Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Салат

А
А

Нельзя быть немножко честным

Беседа с доктором наук Асафом Мацкиным, преподавателем обществоведения.

15.11.2013
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Беседа с доктором наук Асафом Мацкиным, преподавателем обществоведения и лектором академического колледжа Бейт Бар Эль.

Уважаемый Асаф Мацкин, говорят, еще не так давно в нашей стране существовало общество, в котором люди поддерживали друг друга и не имели понятия о таких явлениях как коррупция. Это так? Вы с этим согласны?

- Согласен в какой-то степени - я не из тех, кто идеализирует прошлое. Верно, солидарности в израильском обществе было больше, люди на самом деле поддерживали друг друга. Но это было продиктовано условиями жизни: время было другое, люди были другими.

Но коррупция имела место или нет?

- Ну, скажем так, наблюдались отдельные явления, которые переросли впоследствии в то, что мы называем сегодня коррупцией. Но тогда к ним не относились так уж серьезно. Да, и по сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня, это были просто мелкие проступки. Например, в кибуцах и сельскохозяйственных поселениях случались мелкие хищения имущества, воровали кур из курятников. Имелись нарушения в действиях государственных чиновников, даже очень высокого ранга, но им это прощалось за заслуги перед обществом. Тут не поспоришь, эти люди действительно много сделали для государства Израиль. Но всему есть цена, особенно в вопросах морали. Нельзя быть немножко честным и почти порядочным человеком. То, что сегодня кажется нам незначительным, завтра может иметь серьезные последствия для системы общественных ценностей, так это случилось и у нас.

О каких последствиях вы говорите?

- О деградации этических норм. Прежде деятельность наших лидеров была направлена на пользу государства. Затем – на защиту интересов партии. Позже они стали отстаивать интересы какой-то определенной группы в обществе. Ну, а теперь, занимая высокие должности, многие, прежде всего, думают о собственной выгоде и интересах своей семьи. И это уже стало обычным делом.

Проблема состоит в том, что моральное падение невозможно остановить в какой-то точке и сказать себе: "Все, мне хватит, а теперь я стану честным человеком, гражданином и патриотом!" Люди, находясь на службе у общества, вдруг начинают считать, что им положено больше, и их некому остановить. Именно потому, что общественные деятели не стесняются так себя вести, в обществе сформировалось крайне отрицательное отношение ко всей политической верхушке. Я как учитель вижу, как изменилось отношение молодежи к политическим лидерам, и это меня очень огорчает.

Но сегодня подобное происходит во всем мире.

- Может быть, но нас интересует то, что происходит здесь, в нашей стране. Кстати, далеко не везде так. Есть еще страны, где политические деятели расценивают свою работу именно как миссию, возложенную на их плечи. Мне же, израильскому учителю, очень трудно говорить в классе о таких ценностях, как честность и справедливость, когда детям почти не удается наблюдать проявления этих качеств в повседневной жизни. Сегодня практически невозможно привести примеры такого поведения государственных деятелей, которым хотелось бы подражать. Мы говорим с детьми о библейских героях, о том, почему мы их помним и столетия спустя. О том, что в памяти народа навсегда остаются те лидеры, чья жизнь являла собой образец преданности и самоотверженного служения интересам Израиля. Но это герои из прошлого. А о ком из современников я могу сказать подобное?

И речь не идет о таком уровне самопожертвования, какой мы видели, например, у Менахема Бегина. Никто не думает, что глава правительства должен ночевать на автобусной остановке, прикрываясь пиджаком. Но нельзя переходить все границы приличия! Министр не должен снимать самую дорогую гостиницу в Париже и везти туда всю свою семью за государственный счет, оправдываясь тем, что не нашлось другого места.

Средства массовой информации, как правило, ухватываются за какой-то подобный конкретный случай и начинают требовать наказания для чиновника, решившего "шикануть" за государственный счет. Но картину в целом это ведь не меняет?

- Согласен с вами. Безусловно, требуется длительная, последовательная работа по оздоровлению всего общества, чтобы подобное, в принципе, не могло произойти. И здесь перед СМИ стоит двойная задача: с одной стороны, быть "сторожевым псом" на защите интересов общества, а с другой – это самое общество воспитывать, не превращая каждый подобный случай в средство для повышения собственного рейтинга.

Но в целом, коррупция в Израиле не достигла таких масштабов как в некоторых странах. Нас еще не вынуждают платить мзду полицейским, хотя есть признаки того, что мы к этому приближаемся.

- Да, действительно, мы пока не находимся в списке стран, где коррупция достигла невероятных масштабов, таких как страны Южной Америки, Африки, некоторые страны Азии. Но есть, например, Скандинавские страны, где уровень коррупции намного-намного ниже, чем у нас. Там честность является нормой общества. Почему бы нам не сравнивать себя с ними?

Может быть, дело в характере народа? У нас принято "делать гешефты". Можно ли с этим бороться?

- Мне кажется, что за более чем 60 лет существования государства мы уже должны были повзрослеть и стать страной с другими, цивилизованными нормами поведения. Все наши трудности в этом смысле нас не оправдывают. Мы начали с вами беседу с того, что когда нам было гораздо труднее, в нашем обществе не было места коррупции.

Вы имеете в виду вопросы воспитания? Но на какой основе, если вы сами говорите, что государственные деятели показывают примеры, противоположные всяким моральным нормам?

- Еще раз подчеркну, это длительный процесс. Я против всяких революций вообще и в области воспитания в частности. Я думаю, что у нас немало прекрасных специалистов в сфере воспитания, но вмешательство чиновников от политики все портит. Необходима единая государственная программа в сфере образования и воспитания, вне зависимости от того, представитель какой партии занимает пост министра. Не должно быть так, чтобы каждый новый Министр образования менял программы по своему усмотрению, в соответствии с предпочтениями той партии, в которой он состоит. К примеру, в учебной программе по обществоведению предусмотрено рассмотрение такого понятия, как "ответственность", но на самом деле я не помню, чтобы это серьезно и глубоко изучалось на примерах из общественной жизни. И это далеко не единичный пример. Если мы хотим, чтобы из нашего обихода исчезло слово коррупция, надо заниматься именно воспитанием и уделять этому не меньше времени, чем математике и другим предметам. А пока молодые израильтяне все меньше доверяют политикам и теряют интерес к участию в жизни общества.

Подготовила Марина Бухарова

Перевод Галит Шайкевич

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке