Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Совместить несовместимое

"Весь наш мир со всеми его связями и переплетениями выглядит, как песчинка, по сравнению с духовным миром. Поэтому есть так много частностей в исправлении души".

01.03.2013
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru 66 канал ТВ

Читайте также

Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.

(А. С. Пушкин, "Евгений Онегин")

Из беседы с каббалистом Михаэлем Лайтманом

Ведущий: В главе "Ки тиса", которую мы читаем сегодня, сказано: "БОГАТЫЙ НЕ БОЛЬШЕ И БЕДНЫЙ НЕ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ ШЕКЕЛЯ ДОЛЖЕН ДАТЬ" (Книга Шмот, 30:15).

Что такое половина шекеля?

М. Лайтман: Половина шекеля – это шаг человека по направлению к Высшему, его усилие познать Творца, молитва, которую человек возносит, в желании и надежде, что Творец пройдет вторую половину пути - сделает шаг навстречу ему.

Человек никогда не сможет весь путь к Высшему пройти сам. Наша проблема в том, что все, что нас окружает, мы рассматриваем с единственной точки зрения – может ли онопринести нам вред или пользу. Мы "фильтруем" окружающий мир, воспринимая только то, что сулит нам наслаждение или страдание. Поэтому из всего огромного мира вокруг нас мы видимлишь самый тонкий, наиболее близкийк нам слой, который называется "этот мир". А находящиеся за ним совершенные и вечные миры абсолютно скрыты, отрезаны от нас.

Но как только мы перестанем рассматривать окружающую действительность с этой узкой, ограниченной позиции, мы вдруг раскроем скрытый от насогромный мир и начнем воспринимать совершенно другую реальность.

Такое изменение в насможет сделать только Свет Творца. От нас зависит лишь половина работы – захотеть, чтобы Свет пришел и раскрылся нам.

Ведущий: Глава рассказывает о том, что работы по подготовке службы в Скинии поручаются Бэцалелю. Далее, Моше поднимается на гору Синай для получения скрижалей. В его отсутствие народ Израиля требует от Аарона сделать божество, которое поведет их дальше. Аарон собирает у народа золотые украшения и делает золотого тельца. Спустившись с горы и увидев тельца и пляски вокруг него, Моше в гневе разбивает скрижали, а потом сжигает и растирает тельца в прах. Творец хочет уничтожить народ Израиля, но Моше умоляет простить его. Творец прощает сыновей Израиля и заключает с ними союз. Он обещает, что народ войдет в Землю Израиля. Моше находится с Творцом 40 дней и 40 ночей, а когда спускается, то "ЛИЦО ЕГО ИСПУСКАЕТ ЛУЧИ СВЕТА" (Шмот, 34:30).

Д-р Лайтман! Так много красочных картин, что из них можно сделать 10 фильмов. И все это касается внутреннего развития человека?

М. Лайтман: Верно, речь идет о внутреннем развитии человека. Прежде всего, Тора говорит об исправлении нашего природного желания насладиться: "Я создал злое начало и создал Тору для его исправления". То есть, Тора нужна для того, чтобы изменить наше злое начало – эгоизм, себялюбие, желание использовать весь мир ради себя, - превратив его в нечто противоположное – "возлюби ближнего, как самого себя".

В этой главе рассказывается, как непросто это выполнить. Тора описывает процесс, который должен пройти каждый человек. Сегодня он касается всего мира, который испытывает кризис и хочет выйти из него, как из Египта, – к свету, к исправлению. Мы все "стоим перед горой Синай" с вынесенными из Египта "сосудами" – с огромным эгоизмом – желаниями, накопленными человечеством за тысячелетия развития.

Мы не знаем, что с этим эгоизмом делать, а потому должны просто убежать от него.

О нас нынешних сказано, что "все подобны животным". Так же, как животные, мы проживаем отпущенный нам срок и умираем. Как животные, мы полностью управляемы нашим природным эгоизмом. А ведь у нас есть возможность в течение земной жизни постичь Творца, стать "свободным народом в своей стране" – т. е., в своем желании – и выйти на уровень вечности и совершенства.

Достигается это с помощью Торы. Каждый желающий может раскрыть Творца и высшую реальность, продвигаясь особым путем по особой методике.

Ведущий: В чем состоит этот путь?

М. Лайтман: В каждом из нас есть две противоположные силы, два ангела, о которых поется в субботней молитве. С одной стороны – 613 неисправленных желаний, направленных на эгоистическое использование всех и вся, а с другой - зародыш души с его стремлением к высшему миру.

Наша задача – не отклоняясь ни вправо, ни влево, сблизить и объединить обе эти силы – положительную и отрицательную, отдачу и получение. Нам нужно совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Как это сделать, – этому обучает каббала. Соединяя полярно противоположные свойства, мы продвигаемся ровно посередине - не больше и не меньше. Насколько мы можем соединить их вместе, настолько исправляем свои желания в подобие Высшему свету.

После того как человек принял методику продвижения, он должен подготовить все необходимое – "Скинию", "масло", "утварь". И здесь нужен Бэцалель – свойство в человеке, которое находится "в тени Творца" (бэ цэль Эль). Копируя раскрывшиеся ему свойства Творца, он становится Его тенью.

Мы должны каждое из 613 желаний направить на любовь к ближнему. Эта работа называется шестью днями недели. Человек соединяет правую и левую линии, желания и Свет, разум и сердце. Закончив эту работу, он оставляет ее Творцу для завершения – этот этап называется суббота.

Ведущий: Когда народ Израиля в ожидании Моше пришел в отчаяние, Аарон по требованию народа собрал у всех золото и сделал золотого тельца. Народ Израиля танцует вокруг него, приговаривая: "ВОТ БОЖЕСТВО ТВОЕ, ИЗРАИЛЬ" (32:4).

М. Лайтман: Следует принять в расчет, что в нашей душе есть такие желания, исходящие из злого начала, которые мы не способны увидеть сразу. Поэтому необходимы особые проверки, которые невозможно реализовать иначе, как с помощью "золотого тельца". Это не падение, хотя, читая Тору, можно так понять. Просто каждый должен пройти все спуски и подъемы, описанные как история с Фараоном и другие события в Египте, а также как происшествия в пустыне.

В течение 40 лет пребывания "в пустыне" постоянно раскрываются неисправленные желания. Причем, это всегда происходит неожиданно: мы сталкиваемся с непредвиденной ситуацией, должны ее прочувствовать, а затем исправить. И об этом сказано: "Нет праведника на земле, который прежде не прегрешил" и "Не исполнит человек заповедь, если сначала не нарушит ее". То есть, сначала ты нарушаешь, затем изучаешь причину и исправляешь. Тогда наверняка не повторишь это нарушение.

Когда в нашей главе после всей работы "народ" – неисправленные желания в человеке – видит, что Моше исчез, он решает двигаться дорогой, которая ему видна и понятна. Так возникает "золотой телец" – человек возвращается к обычному эгоистическому желанию и радуется, потому что теперь он понимает и чувствует, что делает.

Из золотого тельца люди делают для себя что-то святое. А разве сейчас весь мир не делает для себя "золотого тельца"?

Если ты удерживаешь в себе цель не остаться животным, а подняться на уровень "человек", - значит, Моше – сила, которая влечет ("мошех" – тянет) человека в духовный мир, - с тобой. Но если эта цель от тебя ускользает, - значит, у тебя остается только этот мир и ты создаешь золотого тельца.

Ведущий: А почему выбрали именно тельца?

М. Лайтман: Он символизирует животный уровень нашего развития - жизнь для нужд только материального тела, а не для потребностей души, началом которой является Моше.

Ведущий: Как происходит исправление?

М. Лайтман: Мы получили систему из 613 желаний в неисправном, разбитом виде. К тому же мы не знаем, как ее собрать. А каббала как раз и учит нас, что и как надо исправить, что с чем соединить. В нашей душе есть много частей, ведь она должна обрести подобие Творцу в своей внутренней структуре.

Весь наш мир со всеми его связями и переплетениями выглядит, как песчинка, по сравнению с духовным миром. Поэтому есть так много частностей в исправлениидуши.

Ведущий: А что означают подъемы Моше на гору Синай и спуски?

М. Лайтман: Это раскрытия и скрытия, как "Мэгилат Эстер" (Раскрытие в скрытии), которую читают в праздник Пурим. Не может быть раскрытия без предыдущего скрытия. Если бы Моше не поднялся на гору Синай, не было бы золотого тельца. А без золотого тельца сыновья Израиля не узнали бы, что надо исправить. Так происходит постоянно - мы продвигаемся на двух ногах.

Ведущий: Что Вы можете сказать в заключение?

М. Лайтман: Главное – ухватиться за цель и идти к ней. А все происходящее в пути - "золотой телец", 3000 уничтоженных желаний или суровые условия - все проходит. Мы обязательно достигнем цели!

Подготовила Светлана Волчек

Перевод: Лилия Клейнер

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке