Это уже совсем не смешно
Фото: стоп-кадр видео
Это уже совсем не смешно

Почему люди, творчество которых можно считать эталоном дурновкусия, вдруг оказались на вершине рейтинга сенсаций? 

Федеральные телеканалы становятся все менее разборчивыми. Сперва показывали, как Петросян и Степаненко шутят, теперь - как они разводятся. 

"Петросянство" настолько прочно закрепилось в российской массовой культуре, что представления о нем есть даже у тех, кто и номеров хедлайнера этого специфического жанра толком не видел. А недавно благодаря известию о разводе Евгения Петросяна с Еленой Степаненко выяснилось, что их творческий союз был к тому же очень успешным в финансовом плане. 

Судебный процесс по разделу имущества артистов оказался большим подарком для телеканалов в сезон затишья - его обсуждают в новостных программах и ток-шоу. Интернет тоже бурлит. А вездесущий музыкант Юрий Лоза вообще предположил, что вся эта история может оказаться очередной неумной шуткой пары престарелых юмористов. 

Почему люди, творчество которых можно считать эталоном дурновкусия и которые знакомы большинству современных россиян как участники устаревшего и бездарного балагана, вдруг оказались на вершине рейтинга сенсаций? Возможно, ниша, которую облюбовала пара, воспринимается как один из островков стабильности. Вроде давно зацветшего и неприятно пахнущего прудика на даче: от него нет ни красоты, ни пользы, но к нему все привыкли - и закопать рука не поднимется. 

После беглого знакомства с типичным юмористическим концертом, организаторы и участники которого спекулируют на ностальгии части населения, становится ясно: светский скандал с молоденькой пассией и баснословным состоянием - первый свежий продукт на производстве Петросяна-Степаненко за много лет. 

Возьмем к примеру традиционное летнее шоу "Измайловский парк" на канале "Россия-1". Выступление Елены Степаненко на его сцене в минувшие выходные не указывало на какие-либо изменения творческого характера. Ее номера практически всегда посвящены супружеской жизни и выставляют в веселом свете измены, скандалы, насилие с обеих сторон, бодро убеждая нас, что жить надо проще. Хотя когда дело дошло до собственного развода, да еще с дележом миллиардов, артистке явно стало не шуток… 

Надо заметить, что "Измайловский парк" - это ассорти проверенных временем реприз, которые то ли повторяются из года в год целиком, то ли монтируются из нарезок разных лет. По внешнему виду исполнителей это понять невозможно - они давно выглядят людьми без возраста. Елена Степаненко, как и многие ее коллеги, не скрывает своих экспериментов с внешностью (пластические процедуры, похудение). А вот в творчестве она, очевидно, предпочитает оставаться "такой какая есть". 

Это, впрочем, относится и к другим исполнителям юмористического жанра, которые намертво законсервировались в своих репертуарах. В том же "Измайловском парке" Святослав Ещенко выступил с номером, где он в роли тамады рассказывает древние свадебные байки. Предисловие с воспоминанием о пчелах зрители слышали больше десяти лет назад. А сколько же лет его вчерашнему "сиквелу"? 

Сергей Дроботенко вообще просто повторил репертуар Михаила Задорнова. В его монологе "американец о русских" были и умиление такими чертами национального характера, как разгильдяйство и надежда на авось, и "лингвистические" вставки ("черная смородина красная, потому что еще зеленая", "гуси - свиньи, потому что истоптали огород"). Что это - дань памяти старшего товарища или собственное творческое бессилие? 

Не обошлось и без легендарных "новых русских бабок", чей номер о благодарственном "кексе для соседа", выполненный в худших традициях Comedy Club, вызвал чувство стыда и недоумения: почему такое вообще показывают на федеральном канале? 

Хотелось бы сказать слово зрителя: если артист делает ставку на двусмысленный юмор, то это должна быть именно двусмысленность, а не плоская сортирно-постельная аллюзия, в которой все ясно с самого начала и интрига только в том, какой еще гадостью нас шокируют. И не стоит апеллировать к тому, что суть легкого развлекательного контента не в духовном и культурном воспитании, а в том, чтобы снимать напряжение, дать отдохнуть нервам и мыслям. Все выдающиеся юмористы относились к своему делу именно как к культурному творчеству. А шутки, от которых приходится краснеть, развлекут только узкий контингент - тех, кто и в зрелом возрасте остался на уровне школьника, смеющегося над нецензурными словечками и считающего, что невоспитанность придает ему крутости. 

Такой юмор - сродни дешевым сигаретам, алкоголю и леопардовым лосинам. Но кроме того - это еще и отпечаток смутного переломного времени, когда ушла старая артистическая культура, зато сохранились грубые образы прошлого быта, замшелые стереотипы и неумелая погоня за молодостью. Гонорары и семейное положение артистов меняются, а репертуар навсегда завяз в 90-х. 

Некоторые пользователи Сети сокрушаются (в шутку или всерьез), что после развода Петросяна и Степаненко окончательно утратили веру в любовь и верность. Однако после просмотра концерта с участием "заслуженных юмористов" и осознания, что это приносит не только огромные деньги, но и внимание прессы, и почетные места в информационных программах, и интерес широкой публики, можно утратить веру в адекватность многих людей в принципе. 

Людмила Семенова, искусствовед

counter
Comments system Cackle