Юлия Высоцкая: "Выкладываться на 1000 процентов"
Фото: пресс-служба
Юлия Высоцкая: "Выкладываться на 1000 процентов"

Интервью с Юлией Высоцкой в преддверии гастролей в Израиле театра Моссовета со спектаклями "Вишневый сад и "Дядя Ваня". 

- Юлия, известно, что вы все детство провели на Кавказе, переезжая со своей семьей. Насколько на вас повлияли годы, проведенные там? 

- Безусловно, повлияли! Мы все родом из детства. То, с кем мы общаемся в детстве, что едим, где мы проводим детские годы - все это накладывает отпечаток. Я считаю, что мне очень повезло, что я провела свое детство на Кавказе. Отношение людей друг к другу на Кавказе было и остается особенным. Атмосфера и в школе, во дворе была теплой. Дети росли без агрессии. 

- А что любите больше - горы или море? 

- Не могу определиться, люблю и то, и другое. Есть такие места на планете, где в одну сторону поворачиваешь голову - а там море. В другую - а там горы. Вот такие места мои. 

Юлия Высоцкая. Фото: Саша Гусов

 

- А кавказскую кухню вы любите? Готовите? 

- В основном, любовь досталась грузинской кухне. Сначала в маминой копилке собирались рецепты, потом они ко мне перешли. На мой взгляд, грузинская кухня - самая разнообразная и вкусная среди всех кавказских, она богаче других и на ингредиенты, и на способы приготовления. Главное, что прекрасно в любой кавказской кухне - это огромное количество овощей, зелени, специй и сыров. Это очень приближает кавказскую кухню к средиземноморскому меню.

- Вот, кстати, давайте и мы поменяем географию. Позже вы и ваша семья переехала в Минск. 

- Нет, в Минск я переехала одна, поступать на актерский факультет… 

- ... и там якобы случилась интересная вещь: когда вы поступали на актерский факультет, вас один из членов комиссии "пригрозил" забрать в Москву и зачислить сразу на третий курс, если вас не примут в Минске. Так? 

- В общем и целом, верно. 

- Почему вы решили остаться в Минске? Для любого абитуриента, кандидата на изучение актерского мастерства логично стремиться в Москву! Тем более с такими-то перспективами - сразу на 3-й курс! 

- Я об этом узнала спустя много лет. Это были последние годы существования Советского Союза. Тогда еще все ВУЗы управлялись централизованно, из Москвы. В Минск приехала комиссия, проверяющая вступительные экзамены, во главе с замечательным актером Владимиром Алексеевичем Андреевым. Сейчас он руководит кафедрой актерского мастерства в ГИТИСе. Меня не хотели брать в Белорусскую государственную академию искусств, потому что я не говорила на белорусском языке, я приехала из Баку. После перестройки на этом очень настаивали, требовали, чтобы артисты владели белорусским языком. Вообще, я считаю, что это правильно. И в принципе, если ты хочешь учиться в этой стране, и страна платит тебе стипендию, учит тебя бесплатно, то логично, что ты должен говорить на ее языке. И потом, белорусский язык очень красивый! Я через полгода сдавала все экзамены на белорусском языке. 

- За полгода вы выучили новый язык на таком уровне, чтобы сдавать на нем экзамены? 

- Белорусский язык - это не французский, который с нуля надо учить. Это же одна и та же славянская языковая группа, в которую входят и русский, и украинский. Они похожи. У нас сейчас довольно сложные отношения с Украиной, к моему огромному сожалению, потому что я очень люблю эту страну, Киев, людей и всегда приезжала туда с удовольствием. Я никогда не учила украинский язык, но всегда понимала, о чем речь идет. 

- Вернемся к "торгам" за вас в институте, когда две столицы готовы были забрать вас. 

- Так вот, и Владимира Алексеевича попросили посодействовать, повлиять на приемную комиссию, чтобы "девочку взяли". А он посмотрел, послушал и сказал, что если Белорусская академия искусств не возьмет девочку, то он сам ее заберет к себе. 

- Не жалеете, что Москвы не было? 

- Нет! Что вы! Мне безумно повезло с педагогами, я там встретила СВОИХ учителей, понимаете? Это же очень важно, это как встретить своего мужчину. Я по жизни иду с тем багажом, который я тогда получила, учась в Минске. 

- И, тем не менее, сразу же после окончания актерского факультета в Минске вы едете в Лондон, в актерскую школу и усердно учите английский. Зачем нужно было повторение пройденного? Английская театральная школа дала вам что-то принципиально новое? 

- Я сначала уехала в Лондон, затем стала учить английский и только потом решила поступать в театральный институт. И учеба там стала для меня уникальным опытом. 

- Юля, и в чем была уникальность Школы? Вы так тепло рассказали про учебу в Минске - и так же тепло отзываетесь об учебе в Лондоне. Английская театральная школа многое добавила вашим навыкам и таланту?

- Английская школа дала мне понять, что выигрывает тот, кто бесстрашен. У меня даже недолгое время была иллюзия, что я смогу работать на Западе. Но пожив какое-то время в Лондоне, а потом в Лос-Анджелесе, я твердо поняла, что русские артисты вряд ли когда-нибудь станут также востребованы там, как, например, мексиканские. Не говоря уж о том, что у меня никогда не было бы возможности играть там те роли, которые я играю в Москве. Но опыт этот был, безусловно, бесценен, как и любой другой опыт для человека, который любит учиться.

Юлия Высоцкая. Фото: Саша Гусов

 

- Что должно произойти, чтобы эта ситуация изменилась? 

- А почему вы решили, что ситуация эта должна меняться. Кто постановил, что центр мирового кинематографа находится в Голливуде, Лос-Анджелес, штат Калифорния? Можно сниматься в кино, играть в театре и получать от этого огромное удовольствие, находясь при этом в другом мире. Русский театральный и кинематографический мир не имеет ничего общего с миром американским. 

- Как раз сейчас думала над этим вопросом. Со времен победы "Бердмена" я не могу вспомнить сколько-нибудь стоящего фильма. Тогда - да, мне очень понравился и сам "Бердмен" и "Игра в имитацию", и "Одержимость". Но это было в 2014 году. А с тех пор ничего, что сильно меня бы зацепило, я не видела. 

- Вот-вот. Именно так. 

- Продолжим тему кино - только в более узком формате. Не секрет, что вы в основном снимаетесь у своего супруга. Почему?

- Так складывается. Мне трудно анализировать причины, я нахожусь внутри. Я могу только сказать, что буду делать любое кино с Андреем Кончаловским. Мне бесконечно интересно наблюдать, как он работает, как снимает. Он снимал "Микеланджело", и я, к сожалению, не могла постоянно присутствовать на площадке. Я приезжала и уезжала. Но даже эти отрывочные наблюдения дали мне очень много. Безусловно, когда ты в кадре, когда ты снимаешься, это бесценно. Но, с другой стороны, для меня огромное удовольствие просто наблюдать, как такой большой мастер работает. Нам обоим повезло, что мы живем своими профессиями, и мы совпали, в том числе и профессионально. Мы сегодня легли спать в 4 утра. Говорили про "Вишневый сад". Вот сыграли его вчера - и до утра говорили про театр. Он мне сегодня утром говорит: объясни мне, пожалуйста, что мы делали с часу ночи до четырех утра? До часу - я понимаю, мы пили вино, с кем-то общались, но потом, что мы делали еще три часа? Мы говорили друг с другом про театр. 

- И мне интересно поговорить про театр! В Израиле состоится показ чеховской классики, вы привезете "Дядю Ваню" и "Вишневый сад". Почему - Чехов? Почему - театральная классика? 

- В классике нет ничего зазорного.

- И все-таки, сегодня каждый театр классики если не чурается, то стремится ее перекроить, переиначить, вывернуть, интерпретировать. Это ваш случай? 

- Смотря, что считать новаторством. Смотря как читать и рассматривать сюжет и характеры. Смотря как понимать, почему вишневый сад все-таки был продан. Смотря как интерпретировать отношения Раневской с Лопахиным, с братом, с дочерью. Классика потому и классика, что имеет бесконечное количество вариантов интерпретаций и понимания того или иного хода, и все они имеют право на жизнь. Каждый в этом видит свое. Как мне кажется, мы играем про то, про что никто еще никогда не играл: что жизнь у этих людей уже потеряна. Об этом говорится в первых пяти минутах спектакля: 

"О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро... ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!" 

Понимаете, она в первые пять минут говорит о том, что ее покинули ангелы, что она конченый человек. Она не какая-то томная барышня в нарядах, она истерично хватается за жизнь, пытаясь доказать себе, что она живая - а на самом деле это не так... Вы меня вообще странно вывели на этот разговор, непонятно, как! Это не дело актера - так оценивать спектакль, это дело критиков. На словах это все начинает звучать просто и плоско.

Юлия Высоцкая. Фото: Саша Гусов

 

- Вот мы посмотрим, и оценим. Ну, и в заключение, вопрос, который я не могу не задать. Много лет назад, когда вы только вошли в клан Михалковых, вы в представлении многих были такой ведической женой: красивая девушка, жена Андрея Кончаловского, вас тепло встретили... Прошли годы, и вы из жены Андрея Кончаловского стали Юлией Высоцкой, величиной равнозначной мужу. Не тяжело двум ярким успешным личностям под одной крышей уживаться? 

- Вы знаете, когда двое относятся друг к другу с такой теплотой и нежностью, трудно говорить о каких-то первых или вторых местах. Да я с удовольствием все первые места ему отдам! Безусловно, когда я что-то делаю, мне важно, чтобы это было признано и востребовано... Это важно для любого человека! 

Поверьте мне: даже если задача человека - это погладить рубашки и сварить борщ, признание все равно важно, оно должно быть. А когда я выхожу на сцену, тем более важно, чтобы было важно и оценено. Усилия должны быть приняты. Но в отношениях любовных так должно быть априори, по умолчанию. Если в паре человек только и ждет, чтобы на него дышали и сдували с него пылинки - отношения обречены. Не надо с таким человеком жить. Нам обоим очень повезло встретить друг друга. 

Севиль Велиева

counter
Comments system Cackle