Лед и пламень

18.12.2013
Источник:Итоги

Ученые наблюдают признаки приближения нового всемирного потопа

Американские ученые предсказали, что на Земле скоро может произойти великий потоп, сравнимый с библейским. Это случится в результате резкого таяния льдов Антарктиды. Всему виной, как выяснила группа специалистов, в состав которой вошли геологи, сейсмологи, вулканологи и гляциологи из ведущих университетов США, извержение вулканов, покоящихся под километровой толщей льда, покрывающего самый южный континент планеты.

Полярная дрожь

Аманда Лаф, представляющая факультет исследования Земли Университета Вашингтона в Сент-Луисе, вместе с коллегами досконально изучала данные, получаемые с сейсмических станций, которые находятся на Земле Мэри Бэрд - одном из районов Антарктиды. Ученых интересовала эта область, поскольку через нее проходит горная цепь, известная как хребет Эгзекьютив-Коммитти. Она состоит из линии потухших вулканов. Хребет считается сейсмически неспокойным районом, так как земная кора там сплющена Западно-Антарктическим рифтом. Кроме того, геологи неоднократно находили свидетельства вулканической деятельности в этой области, в том числе и после оледенения материка. Извержения сопровождались прорывом магмы сквозь ледяную толщу и выходом ее на поверхность.

Обычно, как отмечает старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института вулканической геологии и геохимии ДВО РАН доктор геолого-минералогических наук Иван Мелекесцев, следы таких извержений представляют собой своеобразные «куличи», заключенные внутри ледниковых покровов со стволовым, практически вертикальным основанием, достигающим многих сотен метров и - если вулканические породы выходили на поверхность - с расширением на концах. Казалось бы, раскаленная магма должна плавить лед в большом объеме вокруг очага извержения, однако, как объясняет ученый, масштабного расплавления не происходит по простым физическим причинам: "Теплота плавления льда довольно высокая, и вулканический материал остывает очень быстро из-за того, что в зоне контакта магмы со льдом обильно циркулирует талая холодная вода, отводя тепло".

Магма выходит наружу и образует своеобразную трубку с остывшими и окрепшими стенками, по которой расплавленные вулканические породы могут пройти только вверх, не распространяясь в горизонтальной плоскости. Следовательно, вулканы как таковые существенно не влияют на таяние льдов.

Подобные явления периодически происходят не только в Антарктиде, но и в Исландии, на Камчатке. Они ничем не привлекательны для обывателя, но ученым позволяют получать важную информацию. Группа Аманды Лаф выясняла, насколько активны вулканы в районе хребта Эгзекьютив-Коммитти и может ли в ближайшем будущем произойти очередное извержение. При положительном ответе они смогли бы подготовиться к наблюдению, изучить процесс извержения вулкана во льдах и образования тюйя - именно так геологи называют столбы остывшей во льду магмы. Для этого ученые в 2007-2010 годах разместили на хребте несколько сейсмических контрольных станций, с которых постоянно снимали данные. Выяснили, что в январе - феврале 2010 года и в марте 2011-го имели место две серии землетрясений, причем колебания земной коры были достаточно необычными. Толчки происходили в медленном темпе, несвойственном для обычных подвижек земной коры. Это позволило ученым сделать вывод о том, что на глубине 25-40 километров, где находился эпицентр, терлись друг о друга, вызывая характерную дрожь на поверхности, не просто края блоков, а в процессе была задействована еще и магма, которая, вероятно, перемещалась глубоко под хребтом. И это насторожило ученых.

План затопления

Уточнение координат эпицентра землетрясения показало, что он располагался в точке, которая, по данным сейсмологов, наиболее вулканически активна. Это позволило сделать вывод, что в ближайшее время следует ждать извержения одного из вулканов, расположенных на хребте Эгзекьютив-Коммитти. Именно этому предшествуют медленные землетрясения. Чтобы подтвердить или опровергнуть свои догадки, ученые провели магнитную разведку и георадарную съемку участка предполагаемого места извержения. В итоге группа Аманды Лаф лишь убедилась в правильности обработки прежних данных. Более того, георадары позволили обнаружить в этом районе следы пепла в окружающих хребет льдах, который явно свидетельствует, что там относительно недавно уже происходило извержение вулкана. Это было около 8-10 тысяч лет назад.

Как предполагают специалисты, возможно, удалось обнаружить свидетельство приближения опаснейшего события. Некоторые сейсмографические данные оказались необычными для простой вулканической активности. Их характер и масштаб указывают на то, что одно извержение в эпицентре землетрясения может вызвать цепную реакцию, в ходе которой включатся остальные вулканы хребта. И если одиночное извержение не способно глобально повлиять на льды Антарктиды, то массовый выброс лавы, предполагают исследователи, может отколоть гигантские по размеру ледяные шапки и сдвинуть их в океан. Там лед под влиянием теплых течений растает за пару лет. К чему это приведет, несложно спрогнозировать.

Как известно, Антарктида занимает площадь 14 миллионов квадратных километров, и только 55 тысяч из них свободны ото льда, запасы которого на самом южном материке оцениваются в 90 процентов от общемировых. Ученые недавно подсчитали, что в случае его таяния уровень Мирового океана поднимется на 65 метров, и огромные территории на планете окажутся под водой. Например, в море погрузятся все Атлантическое побережье США, Флорида и берег Мексиканского залива, часть Калифорнии. Лондон останется в воспоминаниях. Венецию поглотит Адриатическое море. Средиземное море объединится с Черным и Каспийским. В Китае в результате подтопления, по прогнозам ученых, выживут только 600 миллионов человек. В России появятся внутренние моря, Байкал увеличится в размерах приблизительно в два раза, сильно пострадают Дальний Восток, Приморье и север страны.

Кроме того, таяние антарктических льдов приведет к изменению климатического баланса на планете. Средняя температура, как рассчитали исследователи, вырастет с 14 до 26 градусов. Жизнь в Африке станет невозможной из-за жары. При этом остальные регионы подвергнутся мощнейшим атакам тайфунов, смерчей, ураганов и снежных бурь. Естественно, при этом по всей Земле начнется череда техногенных катастроф, начиная от разрушения плотин и заканчивая авариями на атомных электростанциях. Мало не покажется никому, и вселенский потоп при нынешней зависимости цивилизации от высоких технологий смоет ее в Средние века. Выжившим, которых, по прогнозам, будет не так уж и мало, придется учиться жить без электричества, водоснабжения, доступного топлива.

Картина страшная, но все это лишь предположения ученых. Что дает им повод думать, что весь хребет Эгзекьютив-Коммитти, а также и другие вулканы Антарктиды вдруг проснутся, а не случится единичных извержений, которые никак не повлияют на уровень Мирового океана и климат? Конечно, в последнее время ученые много говорят о возросшей сейсмической активности Земли, но Антарктида никогда не считалась наиболее опасным с точки зрения землетрясений и вулканической деятельности регионом. Почему вдруг там должен произойти целый ряд роковых извержений, которые приведут к изменению баланса суши и воды на планете?

Опасный вход

Свою гипотезу, объясняющую угрозу планете, исходящую именно от Антарктиды, выдвинул член Международного клуба ученых Николай Петров. Исследуя взаимодействие между Землей и космическими телами, он обратил внимание на тот общеизвестный факт, что на нашу планету огромное влияние оказывает Солнце. Но кроме световой и тепловой энергии, по мнению Петрова, звезда постоянно взаимодействует с Землей при помощи плазменного механизма. Самое явное свидетельство тому - полярные сияния. Они служат индикатором того, что потоки плазмы, постоянно исходящие от Солнца, проходят в недра Земли, где воздействуют на жидкое металлическое ядро, состоящее преимущественно из расплавленного железа. Этот эффект исследователь называет энергетическим дыханием планеты.

Пути прохода солнечного ветра внутрь Земли и обратно лежат через магнитные полюса планеты, расположенные вблизи географических. Когда Земля насыщается солнечным ветром, по физическим законам происходит охлаждение входов, вследствие чего ледяные шапки в Антарктиде и Арктике прирастают. Этот процесс наблюдался последние несколько тысяч лет. Однако при изменениях на Солнце, сбоях цикла активности звезды эти входы перестают получать подпитку и нагреваются. Параллельно при нарушениях в поступлении солнечной плазмы в недрах планеты задействуются некие механизмы, повышающие активность жидких составляющих внутреннего строения Земли. Там запускаются процессы, приводящие к изменению структуры и движению жидкого ядра. Двигаясь, оно начинает воздействовать на земную кору, через которую сначала в глубине, а потом все ближе к поверхности старается пробиться вулканическая магма. Этим, как считает ученый, и можно объяснить непонятные медленные землетрясения, зарегистрированные американскими сейсмологами. Они - предвестники пробуждения вулканов, а если регистрируются в районе входа солнечного ветра, в Антарктиде, то это как раз показывает, что были задействованы механизмы солнечно-земного взаимодействия.

Как подсчитал ученый, подобные сбои в циклах происходят каждые 13 тысяч лет. Однако они не возникают мгновенно. Для подготовки глобального перестроения должны накопиться существенные изменения в работе внутренних жидких компонентов планеты. По расчетам Петрова, такая подготовка может длиться несколько тысяч лет. Но когда этот период проходит, начинают проявляться явные признаки готовности планеты к изменениям. Первым таким признаком, как полагает исследователь, были события конца января 2012 года, когда произошла вспышка на Солнце; через два дня наблюдались полярные сияния, на севере образовался мощный антициклон, резко похолодало в Европе, Сибири и на Алтае. Потом, буквально сразу же, с 27 января по 2 февраля, были зафиксированы серии землетрясений на Кавказе, на северо-востоке Японии, на Курильских островах, в Египте, Италии, Перу и на Филиппинах.

Вполне может быть, что эти события искусственно притянуты друг к другу и не имеют ничего общего, но они полностью укладываются в рамки гипотезы Николая Петрова. При этом тревожит еще одно немаловажное совпадение: именно 8-10 тысяч лет назад, когда, по данным американских исследователей, последний раз извергался вулкан на хребте Эгзекьютив-Коммитти, как показывают геологические данные, на Земле происходил Всемирный потоп, отмеченный в Библии и в некоторых других исторических источниках.

Конечно, хотелось бы верить в то, что это лишь совпадения, но, как говорят многие исследователи, на Земле и в космосе практически все процессы происходят циклически, будь то смена дня и ночи, времен года, увеличения и уменьшения солнечной активности, глобальных похолоданий и потеплений. Предотвратить столь масштабные катастрофы планетарного масштаба человек не способен, но подготовиться к ним ему вполне по силам. Евгений Носов Мнения

Роберт Биндшадлер, гляциолог из Центра космических полетов НАСА им. Годдарда:

- Вряд ли извержения, даже самые сильные, смогут сбросить весь ледовый щит в море - вероятнее всего, они просто лишь чуть ускорят его скольжение. А это небольшое ускорение совершенно никак не скажется на уровне Мирового океана.

Алексей Турчин, футуролог, автор книги "Структура глобальной катастрофы. Риски вымирания человечества в XXI веке":

- Если начнется резкое таяние льдов, то автоматически запустится обратная реакция: произойдет разгрузка литосферных плит и вулканическая активность возрастет (по расчетам для Исландии - в 100 раз). Круг замкнется. Вулканические процессы, где бы они ни происходили, несут в себе прямую угрозу жизни на Земле не только из-за наводнения. Представьте себе, что прямо под нами находится гигантский котел с раскаленной лавой, пропитанной сжатыми газами, часто ядовитыми. Крупнейшие вымирания живых существ хорошо коррелируют с эпохами интенсивного вулканизма. На границе пермского периода 250 миллионов лет назад в Восточной Сибири излилось на поверхность 2 миллиона кубических километров лавы, что привело к вымиранию 95 процентов видов живых существ.