Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Школа готовит тех, кто потом сидит в тюрьме

Недавно в Беэр-Шеве молодые люди убили ночью мужчину в ответ на его просьбу не шуметь под окнами. Это лишь один из огромного множества подобных случаев бессмысленного насилия…

11.05.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Недавно в Беэр-Шеве молодые люди убили ночью мужчину в ответ на его просьбу не шуметь под окнами. Это лишь один из огромного множества подобных случаев бессмысленного насилия…

Из беседы с Михаэлем Лайтманом

Ведущий: Не так давно в газете "а-Арец" была опубликована статья "Система образования провалилась, тюрьмы процветают". В частности, автор пишет о том, что в 80-годы бюджет на содержание тюрем в США вырос на 95%, а бюджет на образование сокращен на 6%.

Чтобы остановить бессмысленное насилие, в том числе, со стороны подростков, одни предлагают ужесточить наказание, другие – увеличить присутствие полицейских на местах, третьи призывают родителей лучше следить за своими детьми. Какие меры Вы считаете эффективными?

М. Лайтман: Все, что Вы назвали, - это полумеры, направленные не на излечение болезни, которой больно общество, а только на некоторое ограничение последствий этой болезни.

Проблема в том, что, готовя человека к жизни, мы совершенно не уделяем внимания его воспитанию. В детском саду и в школе ребенка не воспитывают, - там он получает знания. К тому же, в школе он находится под сильнейшим прессингом окружающих. Драки, соперничество, гордыня, зависть,  даже наркотики – ко всему этому мы относимся как к неизбежным побочным явлениям.

Гораздо больше нас интересует успешная учеба ребенка. Мы не требуем, чтобы он стал Человеком. Ребенку не объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, как правильно вести себя в обществе, чего не стоит делать, чтобы общество не превратилось в джунгли, где выживает сильнейший. Я думаю, проблема именно в этом. И потому, сколько бы средств мы ни вкладывали и в развитие тюрем, и в школу, ничего не изменится, - ведь они недалеко ушли друг от друга: школа нам готовит тех, кто потом сидит в тюрьмах.

Ведущий: Так в чем же наша ошибка?

М. Лайтман: Все дело в том, что многих родителей самих не учили решать семейные проблемы и воспитывать детей. Посмотрите, как некоторые родители относятся к своим детям! Сколько случаев жестокого обращения с детьми! И все из-за того, что их самих не воспитывали. У них не вырабатывали правильного отношения к другим, их не учили быть супругами, строить семью, уживаться между собой.

Короче, мы не даем человеку понимания, что он является частью интегрального общества, что все мы на Земном шаре полностью зависим друг от друга.

Поэтому каждый ведет себя в соответствии со своими внутренними эгоистическими побуждениями, делает то, что для него хорошо, даже если знает, что это противоречит закону. Просто у него нет "тормозов", а что такое тюрьма, он не знает. Надо водить детей в тюрьму!

Ведущий: Я согласен с тем, что Вы говорите, потому что первое сильное впечатление я получил как раз в тюрьме, именно во время такой экскурсии.

М. Лайтман: Сегодня мы живем в эгоистическом обществе, где каждый может делать то, что ему вздумается, если это не выходит за рамки принятых нами законов. Но, с другой стороны, мы видим, как природа как будто постепенно все больше зажимает нас в тиски всех вместе, заставляя почувствовать, насколько тесно мы связаны и насколько зависим друг от друга. Она толкает нас к всеобщему взаимодействию между нами, к взаимному участию и заботе друг о друге. 

Ведущий: И как же можно к этому прийти?

М. Лайтман: Только путем воспитания. Уже в детском саду, а потом в школе дети должны вместе обсуждать какие-то вопросы, говорить о том, как нам прийти к взаимопониманию, как общаться друг с другом, как подняться над своим эго, чтобы научиться понимать друг друга и объединиться. 

Такая система воспитания уже существует и даже накоплен некоторый опыт. Мы просто обязаны сделать все возможное, чтобы предотвратить заключение человека в тюрьму. Люди не должны сидеть в тюрьме!

Ведущий: В начале жизни рядом с ребенком находится мама, а позже учительница, которые не хотят быть "милиционерами"!

М. Лайтман: Не надо быть "милиционером"! Нужно воспитывать человека так, чтобы милиционер ему не был нужен, чтобы он сам себе был милиционером!

Можно прямо в классе организовывать ролевые игры - инсценировать "суды", подобные тем, которые по-настоящему отправляют людей в тюрьму.  Дети должны обсуждать происходящее с ними, меняясь при этом ролями "прокурора", "адвоката" и "обвиняемого".  Они должны испытать в игре самые разные ощущения, пережить это внутренне.

Это помогает становлению человека. В своей последующей жизни он становится способным понять других. Ведь когда-то он побывал в роли «обвиняемого», а когда-то сам был "обвинителем". Он уже понимает, что может существовать другое мнение, противоположное его собственному.

Ведущий: Я хотел бы вернуться к вопросу окружения и подростков, и нас, взрослых. Сегодня его представляют политики, звезды шоу-бизнеса, компьютерные игры, киноиндустрия, которые буквально прокладывает нам дорогу в тюрьму. Как нам уберечь себя и своих детей?

М. Лайтман: Демократичное общество должно думать о пользе человека, не позволяя никому наносить окружающим вред. Иначе это почти анархия. Демократия граничит с двумя экстремальными общественными устройствами: с одной стороны – с анархией, с другой – с диктатурой. Так давайте выберем из всего возможного спектра устройств то, к которому мы хотим продвигаться. Мы должны понять, что демократия означает благо для народа. 

Ведущий: А что является благом для человека и народа?

М. Лайтман: Доброе, уравновешенное общество, в котором не опасно отпустить ребенка гулять вечером по улице, в котором не может быть, чтобы сосед вдруг взял ружье и начал стрелять в прохожих.

Если определенные круги получают большие дивиденды от проката фильмов о насилии, грабежах и разбое, то почему мы должны позволять им портить наших детей?!

Я не хочу, чтобы мой ребенок смотрел такие фильмы и играл в такие игры. Я не хочу, чтобы он ходил в школу, где царят насилие и зазнайство. Нельзя ребенку показывать примеры насилия, грабежа и убийств. А мы, включив телевизор или Интернет, видим только это.

Мы можем и должны сказать: "Хватит!" Необходимо остановить демонстрацию подобных материалов по всем коммуникационным каналам.

Ведущий: Спасибо за беседу. Я бы еще хотел поговорить о положении в тюрьмах, которые будут существовать, пока мы не искореним причины преступности. Но это уже в следующий раз. Светлана Волчек

Школа – зеркало пороков общества

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке