Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Нашей стране тоже требуется дежурный

Редкая гастрольная птица сегодня не долетит до середины Иордана. Однако Вас, Михал Михалыч, мы ждали всю долгую зиму, пока вы брели через заснеженную Красную площадь отвечать на вопросы, поставленные уже не нашей жизнью.

04.04.2012
Источник:Глобус
Zahav.ru kremlin.ru

Читайте также

Михал Михалыч Жванецкий приезжает подежурить по нашей стране. Всего на два концерта, что, на мой взгляд, возмутительно мало. Но учитывая их географию (Кирьят-Моцкин и Тель-Авив), у него есть шанс отдохнуть от одной российской беды – дорог, и никакого - изучить другую, местную популяцию дураков, которые порой восхищают не меньше ему привычных.

Самое пошлое – говорить о Жванецком надерганными цитатами из его гениальных монологов: а ну как прочтет, брезгливо поморщится, как на вчерашний суп, и наши восторги от себя подальше отодвинет. Нет, о Жванецком надо писать языком Гоголя, с его южной, мягкой и сочной палитрой Юго-Западной школы, а уже от него, родоначальника, медленно двигаться к Саше Черному, Бабелю, Багрицкому, Ильфу, Катаеву, и тогда вы поймете, на какой почве, вопреки переизбытку нитратов, в советское время вырос такой мощный талант, как Жванецкий.

Редкая гастрольная птица сегодня не долетит до середины Иордана. Однако Вас, Михал Михалыч, мы ждали всю долгую зиму, пока вы брели через заснеженную Красную площадь отвечать на вопросы, поставленные уже не нашей жизнью. Однако убийственная философская мудрость ваших ответов делает их универсальными не только для Одессы, но и для Брайтона, и для Нетании, где сегодня в промышленном количестве проживают ваши прототипы. Вот чем и объясняется феномен популярности передачи "Дежурный по стране".

В одесском саду скульптур Литературного музея стоит моя любимая – "Памятник грядущему одесскому гению". Три птицы – с лицами Пушкина, Гоголя  и Бабеля - склонились над яйцом, трепетно ожидая, когда же этот гений вылупится. Да вот же он, неподалеку, – такой домашний Жванецкий в жилетке, со своим легендарным портфелем.

Дважды Герою Советского Союза, я напомню читателю, был положен бронзовый бюст на его родине. А у вас целый памятник, да еще и бульвар Вашего имени и таблички с цитатами. При жизни!

Мы давно не ностальгируем по Советскому Союзу, но отдаем дань его героям. За десятилетия ни разу не сфальшивить, не скурвиться, не исписаться, не выезжать на старых вещах – это же подвиг!

В упомянутых табличках на бульваре Жванецкого чаще всего повторяют и выкладывают в интернет снимок с расхожей цитатой: "Одно неловкое движение - и вы отец". Пока оно не случилось, но многие пытались объявить себя наследниками Жванецкого, писали под него, но, увы и ах… На литературных детях гения природа пока отдыхает. А зачем нам второй Жванецкий при таком плодовитом первом?

Одесса – город чрезвычайно опасный двумя заразительными течениями эпигонов. Одни паразитируют на Бабеле, другие – на Жванецком. Но Бабель и Жванецкий – это два Гудвина, если смотреть на город сквозь их линзы, он покажется изумрудным, так что не стоит кидаться на сомнительный ширпотреб, это только внешне оправа напоминает волшебные зеленые очки.

Как бы то ни было, но каждый год он оправляется в свой любимый город, исключительно летом, хотя в Одессе и осенью будет потеплее, чем в Болдино, и привозит оттуда удивительные вещицы нового, как плоды с Привоза, урожая.

От его монологов (я невольно раз в два года проверяю, бредя теми же торговыми рядами) пахнет молодой брынзой, кровяной колбаской, сочными степными помидорами и восхитительной жареной камбалой. И при этом Жванецкий всегда сетует, что народ не тот, и город не тот, словно дачник, боясь сглазить свои огородные надежды. Не верьте, у него, как говорят на Юге, "все уродит".

Понятно, что в сумрачной Москве, где большую часть года потребитель его продукта встает в абсолютной темноте, в темноту уходит и в темноту с работы возвращается, Жванецкий востребован как витамины от цинги.

Я как-то был свидетелем одного разговора: две женщины в компании, бывшая киевлянка и одесситка, жалуются на качество помидоров, какие-то они в этом году водянистые. Присутствовавший при беседе приятель-москвич недоумевает: "Не понимаю я этих украинских женщин. У нас в Москве было всего два сорта помидоров – "помидоры есть и помидоров нет"!

Я даже салат делаю по его рецепту, повторяя мысленно все эти "сверху вниз ложкой, а потом снизу вверх". О, великий грех чревоугодничества, да разве способен создать что-нибудь путное человек, равнодушный к еде?! Там, где нет места кулинарной фантазии, нет места и творчеству. Когда спрашивают, сколько граммов какого продукта нужно использовать для приготовления блюда, нет никаких шансов, что в итоге вас ожидает шедевр гастрономии. На очередном концерте Жванецкого царит удивительная новизна вкусов и яств. Он непредсказуем, может, и прочтет что-нибудь из собственной классики на десерт, но это скорее для того, чтобы мы узнали в новом Жванецком старого. Наша потребность во встрече с ним сродни интеллектуальному голоду: не откажетесь же вы от званого ужина по причине того, что приготовленное из этих деликатесов вам уже пробовать доводилось, и вкус хорошей водки вам, в принципе, тоже знаком.

Будучи женатым на одесситке, я некоторым нахальным образом набиваюсь Михал Михалычу в земляки. Они, одесситы, при встрече всегда плачутся друг другу в декольте и жилетки: не тот народ, не тот город! А вы пройдитесь вечерком по набережной Нетании, и все привычные одесские типажи промелькнут перед вашими глазами. А вечером, надеюсь, они же придут на Ваш концерт, уважаемый мэтр. Я уже предвкушаю, как вы достаете рукописные листы в правках из вашего легендарного портфеля…

Леонид Луцкий

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке