Le Figaro: использование мобильного телефона не приводит к раку

13.05.2016
Источник:RFI
מערכת וואלה! צילום מסך

Газеты Le Figaro и Le Monde публикуют материалы, посвященные новым открытиям в медицине. Для Le Figaro главная тема - раковые заболевания и, в частности, рак груди. В специальном приложении Le Monde - большое досье о том, что современная генетика навсегда решает проблему установления отцовства.

"Вот уже тридцать лет, как мы пользуемся мобильным телефоном, а количество раковых заболеваний не увеличилось", - пишет Le Figaro, подкрепляя свой вывод результатами исследования, проведенного Сиднейским университетом (Австралия) и опубликованного в Journal of Cancer Epidemiology. Ученые изучили статистику раковых заболеваний с 1982 года, в том числе за период с 1987, когда впервые был сделан звонок с мобильного телефона.

"Не вешайте трубку"

Между 1982 и 2012 гг. в Австралии было зарегистрировано более 34 000 случаев рака мозга (20 000 у мужчин и 14 000 у женщин). Если учесть, что количество пользователей мобильными телефонами постоянно росло (в 1993 г. телефоны были только у 9% людей старше 20 лет), то случаев этого заболевания должно было быть на 90% больше. "Не вешайте трубку", - призывают журналисты.

Единственной группой, в которой количество больных раком выросло, оказались люди за семьдесят, но и здесь ученые не нашли корреляции между болезнью и телефоном. Скорее всего, просто улучшилась диагностика, пишет газета, и врачи смогли диагностировать рак в тех случаях, когда раньше говорили об инсульте или старческой деменции.

Французский эпидемиолог и исследователь раковых заболеваний Катрин Хилл утверждает на страницах Le Figaro, что во Франции статистика примерно такая же. Если количество раковых заболеваний и увеличилось среди определенных групп населения, то это имеет отношение не к телефону, а к улучшению диагностики.

Тем не менее, Государственное санитарное агентство Anses в докладе, опубликованном в 2013 году, предлагает меры предосторожности: ограничить использование телефонов детьми и пользоваться им через наушники, а не поднося к уху.

Бесплатный тест для больных раком груди

Еще одна статья рассказывает о том, что генетический анализ отныне позволяет больным избежать излишнего использования химиотерапии. Далеко не всем женщинам, у которых обнаружен рак груди, требуется химиотерапия, говорится здесь. Однако клинические и биологические анализы до сих пор не позволяли определить, когда от этого далеко не безобидного способа лечения можно отказаться. И чтобы избежать опасности возвращения болезни, врачи прибегали к превентивной "химии". Отныне, говорится в статье, все французские больницы могут предложить своим пациентам генетический тест, оплату которого в размере 1850 евро государство берет на себя. Тест, разработанный в США десять лет назад, определяет геномическую "подпись" опухоли, то есть аномалии определенной группы генов, и дает возможность прогнозировать развитие болезни. Результаты международных исследований в этой области, проводившихся с 2007 по 2011 гг., недавно были представлены на конгрессе Американской ассоциации борьбы с раком.

Французское министерство здравоохранения полагает, что ежегодно тестом смогут воспользоваться около 6000 пациентов. Профессор онкологии Поль Котти уточняет, что тест не дает конечного решения, но предоставляет врачам дополнительную информацию, необходимую при выборе способа лечения.

Каждый сотый мужчина - не отец своему ребенку

Le Monde также рассказывает сегодня своим читателям об открытиях в области генетики человека и их практическом применении. Отцом каждого сотого из нас может оказаться вовсе не тот человек, о котором мы думаем, пишет газета. Самые глубоко запрятанные семейные тайны могут отныне стать явью благодаря элементарному анализу ДНК. Вокруг этой возможности развился целый рынок тестов, который во Франции не разрешен законом, напоминает Le Monde.

Социолог и преподаватель Высшей школы социальных исследований (EHESS) в Париже Ирэн Тери, которая в 2014 году руководила группой, составлявшей для министерства семьи доклад под названием "Происхождение, отцовство, корни", называет происходящее в современном обществе "колоссальной, но невидимой революцией". На страницах газеты она напоминает о том, что совсем недавно отца мог иметь только ребенок, родившийся в браке, всех остальных презрительно называли "бастардами". В 1930-е годы от "бастардов" общество перешло к "детям любви". И все же только законный отец продолжал одновременно считаться биологическим отцом, главой семейства (воспитателем) и законным отцом.

В наше время, заключает она, общество признало, что генетический отец и человек, обладающий правами и обязанностями отца, могут быть разными людьми. По мнению исследовательницы, необходимо задуматься над тем, кого называть отцом в наше время, поскольку "ассиметричная ситуация мужчины и женщины совершенно не обязательно приводит к социальной связи, и даже наоборот, может привести к возникновению неравенства". Можно ли называть отцом биологического отца, не воспитывающего ребенка, не задумываясь об обстоятельствах, при которых был зачат ребенок? На этот вопрос у общества пока нет ответа. А запрещать тесты ДНК в случае поиска человеком корней или, наоборот, в случае опротестованного отцовства - не слишком уважительно по отношению к людям, заключает Ирэн Тери. Тем более, что антропологи напоминают: далеко не всякое общество считает отцом именно биологического отца. Происхождение - еще и социальная связь, и рождая ребенка, мы готовим его к вхождению в определенный социум.