Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Чулпан Хаматова - диалог с тремя журналистами

Интервью шло по переписке - и получился такой вот интернет-диалог на расстоянии. С одной стороны - трое спрашивающих, с другой - одна актриса, Чулпан Хаматова.

17.11.2015
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru salat.zahav.ru

В преддверии гастролей в Израиле спектакля "В час, когда в души идешь - как в руки" Чулпан Хаматовой - спектакля при участии пианистки Полины Кондратковой и саксофонистки Вероники Кожухаровой, мы попросили Чулпан ответить на вопросы сразу трех журналистов. Интервью шло по переписке - и получился такой вот интернет-диалог на расстоянии. С одной стороны - трое спрашивающих, с другой - одна актриса, Чулпан Хаматова. 

- Чулпан! Вы выбрали для своего моноспектакля стихи двух поэтов - Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. Чем продиктован такой выбор? 

- В программе "Час, когда в души идешь - как в руки..." звучит проза Цветаевой - ее повесть "Мать и Музыка", а также стихотворение "Уроки музыки" и поэма "Сказка о дожде" Беллы Ахмадулиной. В какой-то момент моей жизни, я поняла, что эти два поэта тянутся друг к другу смыслово настолько, что это невозможно не оформить в программу. В произведениях, которые звучат на сцене, есть сквозная тема: тема творчества, тема дара, тема ответственности перед этим даром, тема платы за этот дар. Мне захотелось поделиться этим открытием со зрителем. 

- Как в целом слышится Вам женский голос в русской поэзии?

- Очень мощно, громко и искренне. Ахмадуллина, Ахматова, Цветаева - это поэты с божественным талантом, соединенным с высочайшим мастерством.

- Насколько вообще в наши дни актуальна поэзия? Есть такое ощущение, что наше время не благоволит рифмам и размерам. Можно ли говорить о том, что время поэта истекло?

- Конечно, сейчас поэзия не так актуальна, как была актуальна на рубеже веков или в 1960-е годы, когда поэты гастролировали по стране и собирали полные залы. Возможно, с появлением кинематогрофа, популярной музыки, поэзия ушла на второй план. Но время поэта не истекло, нет. Это всегда продирающийся через людскую суету, спешку и равнодушие, свет, который заставляет остановиться, заглянуть внутрь себя, оглянуться вокруг, подумать. Талантливая, настоящая поэзия будет нужна нам всегда, как воздух, мы не сможем без нее дышать, жить, надеяться на лучшее. 

- Почему Вы решили заняться благотворительностью? Насколько сложное это дело в сегодняшней России?

- Вся моя история в благотворительности началась со встречи с врачами. Я увидела необыкновенных людей, чутких врачей с неокаменевшими сердцами и поняла, что им нужна помощь. Если есть такие светлячки на этой планете, которые борются за жизнь детей, то оставлять их одних в этой борьбе я не имею права. Увидела, как работают волонтеры, эти люди с большими, добрыми сердцами. Меня поразила их самоотверженность. И, конечно, я познакомилась с детьми. Нашей первой акцией стал благотворительный концерт "Подари жизнь", состоявшийся в День защиты детей 1 июня 2005 года в театре "Современник". Этот концерт объединил артистов, волонтеров, благотворителей. А потом начались мероприятие за мероприятием. Стало понятно, что нужно создавать фонд, как-то систематизировать помощь.

Благотворительность в России - это уже не так сложно, как было 10 лет назад, когда о фонде, помощи детям никто не хотел слышать, не разрешали говорить об этом в СМИ. Все помнили о 1990-х годах, когда огромное количество мошенников подорвало доверие к благотворительности. Конечно, отношение меняется, честные фонды своей открытой, прозрачной, профессиональной работой по крупицам завоевывают доверие. Но и сейчас сложности остаются: у нас в стране нет ни традиций, ни понимания того, что такое благотворительность. Помощь другим пока не норма. 

- Почему, на Ваш взгляд, столь популярен в последнее время жанр моноспектакля? 

- "Час, когда в души идешь - как в руки..." я не могу назвать моноспектаклем, это скорее музыкально-поэтический вечер: я читаю тексты двух великих поэтов, а тональность мне задают талантливые музыканты: за роялем Полина Кондраткова, на саксофоне играет Вероника Кожухарова. Можно сказать, что такие вечера - забытая форма театрального искусства. Они, на мой взгляд, наоборот, не очень востребованы сегодня, в силу доступных сейчас всевозможных технологий и визуальных решений. Но мы набрались смелости и решили выйти на сцену с этой программой. И мы очень рады были узнать - этот музыкально-поэтический вечер нужен не только нам, но и зрителям разных городов и стран, где мы уже побывали с гастролями. 

- Жанр музыкально-поэтического вечера предполагает большую интимность, камерность - не является ли это дополнительной эмоциональной нагрузкой? Как ее выдержать?

- В этом вечере для меня самая большая сложность и ответственность - четко и ясно донести до зрителя слово двух великих поэтов. Очень непростые тексты, которые, когда читаешь - продираешься как сквозь дебри, а на слух их воспринимать еще сложнее. И нам очень важно, чтобы люди в зале тоже работали вместе с нами, вдумывались, вслушивались, искали смыслы. 

Чулпан Хаматова. Фото: Ольга Лавренкова

Читайте также

 

- Вы - одна из любимых актрис Галины Волчек. Какова ее роль в вашем становлении на сцене?

- Основополагающая, и не только на сцене, но и в жизни. Знакомство с Галиной Борисовной, возможность работать с ней - это чудо, счастье, которое было подарено мне много лет назад и которое я очень ценю, берегу и за которое всегда буду благодарна.

Она необыкновенный человек. Я ей говорю спасибо за все: за роли, за школу, советы, просто за то, что она рядом и что у меня есть возможность прикоснуться к ее таланту.

Когда началась история под названием фонд "Подари жизнь", Галина Борисовна дала мне такую мощную волну поддержки, она так во всем помогла, что это просто невозможно переоценить.

- Что для вас значит работа в театре Наций - она превыше всего? И Евгений Миронов как партнер - как две "звезды" взаимодействуют на сцене и на площадке?

- Прежде всего, я была и остаюсь актрисой театра "Современник" - это не просто театр, в котором я много лет служу, это моя судьба, моя жизнь, которая постоянно развивается. И я счастлива, что Галина Борисовна Волчек дала согласие на мою работу и в Театре Наций. Работа в этом театре не означает, что мне чего-то не хватает в "Современнике", просто в Театре Наций появляются очень интересные для меня, как для актрисы, проекты, от которых я не могу отказаться. Театр Наций - это свободная площадка, где нет главного режиссера. Работа здесь - это моя возможность экспериментировать, погружаться в работу с новыми партнерами и режиссерами.

Конечно же, мое отношение к Театру Наций особенное и потому, что художественный руководитель этого театра, мой близкий друг и любимый партнер Женя Миронов.

Женя обладает высочайшим, редчайшим в наше время профессионализмом. Именно поэтому мне ни с кем не бывает так легко, интересно и восторженно на сцене, как с ним. Я тянусь за ним, восхищаюсь его отношением к профессии, когда каждый материал разбирается по кусочкам, подробнейшим образом изучается роль.

- Театр, сцена - это для вас все, но, тем не менее, на первый план вышла помощь детям. Это так или у вас иной взгляд? Существует ли шкала предпочтений или все мирно сосуществует вместе? 

- Я не растравляю приоритетов, а просто плыву по течению и занимаюсь тем, что мне нравится и что мне по-настоящему интересно. Семья, театр, кино, фонд - это все моя жизнь. Может быть, не всегда удается держать баланс, но я научилась относиться к этому философски. 

- У Вас есть любимые роли? 

- Нет. 

- Вы любите читать со сцены стихи. Что для Вас главное в поэзии: мысль, чувство, музыка, созвучие Вашим переживаниям?

- Благодаря поэзии, я могу продолжать дышать в те моменты, когда кажется, что уже дышать нечем. Поэзия меня спасает, дает мне ориентиры, когда не знаешь, куда дальше двигаться. 

Чулпан Хаматова соединяет музыку и слово, поэзию и прозу, судьбы и век, представляя на сцене произведения Марины Цветаевой "Мать и музыка", и Беллы Ахмадулиной "Уроки музыки" и "Сказка о дожде". Не представляя - нет, проживая их. Делясь радостью - тем, что эти слова были написаны и тем, что их можно перечитать. Гастроли Чулпан Хаматовой в Израиле начинаются 26 ноября. 

Вопросы задавали Яков Шаус, Вера Рыжикова и Маша Хинич 

Чулпан Хаматова в спектакле "Час, когда в души идешь - как в руки…" по произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллиной 

Хайфа, 26 ноября 2015, четверг, 20:00, "Аудиториум" 

Тель-Авив, 27 ноября 2015, пятница, 20: 00, зал "Бейт ха-Хаяль" 

Петах-Тиква, 28 ноября 2015, суббота, 19:30, "Гейхал ха-Тарбут" 

Заказ билетов - здесь 

Страница мероприятия в фэйсбуке - здесь 

Организатор гастролей Чулпан Хаматовой - продюсерская компания Rest International.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке