушкин, Тургенев, Лермонтов. При этом выпускаем новые спектакли - "Питера Пена", например. 

- В чем ваша главная трудность как худрука? 

- Найти золотую середину. Обновлять репертуар без ущерба для театра. Поиск компромисса. 

- Вам это удалось? 

- Я до сих пор все еще пытаюсь. 

- А в чем проблема? 

- Любая труппа любит свои спектакли и с трудом от них отказывается. 

- А это были хорошие спектакли? 

- Я стараюсь снимать только те спектакли, которые уже отжили свое. 

- Как вы решаете проблему со зрителем? 

- Никакой проблемы со зрителем у нас нет. Я приглашаю всех своих друзей. А им настолько нравятся наши спектакли, что они выкупают по 30-50 билетов для своих школ. Приезжают сюда на весь день, гуляют по прекрасному Царицинскому парку, ходят в музей, А вечером идут к нам на спектакль. Отличный вариант проведения выходного дня! С их легкой руки о нашем театре узнали новые зрители. Все отмечают, в каком красивом месте мы живем. И хотят возвращаться сюда снова и снова…. 

- Как вам удается сочетать съемки на телевидении, в кино и работу худрука в театре? 

- Я отказалась от всех телепроектов. 

- Трудный был выбор? 

- Нет. Я просто хочу заниматься театром. Я нужна здесь! 

- Вас устраивает качество сегодняшнего телевидения? 

- Я не задумываюсь об этом. Нет времени смотреть телевизор. 

- Если бы Вам предложили руководить детским каналом, каким бы вы его сделали? 

- В первую очередь – познавательным. А потом уже развлекательным и игровым. 

- Совместные проекты с "Квартетом И" у вас продолжаются? 

- Да. Я играю два спектакля "День радио " и "День выборов". И если ребята позовут в кино, то, конечно, буду у них сниматься. 

- То есть от кинопроектов Вы не будете отказываться? 

- Если кинопроекты будут предлагать интересные. 

- Также известно, что несколько лет назад вы выступали в роли писательницы. Написав книгу для девочек.

- "Советы дочкам". Мне предложило издательство написать такую книгу, и я согласилась. Потому что на тот момент моя дочка вступала в подростковый возраст, и мне было, чем поделиться. Однажды на гастролях ко мне подошла девочка и попросила подписать эту книгу. Я подписала, и она сказала: "Нонна, спасибо! У меня нет мамы, и ваша книга мне очень помогла". 

- И какой главный совет Вы дадите мамам дочек? 

- Очень важно помочь подростку выбрать жизненный путь. 

- А хвалить дочку надо? 

- Обязательно. Иначе дочка не будет ничего добиваться в жизни. Стимула не будет. Это не значит, что ребенка надо захваливать. Но поддерживать инициативу - обязательно. Ребенок должен знать, что вы им гордитесь. 

- А что делать девочкам, которых не хвалили? 

- Добиваться своего. В надежде на то, что когда-нибудь мама все-таки похвалит. 

- А ваша дочка где училась? 

- Она закончила отделение графики и иллюстрации в Кембридже. И буквально на днях на Московской международной книжной ярмарке мы нашли ей работу. Она будет иллюстрировать книгу "Блеск и нищета куртизанок" Бальзака. Я за нее очень волнуюсь. Потому что это непростая вещь. Но, посмотрим. 

- А сын? 

- Учится в музыкальной школе на саксофоне. И еще играет в футбол. Для равновесия. 

- Вы приглашаете друзей помочь поднять театр? 

- Да. Год назад я уговорила Пашу Сафонова, своего однокрусника и замечательного режиссера, поставить у нас "Пять вечеров". Сейчас за этот спектакль Паша номинирован на премию "Звезда Театрала" . Лешу Франдетти, который ставит в Большом, с которым мы дружим, уговорила поставить у нас "Питера Пена". Веду переговоры с Владимиром Владимировичем Ивановым и Александром Коручековым. А сейчас мы получили приглашение от Вахтанговского сыграть наш спектакль "Леди Совершенство" на его сцене. Я очень рада этому предложению. Это поможет артистам держать планку. 

Встречалась Веста Боровикова

counter
Comments system Cackle