Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

Еврейский код

Если есть в народе взаимопомощь, поручительство, единство – тогда реализуется в жизни добро, порядок, благосостояние и мир. Ведь именно этого мы ждем от того, что называют Торой. Нет этого в народе – чего ожидать?…

25.05.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Каждому, кто знаком в какой-то мере с арифметикой, известно, что семью семь будет сорок девять. И если неделя равняется семи дням, то "неделя недель", сорок девять дней, - именно столько должно пройти после того, как мы, без слез распрощавшись с Египтом в Песах, приходим к Шавуот.

В принципе, совсем не сложно пройти от гефильте фиш с мацой за пасхальным столом до творожного пирога в Шавуот. Поэтому, пока все эти дни в синагогах перечисляют семь неких высших сфирот и их сочетания, это не мешает нам двигаться по накатанной колее жизни. Совсем другое дело – остановка в конце этого короткого пути, день пятидесятый.

Судя по еврейским первоисточникам, в этот день мы получили то, что называется Торой. Так вот, имел место в пыльной истории этот факт получения, или нет, – пусть об этом, размахивая артефактами и ломая копья и черепки, спорят историки, археологи и теологи. Нас интересует обычно то, что может как-то повлиять на нас лично, наше поколение, наших детей. Исходя из чего и стоит разобраться: что же такое Шавуот.

Запруженные дороги в Иерусалим, тяжеленные корзины с первинками урожая на плечах землепашцев, упитанные тельцы и агнцы, ведомые в Храм для жертвоприношения – все это картины, милые сердцу любителей старины и романтиков. На самом же деле, если вдуматься, что мы празднуем? Мы празднуем то, что на наши плечи в этот день взвалили наше предназначение как народа. А предназначение – это уже серьезно, это уже судьбой попахивает.

Дело в том, что Тора, то есть некий объем информации, который изначально принадлежал евреям, по определению, должен в конце концов быть передан в пользование всего человечества. Объем информации этот, действительно, уже давал в истории серьезную утечку, и не одну. В результате чего в среде других народов расцвели пышным цветом религии и множество учений.

Затем это цветение, соединившись в эпоху Ренессанса с греческим идеалом ("антропос" - это звучит гордо, не правда ли?), стала основой гуманистической цивилизации западного типа. Значит, предопределение осуществилось и то, чем владели мы, стало принадлежать всем? Если бы это было так… Разве бы мы жили сейчас так, как живем?

Ведь у этого "свода правил для жизни" есть ключевой код, владение которым дает возможность, - говоря языком компьютерных пользователей, - инсталлировать его в жизнь народа, а затем и всего человечества. В свое время рабби Акива выделил из текста этот код, назвав его главным правилом: "Возлюби ближнего как самого себя".

Говоря другими словами: если есть в народе взаимопомощь, поручительство, единство – тогда реализуется в жизни добро, порядок, благосостояние и мир. Ведь именно этого мы ждем от того, что называют Торой. Нет этого в народе – чего ожидать?…

Дальше – больше. Как говорилось выше, по определению, этот код должен быть освоен, в идеале, всеми на Земле. Прочесть этот код и даже зазубрить наизусть не проблема для всех, но показать, как этот код вписать в жизнь народа, на практике, должны первыми те, кто получили его в свое время. Потому что если не сделать, попытаться уйти от предназначения – тогда оно начинает смахивать на наказание.

Вообще-то грех говорить, живем мы все-таки неплохо. Шавуот празднуем, блинчики с сыром едим, творожный пирог опять-таки… Но чуть поднимешь голову – высший императив жизни в поручительстве, единстве, любви, все еще где-то впереди и вверху, как желанная цель, вершина, сверкающая белизной и чистотой, на которую еще предстоит взобраться.

Так что - с праздником нас всех!

Михаил Гонопольский

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке