Крутится-вертится

Дальневосточные ученые представили новый сценарий конца света, который не оставляет жизни на Земле ни малейшего шанса.

29.01.2013
Источник:Итоги

Дальневосточные ученые представили новый сценарий конца света, который не оставляет жизни на Земле ни малейшего шанса Если спросить у первого прохожего на улице, какие катастрофы планетарного масштаба ему известны, он вне зависимости от уровня образования должен вспомнить хотя бы три - вымирание динозавров, всемирный потоп и ледниковый период. Свидетельства таких бедствий сохранились в геологической и палеонтологической истории планеты. Их изучением не первый год занимаются профессор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), доктор биологических наук Александр Паничев и заведующий кафедрой нефтегазового дела и нефтехимии ДВФУ доктор технических наук Александр Гульков. Исследовав большой объем данных, они пришли к выводу, что все катастрофы в истории Земли протекали по одному и тому же сценарию и начало каждой совпадало с неким весьма кратковременным глобальным событием, которое дестабилизировало биосферу, запуская процесс массового вымирания видов. Но что это было за событие?

Эффект Джанибекова

В поисках ответа на этот вопрос Паничев и Гульков вспомнили об одном малоизвестном эффекте, который в 1985 году открыл советский космонавт Владимир Джанибеков во время своего пятого полета на корабле "Союз Т-13" и орбитальной станции "Салют-7". Распаковывая груз, доставленный транспортным кораблем с Земли, он стал раскручивать одну из гаек-барашков, которые крепили контейнер. Стукнул пальцем по барашку, чтобы тот, свободно вращаясь по инерции, сам скрутился с болта и продолжил полет в невесомости, однако через 40 сантиметров он вдруг перевернулся на 180 градусов и направился дальше, вращаясь уже в другую сторону. Еще через 40 сантиметров гайка снова перевернулась и поменяла направление вращения. Джанибеков опять накрутил барашек на болт и повторил эксперимент. Поведение барашка не изменилось. Тот же трюк он повторил с другой гайкой, ее полет был аналогичным.

Таким образом, космонавт невольно совершил открытие, заключавшееся в том, что при движении в условиях невесомости тела с определенной периодичностью совершают перевороты оси вращения на 180 градусов. Почему это происходит и отчего вдруг тело совершает странные кульбиты? Ученые признаются, что наука пока не может объяснить этот феномен. Тем не менее, проанализировав эксперимент Джанибекова, они предположили, что обнаруженный феномен может оказаться неизвестным законом природы, который позволяет описать причины катастроф с весьма неожиданной стороны. Исследователи мысленно перенесли поведение барашка на планету, которая по каким-то неизвестным причинам периодически может так же переворачиваться, меняя осевое направление вращения. По их мнению, вполне вероятным катастрофическим событием, запускавшим очередной биосферный кризис, мог быть так называемый кувырок Земли, или, по-научному, осевая инверсия. Если сейчас наша планета вращается влево вокруг своей оси, то может перевернуться и начать вращаться вправо. Более того, им стало понятно, почему часть планет Солнечной системы вращается в обратном направлении относительно Земли. И на самом деле: никто прежде четко не смог объяснить, почему, например, Венера и Уран крутятся по оси не влево, как Земля, а вправо. Здесь же причина проясняется: они тоже периодически переворачиваются, но не синхронно с нашей планетой. Ученые развили свою гипотезу и, учитывая периодическую повторяемость таких кувырков в прошлом, спрогнозировали, что в будущем ожидает нашу планету во время очередной катастрофы.

Крутящий момент

Рассматривая компьютерные модели переворотов различных тел, движущихся с вращением, ученые выяснили, что время, за которое совершается кувырок, вероятно, равно полному периоду обращения тела. Для Земли этот период составляет сутки. То есть наша планета должна сделать переворот на 180 градусов за 24 часа, продолжая свой полет в ту же сторону, но меняя осевое вращение на обратное. По сути, направление вращения планеты не меняется, меняются лишь сторонами полушария. То, которое было северным, становится южным, и наоборот. Не нужно быть физиком, чтобы представить себе, какие нагрузки испытают при этом все живые организмы и что случится с биосферой. Уже через час после начала осевой инверсии на все тела, находящиеся на поверхности планеты, начнут действовать мощные силы инерции, сопоставимые по силе с ударной волной от взрыва. И разразится катастрофа. Причем в отличие от различных апокалиптических сценариев в ходе ее на Земле будут разом задействованы все стихии.

Под действием мощных сил инерции, как предполагают Паничев и Гульков, большая часть не только лесов, но даже почв и рыхлых отложений будет поднята в воздух, перенесена на значительные расстояния и затем беспорядочно свалена кучами в низинах. Позднее, спустя миллионы лет, эти гигантские "овраги" превратятся в месторождения каменного угля.

Одновременно гигантская волна морской воды несколько раз прокатится по земному шару, поднимаясь местами до пяти километров в высоту. Это вызовет всемирный потоп, причем средний уровень затопления, вероятнее всего, достигнет 2,5 километра над уровнем моря. В результате уцелеют лишь небольшие участки высокогорных областей, защищенные хребтами. Для справки: областей выше пятикилометровой отметки на Земле немного - это Арарат (может, все же не случайно там ищут Ноев ковчег), Эльбрус, Килиманджаро, Мак-Кинли в Северной Америке, Аконкагуа - в Южной и Эверест. Сорванные волнами невиданной высоты ледяные поля Арктики и шельфовые льды Антарктики обрушатся бесчисленными глыбами на материки, сокрушая все на своем пути.

С началом инверсии поверхность Земли задрожит и забьется в конвульсиях, "заиграет" то вниз, то вверх, словно гигантские клавиши. По трещинам из недр вырвутся языки пламени и огненной лавы. Гигантскими пепловыми фейерверками взметнутся ввысь многочисленные вулканы. Приблизительно через сутки сила инерции иссякнет. Земля перестанет дрожать, однако жестокий шторм воздушной и водной стихий будет продолжаться еще многие дни. Выброшенный в стратосферу пепел на многие годы закроет Землю от солнечного света. Отныне на планете на долгие тысячелетия воцарятся тьма и холод.

Несложно догадаться, что большинство живых организмов не перенесет такого удара стихии. Высокоразвитые животные погибнут в первые сутки, уверены ученые. В живых останутся лишь самые мелкие и неприхотливые, да и те сохранятся лишь в самых потаенных убежищах, уцелевших от разбушевавшихся стихий. Главными обитателями Земли на долгие тысячелетия станут одноклеточные водоросли и бактерии. Очередное возрождение биосферы начнется лишь после окончания эпохи очередного великого оледенения. Про человечество, окажись оно в подобной ситуации, можно будет забыть. О его былом существовании какое-то очень короткое время будут напоминать лишь застрявшие посреди гор остатки от плотин гидроэлектростанций да единичные, все еще угадываемые среди горных плато пустоши с характерными правильными многоугольниками от фундаментов на месте бывших городов и поселений.

Такую крайне пессимистическую картину рисуют ученые, причем добавляют, что им она кажется вполне правдоподобной из-за того, что на Земле сейчас существует масса доказательств событий, происходивших ранее по описанному сценарию. Приведем лишь некоторые примеры. Так, одним из свидетельств подобных катастроф ученые считают наличие в стратиграфических разрезах резких переходов от морских отложений к континентальным. Кроме того, результатом мощнейших извержений вулканов трещинного типа можно считать гигантские базальтовые плато, образовавшиеся, по геологическим данным, в эпохи, как раз подходящие по срокам под гипотезу Паничева - Гулькова. Огромные кладбища динозавров, снесенных какой-то неведомой силой в одно место и уложенных в сотни и тысячи рядов, - чем не свидетельства разрушительных цунами? Ну и, наконец, залежи каменного угля, которые могли образоваться в "оврагах" соответствующего масштаба.

"У нас нет пока оснований сомневаться, что когда-нибудь подобная цепь событий произойдет снова", - заявляют авторы гипотезы. Но когда? Глобальные планетарные кризисы случались, по их расчетам, периодически - с промежутками в 23-30 миллионов лет. Последний якобы случился 25 миллионов лет назад. Получается, что уже сейчас Земля вступила в опасный период, когда ждать ее очередного кувырка можно буквально каждый день. Точно спрогнозировать дату осевой инверсии пока что не представляется возможным. Просто потому, что она происходит очень стремительно. Остается только надеяться или на отсутствие "всемирного закона Джанибекова", или на то, что этот эффект проявит себя на планете через период времени, достаточный для того, чтобы человечество успело найти для себя новую космическую обитель.

Владимир Крючков