Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

Современное рабство

"Мы вдруг оказались в очень необычном мире. Люди находятся в постоянной, нескончаемой гонке, работают по 10 - 12 часов в сутки. О человеке мы судим по роду его занятий, по специальности, а не по личным качествам".

06.04.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Лишь тот достоин счастья и свободы — кто каждый день идет за них на бой. (Гете)

Из беседы с доктором Михаэлем Лайтманом

Ведущий: Если бы Вас попросили коротко охарактеризовать жизнь современного человека, как бы Вы ее назвали?

М. Лайтман: Коротко? Рабство.

Ведущий: Это в 21 веке?

М. Лайтман: Да, самое настоящее рабство.

На протяжении тысячелетий мы развивали торговлю и промышленность, культуру и образование, искусство, моду, СМИ, юриспруденцию, финансовую систему, всевозможные услуги. Мы изобрели множество профессий, которые совсем не предназначены для добывания хлеба насущного. Именно в них сегодня трудится бóльшая часть населения планеты. 

Мы вдруг оказались в очень необычном мире. Люди находятся в постоянной, нескончаемой гонке, работают по 10 - 12 часов в сутки. О человеке мы судим по роду его занятий, по специальности, а не по личным качествам. Неважно, чем он интересуется, каков он сам, главное – работа. Ею измеряются престиж и почет: человек ценится тем выше, чем больше у него подчиненных, чем больше он зарабатывает. 

Мы смотрим на человека как на работника, не видя в нем человека. По сути дела, он стал рабом своей работы. Главное для него – преуспеть на рабочем месте, и в этом он видит цель жизни. А для тех, кто уже обеспечен необходимым для жизни, смыслом существования стало накопление денег.

Ведущий: Психолог Брюс Левин пишет, что все мысли, решения и дела в обществе вращаются вокруг денег. И что еще интересно, – он говорит, что в современном обществе алчность стала приемлемой. Если Рузвельт ругал элиту за алчность, считая это полезным для своей популярности, то Обама сказал, что оправдывает алчность. Поэтому Rolling Stones играют на корпоративах и получают миллионы за развлечение сотрудников Pepsi на Гавайях. 

М. Лайтман: А между тем имущественное расслоение в обществе приобретает катастрофические размеры. Много людей с трудом сводят концы с концами, у некоторых нет действительно необходимого для жизни.

Ведущий: На днях в Израиле прошла демонстрация против повышения цен на электричество и бензин. Кто виноват в дороговизне жизни?

М. Лайтман: Правительство не виновато. Никто не виноват. Все повинуются своему эгоизму - и магнаты, и простые граждане, и кабинет министров. Мы в рабстве у эгоизма. И никакие протесты нам не помогут. Если же бить витрины, добиваясь от правительства популистских решений, – результатом мнимого снижения цен станет еще бóльшая дороговизна.

Мы еще увидим этот парадокс, когда даже, казалось бы, самые благоразумные и реалистичные планы приведут к обратным результатам: богатые будут зарабатывать еще больше, бедные будут платить еще более высокие налоги, цены продолжат расти, и разрыв в обществе будет только увеличиваться. 

А беспорядки только ускоряют процесс, не более. Сами по себе они не принесут никому ни малейшей пользы. Все сведется к тому, что проблемы будут нарастать повышенными темпами. И это притом, что все будут говорить: "Давайте и вправду облегчим людям жизнь". Просто система не пожелает нас слушаться.

А с развитием кризисных явлений в мире миллионы людей будут пополнять армию безработных. Более того, даже без кризиса постоянно развивающиеся технологии и автоматизация процессов постепенно вытесняют людей с рабочих мест.

Ведущий: И в чем решение?

М. Лайтман: Здесь требуется внутренняя, а не внешняя революция. Не надо "брать Бастилию" – не поможет. Вместо этого нам надо разобраться с собственной природой, с варварством внутри нас. Миром правит эгоизм, это у него в рабстве мы все находимся. Даже в самых "бескорыстных" наших действиях нет ничего, кроме расчета на личную выгоду.

Ничего тут не поделаешь - мир будет скатываться все ниже, пока мы не исправим себя. Дело не за властью, а за нами. Ни одно правительство не способно альтруистически управлять эгоистичным народом. Никакие законодательные меры не помогут, если мы не изменимся. Можно принимать разные законы, но кто будет их исполнять?

Нет другого решения. Даже если сегодня народ выберет альтруистичное руководство, - разве кто-нибудь согласится с его политикой? Кому нужно равенство? Когда от голословных призывов придется переходить к делу, никто этого не захочет. Ведь каждый хочет чувствовать себя выше других, а ему предложат заботиться о них, считаться с ними. Что за удовольствие эгоисту от такой жизни? 

Мы должны исправлять не мир, а себя. Эти процессы носят объективный и закономерный характер. Все остальные средства бессильны.

А когда народ изменится, правительству тоже придется соответственно измениться. Став лучше, люди приведут к власти лучшее правительство.

Все дело в наших взаимоотношениях. И без воспитания нам ничего не исправить. Так что, как «рабами мы были», так пока, к сожалению, и остаемся. А когда мы раскроем, что находимся в "египетском изгнании" и захотим от него избавиться, - настоящую свободу принесет  нам  только освобождение от "фараона" - нашего эгоизма, - о чем аллегорически повествует Пасхальная Агада.

Светлана Волчек

Свобода - это добровольное рабство

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке