Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

Борис Эйфман на балетных качелях судьбы

Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана возвращается в Израиль с двумя балетами: "Ночь нежна" и "Роден".

24.03.2015
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

"Так легко быть любимым, так трудно любить"

Ф.С. Фицджеральд "Ночь нежна". 

Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана возвращается в Израиль с двумя балетами: "Up & Down" - "Ночь нежна" и "Роден". Гастроли театра Бориса Эйфмана пройдут в Израиле с 23 по 28 июля в Тель-Авивском центре сценических искусств "Бейт ха-Опера". 

"Up & Down" - "Ночь нежна" - новый балет Бориса Эйфмана, поставленный им по классическому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна" на музыку Гершвина, Шуберта и Алана Берга. "Up & Down" - первое хореографическое прочтение этого романа Фицджеральда. Премьера этого балета состоялась совсем недавно - в конце января этого года - балета, вновь поставленного на основе известного произведения литературы, в философии и глубинах которой Эйфман находит созвучие своему видению сцены, философии и мировоззрению. 

Zahav.ru

 

О Борисе Эйфмане, о его балетах и его театре сказано очень много. Мировая пресса заполнена отзывами и рецензиями. Критики единодушно признают способность Эйфмана создавать яркие и эмоционально насыщенные постановки. Оригинальность его хореографического языка несомненна, как и то, что танец его балетов относится к сфере современного эмоционально сложного движения. Балет сегодня собирает тысячные залы, и в этом заслуга не только красоты движения, но и того глубокого эмоционального потрясения, катарсиса, которые произведения балетного искусства могут вызвать в душах зрителей. 

Эйфмана называют "хореографом-философом". Но не менее точно будет и определение "хореограф-психоаналитик" - в своих балетах Эйфман погружается в глубины внутреннего мира и подсознания персонажей. Спектакль "Up & Down", поставленный по мотивам написанного в 1934-м году романа Фицджеральда "Ночь нежна", стал квинтэссенцией его балетного психоанализа. Эйфман превратил роман в сюрреалистический балет, в воплощенные в пластике движения страсти и судьбы, в рассказ о взлетах и падениях судьбы на фоне блистательного века джаза, о безудержности жизни, чувственности и свободы. 

Zahav.ru

 

"Наша судьба соткана из жестоких парадоксов. Богатство может быть невыносимее самой страшной нищеты, а ясный и острый ум оказывается беззащитен перед хаосом бессознательного. Подобную истину прекрасно знал Фрэнсис Скотт Фицджеральд, чей роман "Ночь нежна" вдохновил меня на создание балета "Up & Down", - рассказывает о своем балете сам Борис Эйфман. - Этот спектакль - трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, - кошмаром. Личность, забывающая о собственной миссии, уничтожающая свой талант, обречена на катастрофу, а компромисс с коварным, наполненным соблазнами миром, всегда губителен. И именно о роковых последствиях, к которым приводит предательство человеком самого себя, призван напомнить балет "Up & Down". 

Термин "эпоха джаза" - эпоха с момента окончания Первой мировой войны и до начала Великой депрессии в Америке 1930-х годов - придумал сам Фицджеральд, обозначив тем самым настроение тех обольстительных и обманчивых десятилетий. "Ночь нежна" - самый любимый роман самого Фицджеральда, в котором рассказывается о судьбе талантливого и успешного врача-психиатра Дика Дайвера, потерявшего в жизни все. Боль, терзания, пронзительные и лиричные герои, душевные муки и внешний блеск и лоск - все есть в этой книге, и все это Борис Эйфман перенес на сцену, добавив свое выраженное в балете, музыке и движении отношение к личности, страданию, невзгодам и любви. Тема душевных мук нередка в его спектаклях. Часть действия "Красной Жизели", "Дон Кихота и "Родена" проходит в сумасшедшем доме - но то, внешние обстоятельства, декорации. Под ними - обнаженные гениальность и безумие страсти, любви и творчества. Безумие в балете - это то, чем Борис Эйфман - философ и психоаналитик движения - занимается больше тридцати лет. Мысли героев - это хаос, и потому Эйфман мешает в "Up & Down" сцены и музыку Гершвина, Шуберта, Берга - и зрители оказываются вовлеченными в хаос сознания персонажей этой балетной психодрамы. 

Театр Бориса Эйфмана держится на драматургии, характерах, эмоциях, почерпнутых из литературы - и на таланте хореографа виртуозно переносить литературную основу на сцену балетной психодрамы. В одном из интервью Эйфман утверждает, что искусство хореографа по природе своей иррационально, сродни шаманству. Движение само по себе ничего не значит: оно приобретает магическую силу только тогда, когда передает энергию. Хореография для Эйфмана - способ коммуникации с миром. Но для того, чтобы обратиться к миру, должна возникнуть идея, прийти музыка и все чаще и чаще - книга, как то было с "Анной Карениной", "Братьями Карамазовыми", "Евгением Онегиным", "Дон Жуаном", "Дон-Кихотом" и на сей раз - с "Up & Down". "Up & Down" - падение одного, и взлет другой, качели судьбы и карусель разных жанров музыки и балета. 

Zahav.ru

 

Предпоследний спектакль Эйфмана - балет "Роден", уже показывавшийся в Израиле, основан на истории отношений Огюста Родена и его ученицы и любовницы Камиллы Клодель, на одержимости и на пластическом движении скульптур Родена, статика которых обманчива и взрывна. Идея балета соединила в себе историю Родена и Камиллы Клодель и сложные вопросы философии творчества. Сами произведения Родена объединили хореографию и скульптуру, но если художник работал с камнем, то Борис Эйфман - с телом. Из удивительной, сложной, трагедийной связи двух скульпторов и родилась хореография "Родена". 

Zahav.ru

Читайте также

 

Прием оживающей скульптуры существует в балете уже несколько столетий. В 1960-е годы выдающийся хореограф Леонид Якобсон поставил серию миниатюр, посвященных шедеврам Родена. В балете скульптуры оживали, и хореограф через пластику тел танцовщиков передавал эмоциональное содержание работ Родена и собственные впечатления от них. Но спектакль Эйфмана имеет совершенно иную философскую основу - в нем показал процесс возникновения замысла скульптуры, пластического образа, работу подсознания художника, процесс художественного поиска, и снова - как в "Up & Down" - процесс поиска себя и капризы качелей судьбы. 

Маша Хинич 

"Up & Down" - "Ночь нежна". Балет Бориса Эйфмана 

"Роден". Балет Бориса Эйфмана 

Информация и билеты в кассах Тель-Авивского Центра сценических искусств по телефону 03-6927777 или на сайте

Фото: Evgeny Matveev, Michael Khoury 

Фотографии предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке