Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Рисковые тинейджеры

Это первое поколение, чьи дети, на самом деле, умнее родителей. Мы видим это не только в связи с компьютерами, но и по тому, как они ориентируются во всем остальном.

13.06.2014
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru 66 канал ТВ

Уважаемый Михаэль Лайтман, подростки всегда любили рисковать, но это принимает все более крайние формы. Что происходит?

- Так они ощущают жизнь. Без осознания границ, без контакта с какими-то крайностями, они не чувствуют себя существующими. Мир нами воспринимается в различиях между вещами, на контрасте между светом и тьмой. Если мы не прикасаемся к чему-то запредельному, - очень хорошему или очень плохому, - то не ощущаем себя. Мы все живем в границах своих чувств, но то, что для нас, взрослых, крайность, для них - не предел.

Их границы шире?

- Их границы - это нечто совершенно иное, по сравнению с предыдущими поколениями. В мое время, когда я был подростком, не было ни разводов, ни открытых интимных отношений до свадьбы, не было наркотиков. И вообще, восприятие было очень примитивным, поверхностным. Сегодня все чрезвычайно взаимосвязано и смешано, происходит взаимное проникновение различных культур. Я не думаю, что сегодня вообще есть какие-то границы.

Но подвергая себя опасностям, они ищут эти границы?

- Ищут и не находят. Не находят! Проверяют и чувствуют, что нет границ, потому что мир стал круглым. Где в современном мире границы между городами, странами, между людьми? Интернет их отменил.

Поэтому мы не способны чем-либо заинтересовать своих детей и внуков. Они будто делают нам одолжение, когда вообще обращают на нас внимание. Впечатление, что они все знают заранее.

Мы были другими. Вспомните, как мы открывали для себя мир, как радовались каким-то новым вещам и явлениям. У нас кроме одного вида конфет и не было ничего. А какую шоколадку можно принести им сейчас, чтобы вызвать восторг? Каким фильмом удивить? Они более развиты. Они умнее. И если мы хотим найти с ними связь, то должны подняться до их уровня.

Почувствовать то, что чувствуют они?

- Да, мы - это первое поколение, чьи дети, на самом деле, умнее родителей. Мы видим это не только в связи с компьютерами, но и по тому, как они ориентируются во всем остальном. Все связи между явлениями - природа вещей - им понятны, а нам нет.

Приезжая куда-то, я обращаюсь к владельцам бизнеса, и, как правило, слышу в ответ: "Подожди, сейчас придет мой сын, включит компьютер и посмотрит". И так - везде. Это особое поколение детей, для которых родители не смогли ничего подготовить: ни рабочие места, ни новые горизонты развития. Заканчивают свое существование производственные, экономические и финансовые системы. Кризис в образовании, культуре, воспитании.

Ни они, ни мы не можем этого еще до конца осознать, но мы впервые в истории человечества вдруг оказались как бы в вакууме, перед лицом открытого пространства, вечности – делай все, что хочешь!

Что значит "все, что хочешь"?

- В этом-то и проблема, что никто не знает, что надо делать, куда идти, что перед нами? Прежде у нас было более-менее понятное будущее. Дети приходили в мир и продолжали дело отцов. Сегодня уже не может быть, как прежде. Мы подошли к качественно иному этапу развития.

Мы должны дать своим детям новые рамки, новые взаимоотношения, новую суть жизни, чтобы они почувствовали, ради чего живут и чего должны достигнуть. Они уже родились с внутренними способностями и с восприятием такого порядка, что в нашем обществе у них нет возможности выразить себя. Для них наша бессмысленная суета - вещь мизерная, презренная, и поэтому они чувствуют себя в вакууме. Мы не подготовили то, что подходило бы им. Мы можем только обеспечивать их физиологические потребности, больше нам нечего им дать.

Но все равно нужен какой-то контроль? Мы говорим о том, что подросток может оказаться в опасной ситуации? Как с ними говорить?

- Почувствовать жизнь - означает вкусить от разных опасных вещей: попробовать справа, слева, сверху, снизу, расширив сферу своего обитания во всех направлениях. Это естественно. Посмотрите, как играют маленькие щенки: они постоянно разбегаются, а мать хватает и возвращает их обратно. Такова жизнь, иначе нет развития, поэтому я не думаю, что помогут слова.

Но благодаря близости, существующей между нами, и в силу ощущения ими обязательств, можно показать, что нам тревожно, грустно, и в чем-то их немного ограничить. Может быть, в деньгах, может быть во времени на развлечения - это зависит от конкретной ситуации. Но не более того. До тех пор, пока мы сами не изменимся, мы не сможем предложить им то, что на самом деле наполнит их жизнь, станет для них стоящим занятием.

Часто родители думают, что хороший ребенок - это ребенок, который не рискует, а плохой ребенок, это тот, который все время ищет, где нарушить границы.

- Ощущение реальности возникает только тогда, когда человек сталкивается с препятствием. Подросток обязан залезть на дерево, прыгнуть с высоты и пр. Если он будет бояться этих вещей, если в нем затаится внутренний страх, то он будет отставать в развитии.

Существует еще одна болезненная тема - это постоянная занятость внешностью и фирменными вещами. Как случилось, что бодибилдинг, пирсинг и даже пластические операции заняли такое место в жизни молодежи?

- Об этом надо спросить нас, ведь это произошло не в их, а в нашем поколении. Они уже получили это в наследство. Это мы все больше и больше опускались в потребительство, они только брали с нас пример.

Что теперь? А теперь надо как-то наверстывать упущенное, думать, как обеспечить подросткам и молодежи гармоничное развитие - в чувствах и разуме. Понятно, что для этого необходимо позаботиться о нормальном для них окружении, которое будет передавать им другие ценности. Для этого и организуются курсы интегрального образования. Если подростки будут находиться под влиянием правильной связи между людьми, то внешность уже не будет их так занимать. Они забудут об том.

Что мы будем делать на таких курсах?

- Сообща изменять свое мировосприятие

Каким образом?

- Изучая природу человека, исследуя свое развитие. Опираясь на опыт прошлого, можно выстроить перспективы на будущее. Мы будем анализировать, какие изменения произошли в разных странах - в культуре, воспитании, религии, в отношении к государству, к человеку - за последние сто лет, стараясь понять, куда все идет?

Без этого мы не двинемся дальше. Необходимо объяснять все эти вещи, и прежде всего - родителям. И обдумывать на занятиях вместе, каким должно быть новое общество. Если у нас не будет этой перспективы, нам нечего будет дать новому поколению.

Допустим, мы обрисовали перспективу на будущее, что мне потом с этим делать?

- Тогда из запаздывающего в развитии предка ты станешь мудрым отцом, который берет за руку своего сына - хотя он уже выше тебя ростом - и ведет его по жизни, понимая, куда и зачем. И это уже иные отношения между вами.

Мы, взрослые, должны построить такое окружение для своих детей, такую атмосферу в семье, в школе, в каждом месте, чтобы они начали меняться и могли реализовать себя. Чтобы понимали, как этот мир устроен и где их место в нем. Это устремление уже есть у современных подростков, они лишь не знают, как это выразить.

Но ты, родитель, пройдешь курс интегрального образования, и еще один, и еще один, и, наконец, сможешь сказать своему ребенку: "Секрет жизни раскроется тебе тогда, когда ты познаешь систему мироздания, проникнешь в нее, станешь ее хозяином. Ты сможешь управлять всем миром, если будешь знать, как он устроен, этот новый мир, которого раньше не было, но дальше тебе в нем жить!"

Подготовила Марина Бухарова

Интернет-поколение: подростки предпочитают виртуальную жизнь

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке