Она неуловима, как Луна
Фото: личный архив
Она неуловима, как Луна

Секрет вечной молодости? Его точно знает китайская танцовщица и хореограф Ян Липин. Все, кто видел ее вблизи или на сцене, в этом убеждены. Трудно поверить, что в этом году ей исполняется 60 лет. Она, по-прежнему, грациозна, вне возраста, она молода и легка - настоящая "Душа павлина" (так называется прославивший ее танец). Миниатюрная китаянка с тонкими чертами лица, почти прозрачная. Поклонники считают ее самым красивым, идеальным существом из когда-либо живших на Земле. 

Ян и вправду само олицетворение гармонии, любви и красоты. Ее танец считается шедевром китайского искусства, которому рукоплескал весь мир, а Ян Липин уже при жизни стала легендой, очаровывая всех окружающих своей харизмой и ослепительной внешностью. 

Фото Ян Липин из личного архива

 

Она завоевала множество престижных наград за свой танец "Душа Павлина", за свои хореографические и кино-постановки, но ее путь к успеху был непростым. Ее родители развелись, и она начала поддерживать мать в раннем возрасте, помогая разводить овец и заботясь о младших сестрах и братьях (Ян Липин - старшая из четырех детей в семье). Танцы были единственным способом выразить чувства - танцы босиком, после работы в поле. Когда жители ее деревни обнаружили танцевальный дар Ян Липин, то решили, что она станет деревенской "бимо" - ведьмой, которая танцует и поет заклинания, чтобы изгнать злых духов. Но когда ей исполнилось 12 лет Ян поступила в театральную труппу в городе Сишуанбаньна в провинции Юньнань, куда переехала ее семья. Пятнадцать лет спустя, в 1986 году, она прославилась в одночасье, исполнив свой танец "Душа Павлина" на национальном конкурсе, и с тех пор ее так и называют - "Принцесса павлин". Кстати, павлин - тотем народа бай - той относительно немногочисленной этнической группы, к которой принадлежит Ян Липин. 

Ян Липин не получила ни академической, ни профессиональной подготовки. Все ее танцы в основе своей - народные. "Практические знания приходят из жизненного опыта. А вот академические методы искажают уникальное видение и индивидуальность. Современный танец ассоциируется с болью и страданием, а мои танцы показывают прекрасную сторону жизни" - говорит Ян Липин, для которой танец - это священный ритуал, жизненная необходимость. 

Ян Липин на пресс-конференции в Тель-Авиве. Фото: Elena Zapassky

 

"Люди моей народности - бай - живут пением и танцами. Они поют и танцуют, чтобы отпраздновать жатву. Они поют и танцуют, когда влюбляются. На праздниках мужчины и женщины танцуют, не переставая. Они пьют вино и танцуют, снова пьют, засыпают, просыпаются и снова танцуют. Это культура, из которой я родом. Я унаследовала страсть к танцам, танцы в моей крови. В этом разница между мной и другими танцорами", - объясняет Ян Липин. 

Фото Ян Липин из личного архива

 

Каждое ее движение, или даже пауза, создает особый мир без слов. Нереально гибкая и пластичная, она черпает вдохновение, наблюдая за природой. Ян Липин иногда называют колдуньей, а она и этого не отрицает, но подчеркивает, что колдовство в ее роду проявляется исключительно в танце. Ян Липин не только прекрасная танцовщица, но и режиссер. В 2004 году Ян Липин поставила на сцене "Миражи Юньнани", созданные по мотивам народных песен и танцев. За десятилетия работы Ян Липин участвовала в тысячах постановок на Филиппинах, в Сингапуре, России, США, Германии, Франции, Англии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Канаде, Бразилии, Аргентине, Чили, Австралии, Новой Зеландии, Японии, на Тайване. В 2009 году Ян Липин представила свой фильм "Птица солнца", где выступила и как сценаристка, и как режиссер, и как актриса, получив особую премию на международном кинофестивале в Монреале. И еще Ян Липин преподает, ездит по деревням Китая в поисках талантливых исполнителей и забытых танцев.

Ян Липин. Фото: Elena Zapassky

 

Перед гастролями в Израиле Ян Липин ответила на несколько наших вопросов. 

- При вашем театре есть школа?

- Да. Это не просто школа, а своего рода социальный проект. Мы ищем талантливых детей из малоимущих семей, из отдаленных деревень. При первой же встрече просим показать нам те танцы, которые танцуют на их деревенских праздниках, дома, и, если эти дети нам подходят, то они получает и бесплатное жилье, и работу, и обучение за наш счет с 7 лет до 18. Наш театр Yunnan Yang Liping Arts & Culture Co. Ltd - это коммерческая организация, мы даже недавно вышли на биржу - на небольшую китайскую биржу, расположенную в Пекине и предназначенную для компаний средних масштабов. Нам приходится думать не только о хореографии, но и о финансовой стороне дела. Так, к примеру, наша школа, располагающаяся в городе Куньмин, действует в сотрудничестве с автоконцерном BMW. Многие выпускники школы становятся танцорами в нашей танцевальной компании. Кстати мы обучаем их не только танцу, но и многим сопутствующим вещам - даже основам экономики. На Западе люди давно привыкли к тому, что за билеты в театр нужно платить, чтобы актеры могли зарабатывать. В Китае многие еще думают, что вход в театр бесплатный. За искусство нужно платить -это важно объяснить и нашим воспитанникам, и нашим зрителям в Китае.

Фото балета "В осаде": @ LI Xiao

 

- То, что ваша компания, ваш театр выпустил акции, отражает и творческий, и коммерческий успех?

- Все это произошло не сразу. Поначалу был один акционер - я сама, Ян Липин, затем к нам присоединилась инвестиционная компания, а теперь, после выпуска акций на бирже, у нас более ста акционеров, которые покупают и продают акции театра. Наши цели - это и творчество, и коммерция. На наши представления приходят и китайцы, и многочисленные туристы. Это похоже на то, что происходит сейчас в Европе на современных балетной и оперных сценах. Речь идет о древнем искусстве, которое перешло в модерн-балет, в увлекательные постановки благодаря работе солистов, продюсеров и режиссеров. Будучи шедеврами в творческом плане, такие спектакли привлекают множество людей, которые охотно платят за билеты. И благодаря этому у нас есть средства на сохранение традиций оперы и балета. Нужно отметить, что бизнес в области культуры в Китае находится на подъеме, и на ту биржу, где котируются наши акции, вышли также и продюсерские компании, и кинопроизводители. Эта новая сфера деятельности, ей от силы 10 лет. 

Фото балета "В осаде": @ DING Yi Jie

 

- Ваш театр пользуется также и государственной поддержкой?

- До некоторой степени … В рамках этой поддержки мы получаем премии и награды. И, кстати, наш предварительный визит в Израиль отчасти оплачен министерством культуры Китая и посольством Китая в Израиле. 

Если выступления не приносят прибыли, то это как земля, не приносящая урожай. Танец - это моя форма существования. Некоторые журналисты писали, что я считаю танец своей жизнью, и не могу без него жить. Это не совсем так. Без танца я все-таки могу жить, но мне кажется, что у меня есть талант заниматься всем, что связано с танцами. Танцевать для меня - вовсе не профессия. Когда я была еще совсем маленькой, моя бабушка, тоже бимо, говорила, что танец - это то, как мы живем, и то, как мы выражаем себя. Бимо говорят с богами и общаются с небом и землей именно с помощью танца. И моя бабушка - лучший тому пример. Когда умер дедушка, она три дня и три ночи пела - она спела всю его жизнь, всю их любовь и оплакала его уход таким образом. 

Фото балета "В осаде": @ LI Yi Jian

 

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- Мы осмысливаем новую концепцию постановки "Весны Священной" Стравинского - как ряда кодов, которые Стравинский "завещал" будущим поколениям танцоров. Наша цель - разработать новую, более эстетичную интерпретацию его балета. Мы уже знакомили с этой концепцией многим заметных личностей в международном балетном мире - в центре Sadler's Wells в Лондоне, руководителей Эдинбургского фестиваля и Фестиваля искусств в Мельбурне. И все они заинтересованы в совместной работе с нами, что явно должно привести к успеху. 

Фото балета "В осаде": @ LI Xiao

 

"Поэт танца", знаменитая хореограф и балерина Ян Липин впервые представит в нашей стране балет "В осаде", премьера которого прошла в Лондоне в ноябре 2016-го в театре "Сэдлерс-Уэллс". "В осаде" - балет об амбициях и лояльности, вожделении и эротизме, предательстве и страхе. "В осаде" - захватывающее незабываемое зрелище, где слились балет, театр, музыка и пластические искусства. В балете участвуют ​​18 танцоров, два музыканта, актер Пекинской оперы и мастер-художник по вырезкам из бумаги.

Маша Хинич

 

"В осаде". Такой магической истории о любви и войне вы еще не видели. 

Оперный театр имени Шломо Лахата (Центр сценических искусств) - Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех, 19, с 26 по 28 апреля 2018-го года. 

Всего 4 представления: 

26.04, четверг, 20:00 

27.04, пятница, 13:00 

28.04, суббота, 12:00 

28.04, суббота, 20:00 

Заказ билетов: 03-6927777 или на сайте

counter
Comments system Cackle