Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Самая старая тайна

Это особая книга. Ее читают вдоль и поперек, в ней ищут скрытый смысл, спрятанный между строк, стараются расшифровать ее коды...

12.10.2012
Источник:66 канал ТВ
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Тора - "Пятикнижие Моисеево" – это самая популярная, общеизвестная книга, ставшая основой философии, этики, экономики. Неисчерпаемый источник сюжетов для живописи, музыки и всей общечеловеческой культуры. И одновременно, – самая тайная книга. Ее читают вдоль и поперек, в ней ищут скрытый смысл, спрятанный между строк, стараются расшифровать ее коды...

Это особая книга…

Из беседы с каббалистом Михаэлем Лайтманом

Ведущий: Сегодня мы начинаем серию бесед о недельных главах Торы. Существует много самых разных подходов к прочтению Торы. Чем отличается Ваш подход, доктор Лайтман? И вообще, что такое Тора?

М. Лайтман: Действительно, есть огромное количество прочтений Торы. На самом деле в основу Торы, как и всех книг, написанных каббалистами, положено раскрытие человеком Творца. Такие книги называются святыми. Ивритское слово "кадош" – святой – означает "отделенный, обособленный", как бы отрезанный, находящийся где-то. Имеется в виду, что каббалисты, - то есть, люди, которые постигали эту скрытую часть, - описывали для нас эту отделенную от нас часть Мироздания в своих книгах. Иначе говоря, святыми мы называем те книги, которые описывают то "особенное", что находится вне восприятия органами чувств обычного человека.

Творец – это сила, которая управляет всем нашим миром. Тора же является своеобразной инструкцией постижения этой силы. Причем, в постижении этом нет ничего мистического. Постичь - значит научно, явно, в своих органах чувств ощутить, попробовать – "вкусить". В этом и заключается, практически, цель всего нашего существования в этом мире.

Ведущий: Многие ученые - математики, физики, - и мистики тоже, - утверждают, что "Пятикнижие Моисеево" – закодированная книга. Они уверены, что, расшифровав "коды Торы" можно понять наше настоящее и узнать будущее. Так ли это?

М. Лайтман: Тайное, как я уже сказал, является тайным потому, что скрыто от нас. Любое явление в нашем мире может быть от меня скрыто, и я с помощью определенных усилий приобретаю нужные навыки, знания, приспосабливаю особые инструменты – и начинаю раскрывать его. Так что все тайное сегодня может стать явным завтра. Тайны Торы раскрываются каждому, кто желает раскрыть их. В этом смысле каббала не отличается, практически, от других наук, которые раскрывают нам материальный мир.

Но надо сказать, что, прежде чем начинать читать "Пятикнижие", - если человек хочет серьезно войти вглубь, во внутренние пласты книги, пробраться сквозь поверхностный рассказ до самой сути, - ему необходимо вооружиться особыми понятиями. Он должен выяснить, что подразумевается под каждым словом. Потому что под знакомыми нам словами мы обычно подразумеваем привычный для нас смысл. И тогда, читая "Пятикнижие", мы воспринимаем его как какой-то исторический роман.

Если же мы понимаем под этими словами их скрытый, внутренний смысл, то сквозь внешнее повествование книги мы начинаем видеть ее внутреннее содержание, "видим" силы, которые управляют нашим миром. Как в театре кукол: там скрыты руки, которые управляют этими куклами. И здесь, проникнув во внутренний смысл, мы начинаем видеть эти "руки". А далее, постигая еще глубже, мы уже начинаем видеть замысел, программу работы этих "рук" – этих сил, – и, в конце концов, добираемся до Первоисточника, которого называем "Творец". Каббала говорит о четырех таких слоях постижения.

Ведущий: Ну, что же, давайте начнем читать. Тору открывает глава "Берешит".

"В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ ТВОРЕЦ НЕБО И ЗЕМЛЮ".

Обычно все понимают, что Творец создал мир за 6 дней, а в 7-й день отдыхал от работы. Как будто Он работал с 9 утра до 5 вечера и, уходя с работы, пробивал карточку.

Как на самом деле нужно понимать эти строки?

М. Лайтман: Конечно, каббала объясняет это по-другому. Речь идет о шести этапах в процессе сотворения мира, или о шести ступенях скрытия. Т. е., Творец поэтапно скрывал себя, и его скрытие усиливалось - это и есть процесс творения.

Ведущий: Но все-таки, то описание, которое дает Тора, воспринимается чисто космологически. Ведь речь идет о простых, будто бы понятных вещах.

М. Лайтман: Такое понимание неизбежно приведет к противоречиям. Например, Солнце и Луна были созданы на третий день, но уже в первый день "был вечер, и было утро". Каким образом?

Следует понимать, что речь идет не о создании Солнечной системы, не о нашей Вселенной и вообще не о нашем мире. Говорится о душе - общей душе, созданной Творцом из желания насладиться, которое является ее основой.

Поскольку сотворенная духовная структура пребывает в подобии свойств с Творцом, создание называется Адам - подобный ("домэ") той высшей силе, которая его родила.

Но будучи слитой с Творцом, – находясь в райском саду, – душа не может быть самостоятельной. Ведь самостоятельностью называется такое состояние, когда ты не подчиняешься кому-то, а действуешь по своей воле. А Адам не имеет собственной воли. Он даже не чувствует, что существует, - как зародыш во чреве матери: все его действия исходят из власти высшего.

Чтобы это создание стало самостоятельным творением, оно должно выйти из-под власти высшего, его надо отдалить от Творца – сделать противоположным Ему.

Это достигается за счет т. н. прегрешения. Что такое прегрешение? У души есть две силы. Одна называется Авель – желание отдавать, – а вторая - Каин, – противоположная, желающая получать наслаждения в себя. Это свойство души, Каин, притягивает наслаждение к себе, отчего желание отдачи из души исчезает – иносказательно это описано как убийство Авеля Каином.

А сосуд души, став противоположным Творцу, разбивается – рассыпается на части. Эти части - отдельные эгоистические желания, и каждое желание представляет собой частную душу.

В процессе последующих действий в душах происходят дополнительные падения и спуски, – снижение по ступеням, – пока мы не оказываемся в этом мире, где каждая душа окутывается оболочкой, которую мы воспринимаем как наше тело. В каждом есть частица той большой единой общей души, но мы отделены друг от друга нашим эгоизмом.

Сегодня мы достигли такого исторического момента, когда можем и должны начать исправление того разбиения, того прегрешения, которое произошло еще до нас.

"Не мы его совершили, но в наших душах есть потенциал, способность его исправить и вернуться в то состояние, в котором мы были когда-то в "райском саду". Весь мир уже поневоле сближается, становится более тесным, и нам пора вернуться к связи между нами, чтобы вновь стать одной душой.

Ведущий: А что такое "Небо" и "Земля", с которых начинается акт творения?

М. Лайтман: Это две противоположные силы. Небо – положительная сила, сила отдачи, Свет, жизнь. Земля – эгоистическое желание получать и использовать все, что можно, для собственной выгоды. Из этих двух сил – двух свойств – исходят все последующие состояния.

Эти два желания и их различные взаимодействия составляют всю нашу жизнь.

Ведущий: Современная наука говорит о том, что мир существует несколько миллиардов лет, а в каббале говорится о шести тысячах лет. Есть ли в этом противоречие?

М. Лайтман: Никакого противоречия. Наука права в своем летоисчислении. Но если мы рассматриваем не возраст Земли, а процесс исправления, который должен пройти человек, то от его начала прошло 5772 года, а по истечении шести тысяч лет мы должны закончить исправление.

Ведущий: С какого момента ведется это исчисление?

М. Лайтман: С того момента, как у человека "проснулась" душа, – то есть, проявилось желание подняться над этим миром и постичь Творца. Этого человека звали Адам, и это был обычный человек, как Вы и я. Человечество существовало задолго до Адама, но именно в нем впервые появилось такое желание. Оно и сегодня просыпается во многих людях, которые ощущают пустоту и начинают стремиться к чему-то высшему, чего не находят в этом мире.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке