Озорные еврейские паломники в Умани
Фото: Reuters
Озорные еврейские паломники в Умани

Вот и наступил еврейский Новый год, Рош а-Шана – 5779 год по еврейскому календарю. В этот праздник десятки тысяч хасидов из Израиля и других стран устремляются в небольшой украинский город Умань, чтобы отпраздновать там наступающий год. Что же такого особенного в Умани и почему она стала крупнейшим центром еврейского паломничества за пределами Израиля? 

Дело в том, что именно в этом городе в 1810 году умер и был похоронен основатель брацлавского хасидизма и один из величайших хасидских духовных учителей – рабби Нахман. Большую часть жизни он провел в Брацлаве, превратив этот город в один из важнейших центров еврейской жизни, а незадолго до смерти переехал в Умань, где гайдамаки в свое время совершили кровавый погром, известный как Уманская резня. По разным оценкам, во время этого погрома были убиты от семи до десяти тысяч евреев, многие из которых предпочли умереть, но не креститься. Рабби Нахман завещал похоронить его рядом с жертвами Уманской резни, погибшими за веру. 

Поскольку рабби Нахман выделял Рош а-Шана из всех еврейских праздников, именно в это время хасидские паломники со всего мира посещают место захоронения праведника. По словам самого рабби Нахмана, он обещал спасти из Геенома (преисподней) каждого, кто придет на его могилу в Рош а-Шана, прочитает десять избранных псалмов и пожертвует немного денег нуждающимся. 

После обретения Украиной независимости в 1991 году брацлавские хасиды выкупили землю, на которой находится могила цадика. В 1993 году украинские власти дали согласие на вывоз и перезахоронение останков рабби Нахмана в Израиле, но против этого выступили лидеры брацлавского хасидизма, поскольку такой шаг противоречил завещанию самого цадика, пожелавшего быть похороненным в Умани среди жертв Уманской резни. С начала двухтысячных годов начался рост популярности брацлавского учения и, как следствие этого, выросло число паломников, приезжающих в Умань в Рош а-Шана. Сегодня город, где живет 83 тысячи жителей, ежегодно посещают 25-40 тысяч еврейских паломников.

Несколько дней, в течение которых паломники находятся в Умани, приносят этому маленькому провинциальному городу огромную по украинским меркам прибыль. На Booking более девяноста процентов вариантов размещения оказываются забронированы за несколько месяцев. Скромная однокомнатная квартирка с двумя двухэтажными кроватями, расположенная за километр от могилы цадика, сдается по цене в четыреста долларов за ночь, и это далеко не предел. Цены на квартиры, расположенные непосредственно возле места паломничества, могут достигать и тысячи долларов за ночь. За организованный проезд из аэропорта Киева в Умань (где нет собственного международного аэропорта) паломники платят от 100 долларов на человека и выше. Мгновенно взлетают цены на такси и на продукты на местных рынках. На визите хасидов стараются заработать все местные жители – кто чем может. Иными словами, два дня праздника способны обеспечить наиболее предприимчивых уманчан на весь следующий год. 

Такие цены по карману далеко не всем паломникам, поэтому в Израиле и за рубежом существуют благотворительные религиозные организации, спонсирующие приезд тех, кто мечтает хоть раз в жизни посетить могилу цадика, но не имеет на это достаточно средств. Некоторые паломники снимают не жилье, а места во дворах частных домов, и устанавливают там палатки, что обходится значительно дешевле. 

На время праздника за безопасностью следят несколько сотен полицейских; в их числе  полицейские из Израиля, прибывшие по соглашению с местными властями. Например, в этом году в Умань приедет порядка двадцати израильских полицейских. В этом городе сильны местные националистические группировки, а, кроме того, некоторые хасиды ведут себя так агрессивно, что это нередко приводит к столкновениям между паломниками и местными жителями. Поскольку поток хасидов в Умань в дни Рош а-Шана огромен, в их числе в город приезжают люди, преследующие совсем иные цели. Не все едут, чтобы помолиться – некоторые пользуются финансовой помощью, выделяемой благотворительными организациями для поездок, чтобы бесплатно отдохнуть и развлечься. 

В 2015 году разразился шокирующий скандал: депутат кнессета Мерав Михаэли ("Сионистский лагерь") потребовала запретить паломничество в Умань, заявив, что это не что иное, как секс-туризм. Вслед за этим заявлением стали появляться статьи, рассказывающие о масштабах этого явления в дни праздника – украинские "жрицы любви" приезжают в Умань даже из других городов, чтобы заработать на израильских паломниках. Разумеется, речь не идет о тех людях, которые приехали, чтобы искренне молиться, однако спонсирование таких мероприятий неизбежно приводит к появлению  лже-паломников, которые, получив финансовую помощь на поездку, пользуются дешевыми услугами местных проституток. Причины возникновения такого явления ясны: паломники – исключительно мужчины, многие неженатые, но даже женатые едут в Умань без супруг. Сотрудник благотворительного фонда им. рабби Нахмана Шимон Бускила заявил, что некоторые из паломников даже бросили свои семьи в Израиле и женились на украинских девушках, предварительно прошедших гиюр. 

Кроме того, в прессе регулярно появляются сообщения о неподобающем поведении некоторых хасидов. Речь идет о мусоре, грубом поведении и дебошах. Такие действия дискредитируют и еврейские общины, и государство Израиль, поэтому единственным приемлемым выходом является тщательная проверка паломников, которым предоставляется денежная помощь для поездки – с целью выявления и финансирования исключительно тех, кто ведет себя адекватно и действительно едет молиться, а не притворяется религиозным, чтобы бесплатно развлекаться за границей. 

Необходима также борьба с мошенниками, идущими на финансовые махинации для обмана паломников. В начале сентября в израильских СМИ появилось сообщение о задержании нескольких человек, которые продавали израильтянам "туристические пакеты" в Умань за фиксированную цену, а впоследствии, забрав деньги, попытались сбежать из страны. Такое крупное еврейское мероприятие, как паломничество к могиле рабби Нахмана, должно тщательно контролироваться Государством Израиль и еврейскими организациями диаспоры, чтобы провести его упорядоченно и цивилизованно. 

А пока остается надеяться, что в этом году праздник пройдет мирно и благополучно без дебошей, которые останутся в уходящем году. Как говорил рабби Нахман, не давай своим "вчера" и "завтра" ввергнуть тебя в уныние. 

Лея Костинская

counter
Comments system Cackle
«агрузка...