Пять открытий, сделанных спящими учеными

06.09.2018
Источник:Naked Science

Влияние сна на мозговую деятельность человека до сих пор полностью не исследовано, продолжая оставаться предметом изучения и новых экспериментов. Между тем сам сон много сделал для науки: некоторые изобретения увидели свет лишь после того, как предварительно посетили своих будущих авторов в...

Пожалуй, самым известным из научных сновидений стала периодическая таблица элементов, приснившаяся химику Дмитрию Менделееву. Таблица эта, конечно, создавалась не один год и не одним ученым.

Дмитрий Менделеев. Фото: Getty Images

В 1668 году первые 15 химических элементов назвал ирландец Роберт Бойль, еще спустя сто лет список довел до 35 француз Антуан Лавуазье, а затем уже над ним трудился Менделеев. Ему приписывают следующую фразу: "Я увидел во сне таблицу, в которой элементы были расположены по мере необходимости. Я проснулся, сразу же записал данные на листе бумаги и снова заснул". Сложно сказать, говорил ли Менделеев это в действительности. По свидетельству современников, химик корпел над таблицей сутками без отдыха и вполне мог в какой-то момент "прикорнуть". Впрочем, позже Менделеев обижался на историю со сном: ""Я над ней (таблицей), может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово".

Один из создателей современной физики, датский ученый Нильс Бор известен, прежде всего, квантовой теорией атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые представления и предложенные им постулаты.

Нильс Бор. Фото: Getty Images

Некоторые исследователи жизни знаменитого физика-теоретика утверждают, что модель атома Нильс Бор увидел во сне. "Это было солнце из горящего газа, вокруг которого вращались связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах", – приводят слова ученого авторы биографического исследования из Массачусетского технологического института.

Живший в XIX веке американец Элиас Хоу считается "отцом" современной швейной машинки. Хотя на самом деле он просто улучшил уже существующий дизайн агрегата и первым в США получил патент на швейную машинку с челночным механизмом (так называемый стежок типа "локстич"). В итоге швейная машина Хоу делала прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту, а журналисты назвали его устройство "экстраординарным".

Элиас Хоу. Фото: Getty Images

В ходе работы над машинкой Хоу был весьма озадачен, где именно в механизме должно быть игольное ушко. Судя по семейной истории, решение пришло к изобретателю во сне. "Он почти дошел до предела сил, когда обнаружил, где в машинке должно находиться игольное ушко. Он все время думал о классической игле, и ушко внизу иглы просто не приходило ему в голову, пока ему не приснился сон, что он создает швейную машину для короля дикарей в странной стране", - гласит семейный архив. Во сне король дикарей дал Хоу 24 часа на решение задачи. От кошмара изобретателя спасли копья аборигенов, почему-то имевшие дырки в наконечниках, у самого острия. В 4 часа утра Хоу проснулся и воплотил сон в реальность.

Немецкий химик-органик позапрошлого века Фридрих Август Кекуле вошел в историю благодаря тому, что применил теорию валентности к органическим веществам и выяснил правильную, циклическую формулу бензола.

Фридрих Август Кекуле. Фото: Getty Images

По одной из версий историков, Фридрих Кекуле представлял в своем воображении бензол в виде змеи из шести атомов углерода. Идея о цикличности соединения пришла к нему во сне, когда воображаемая змея укусила себя за хвост. По другой версии, связь атомов в молекуле он также увидел во сне, возвращаясь домой на автобусе.

Альберт Эйнштейн говорил, что вся его научная карьера является переосмыслением сна, который он увидел еще будучи подростком. В том сне Эйнштейн видел, как он едет на санях вниз по крутому заснеженному склону, набирая скорость, при которой все окружающие цвета сливаются в одно пятно. Этот сон вдохновил всю его карьеру: он думал о том, что же происходит при достижении скорости света, отмечают исследователи жизни ученого. Биографы уверены, что будущий автор теории относительности многие свои открытия сделал именно благодаря сну. В подтверждение можно вспомнить известное высказывание Эйнштейна: "Дар видеть сны значил для меня больше, чем мой талант усваивать осознанные знания …Я провел во сне треть моей жизни, и эта треть отнюдь не худшая". В 1992 году американский физик Алан Лайтман написал о снах Эйнштейна одноименный бестселлер, переведенный более чем на 30 языков мира. По версии писателя, именно во сне Эйнштейн видел парадоксы концепции пространства и времени.

Альберт Эйнштейн. Фото: Getty Images