На прямой связи с Богом…
Фото: пресс-служба
На прямой связи с Богом…

Оживший Босх - эстетка и язычница Мари Шуинар возвращается на сцену Израильской Оперы 

"Танец - это привилегия, ты как будто на прямой связи с Богом". Мари Шуинар 

Ее творчеству аплодировали в Токио и Лондоне, в Париже и Нью-Йорке, в Вене и Мадриде. Она любима в Канаде - у себя в Монреале, и не менее любима в Израиле, куда приезжает в очередной раз с новой поставкой "Сад земных наслаждений". Она - это хореограф Мари Шуинар, а "Сад земных наслаждений" - это, конечно Босх, его знаменитый триптих, хранящийся в музее "Прадо" в Мадриде. Триптих, который не просто оживает на сцене в движении танцовщиков, а становится четырехмерным (время - 500 лет со дня смерти Босха - это четвертое измерение), глубоким философским балетным переживанием. 

На следующей неделе, с 6 по 8 ноября 2017 года, канадская танцовщица и хореограф Мари Шуинар, уже более трех десятилетий считающаяся авангардисткой танца, эстетка и язычница, представляет в Тель-Авиве свой новый балет "Сад земных наслаждений" - драматический, необычный, электризующий, храбрый, провокационный и будоражащий, вызвавший скандал в социальных сетях, как и другие ее работы, что не помешало правительству Канады удостоить Шуинар национального ордена, а правительству Франции - Ордена искусств и литературы. Мари Шуинар бывала на Фестивале Израиля в 1984-м (это был первый приезд ее труппы в Израиль) и в 1994 годах, в 2002-м и 2004-м годах. И три года назад - на гастролях в Тель-Авиве с эротическо-дерзкой "Весной Священной" на музыку Стравинского и "Движениями - Mouvements" по стихам и рисункам Анри Мишо. На сей раз она и ее Compagnie Marie Chouinard представляют Босха на оригинальную музыку Луи Дефюра (свет, сценография, видео и костюмы - также Мари Шуинар). 

Мари Шуинар не боится рисковать и всегда выигрывает. Она восхищает и дразнит зрителей. Ее идеи - точны и изумительны, остры (а могут быть и зыбки), полны бешеной энергии и всегда бьют по нервам и эмоциям, как и сам танец ее компании. Она - автор книги стихотворений о теле, она заставляет своих танцовщиков работать с костылями, с протезами и танцевать при этом на пуантах. Она умеет показать не только красоту тела, но и его уродство. И так же красоту и уродство души. Ее могут любить и отторгать, но главное - она ни на кого не похожа. "Для меня источником всегда было тело - его молчание и дыхание, составляющие невидимую материю жизни" - так говорит Мари Шуинар, изменяющая тело в своей хореографии, насыщенной эротикой, пластикой, музыкой, ритмами, излучаемой танцорами необузданной энергией, трансформациями и, на сей раз, и живописью. 

"Обычно хореографы отталкиваются в своей хореографии от конкретного музыкального сочинения, определенной музыки. Я же начала с живописи Босха. И какое счастье видеть и наслаждаться этим шедевром!" - так писала Мари Шуинар в сентябре 2016 года, воплотив живопись в движении, передав в танце не только суть триптиха, но оживив на сцене мельчайшие детали, оттенки красок, стиль Босха, его манеру живописи. Как ей это удалось - понять невозможно, но можно увидеть это в реальности. Кстати, за этим мощным, динамическим и судя по отзывам, совершенным в исполнении балетом, сочетающем modern dance, видео-арт и пластические искусства, наблюдает и "око бога" на декорациях - так что в зале мы будем не одни. 

Мари Шуинар. Фото предоставлено организаторами гастролей

 

Перед гастролями в Израиле Мари Шуинар отвечает на несколько вопросов: 

- Откуда вы черпали вдохновения для вашей новой постановки?

- Исключительно из живописи, из самого великого триптиха Босха "Сад земных наслаждений". Три панели этого триптиха - это три вселенных: "Рай" - где нет таких понятий как "неправильно " или "плохо"; "Ад" - концентрация человеческой деятельности и творчества; и идеалистические "Небеса" - где рассказывается история происхождения мужчины и женщины. Этот спектакль состоит из трех картин, трех действий без перерыва между ними. Мы начинаем с центральной панели - "Рая" в первом акте, затем переходим в танце на правую панель "Ад" во втором действии, и завершаем "Небесами" - левой панелью - в третьем акте. 

- Балет "Сад земных наслаждений", его драматическая составляющая основаны на живописи - на неподвижной субстанции. Как вы переносите эти застывшие, затвердевшие краски и образы, саму неподвижность в движение на сцене?

 - В данном случае живопись полна движения. На триптихе Босха - множество тел, особенно в центральной панели - "Рай", все они находятся в разных ситуациях. А мы отражаем эти ситуации в балетных позициях. А вот для "Ада" мой подход был другим: здесь я пыталась претворить в танце не сам рисунок, хоровод тел Босха, а его идеи действий и поведения людей, которые могут показаться рискованными, но на деле они абсолютно свободны и даже могущественны в своей свободе. В последнем акте - в "Небесах" - участвуют только три танцовщика: мы начинаем с мягких, простых движений, которые затем повторяются во множестве вариаций, что создает атмосферу "путешествия" внутри воображения. 

- Ваши спектакли часто называют "смелыми". Так ли это?

- Смелость - это естественно, я не прилагаю к этому особых усилий. Жить - это уже смело; воспитание ребенка, творчество - это тоже смелость. Я бы добавила слово "вера". Все дело в вере и в убеждении. Чтобы семечко выросло в дерево, вы должны верить. Точно так же, чтобы расти самому, развиваться, вы должны верить, что хотите жить, что вы того стоите.

Фото предоставлено организаторами гастролей

 

- Вы также отвечаете за освещение, сценографию, видео, реквизит и костюмы ваших спектаклей. Это амбиции или та же смелость?

- Нет, это чистая радость! Я не просто хореограф, я "создатель", и мне это очень нравится. Для меня работа - в радость. А создавая что либо, естественно углубляться во все аспекты и сферы того или иного спектакля. Это придает целостность моей работе, моему творению. 

- Гигантский пластиковый пузырь - откуда он?

- В каждой из трех панелей картины Босха вы найдете эту сферическую структуру - я не знаю, что это такое: убежище, растение или живот беременной женщины, но точно, что это нечто круглое, большое, живое. Эта "живая" сфера - одна из ключевых отсылок в моем балете к картине Босха.

- Вы помните тот момент, когда вы осознали радость творчества?

- Мне был 21 год, я уже была профессиональной танцовщицей, но произошел несчастный случай. Я не знала что делать - единственное, что я любила, были мои балетные классы. Я не собиралась становиться хореографом, это просто произошло. И я ежедневно благодарю Бога за это. Когда я поставила свой первый хореографический номер, то задала себе вопрос: "Что мне делать дальше?". И создала следующий номер. Впоследствии я задавала себе тот же вопрос, и продолжала творить… Так тянулось 17 лет. И только через 17 лет я смогла сказать сама себе: "Ты должна перестать спрашивать себя, что делать со своей жизнью. Ты это делаешь!". 

- Какой вы можете дать совет - всем, не только танцовщикам, как стать единым со своим телом?

 - Дыхание! Дыхание - это тайна, основа всего. Дыхание - это первое, о чем скажет вам гуру медитации, педагог по вокалу, преподаватель танцев, профессиональный пловец. Нам необходимо осознавать наше дыхание, каждый вздох. Дыхание возвращает нас к основе основ нашей реальности на этой планете - как духовной, так и физической.

Фото предоставлено организаторами гастролей

counter
Comments system Cackle