Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Не уйти в небытие

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом.

21.04.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня - глава "Шмини" ("Восьмой"). 

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур.

- Глава называется "Восьмой". Почему? 

- Восемь - это особое число. Но чтобы объяснить истинный смысл названия, мне придется прибегнуть к каббалистической терминологии. Духовная система состоит из десяти сфирот... 

- Кстати, поясните, пожалуйста, что такое "сфира"? 

- Все очень просто. Наш эгоизм, желающий поглощать все только в себя, представляет собой абсолютно черное тело. Но если он начинает работать на отдачу, тогда он отражает все, что приходит к нему, отсвечивает, светится. Сфира (от слова "сапир" - на иврите "драгоценный камень") - это исправленный эгоизм в какой-то своей части, в какой-то своей форме. В нас существует десять частей души, и надо сделать, чтобы они светились на полную мощность. Такое состояние называется "полное исправление", когда человек становится "человеком света". 

- Итак, вернемся к вопросу, почему наша недельная глава называется "Восьмой"? Вы сказали, что духовная система состоит из десяти сфирот. 

- Да, первые две сфиры - кетер и хохма - это источники света (свойство отдачи). Затем идут семь сфирот, которые являются проводниками света: бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод. Они проводят свет в последнюю сфиру - малхут (свойство получения), которая является восьмой, если не считать две первые - кетер и хохма. Малхут - это собрание всех желаний, намерений и свойств человека, это его "я". 

Проблема в том, что малхут не исправлена настолько, чтобы быть в правильной связи с семью предыдущими сфирот. Поэтому необходимо произвести определенные действия, чтобы адаптировать их к малхут. (В нашем мире это выражается в том, что на восьмой день после рождения мы делаем ребенку "брит" - с иврита переводится как "союз").

Это относится к духовной работе, к получению свойства отдачи, которое мы хотим придать нашим желаниям и нашим мыслям. А в материальном мире мы окружаем себя символами таких действий, которые должны будем затем произвести в своем внутреннем мире, осознанно и с помощью свыше, ради изменения своей эгоистической природы. Мы выводим из употребления или использования то, что связывает нас с желанием получать ради себя, с эгоистическими намерениями. На этом и основаны законы кашрута - относительно еды, одежды, относительно всего, чем мы пользуемся в этом мире. 

- Глава начинается так: 

/1/ И БЫЛО, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПРИЗВАЛ МОШЕ АhАРОНА, И СЫНОВЕЙ ЕГО, И СТАРЕЙШИН ИЗРАИЛЯ. /2/ И СКАЗАЛ АhАРОНУ: "ВОЗЬМИ СЕБЕ БЫЧКА МОЛОДОГО ДЛЯ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ И БАРАНА БЕЗ ПОРОКА ДЛЯ ВСЕСОЖЖЕНИЯ И ПРЕДСТАВЬ ПРЕД БОГОМ…" 

- То есть человек должен взять в себе эти два желания, которые называются "бычок" и "баран", и начать их очищать от своего эгоистического намерения. Поднимать, так сказать, свое желание к правильному использованию, к свету. 

- Мне бы хотелось привести цитату из Зоар по поводу нашей главы. Она звучит так: 

Общее правило состоит в следующем: так же как есть десять сфирот веры наверху, есть десять сфирот грязного колдовства внизу. Все животные на земле делятся на относящиеся, либо к одной стороне, либо к другой. И Писание разрешает нам употреблять в пищу животных, относящихся к десяти сфирот стороны святости, и запрещает, относящихся к десяти сфирот стороны скверны. 

- Естественно, здесь речь не идет о нашем мире и применении в нем колдовства, ведь все, что касается колдовства, является чисто психологическим воздействием на человека и не более того. А запрет на употребление в пищу каких-либо животных - это следствия, исходящие из духовных корней. 

В духовных корнях (а наш мир является следствием духовного мира) заложены эгоистические или альтруистические возможности. Эгоистические возможности называются нечистыми или вредными, то есть не освобожденными от эгоистической грязи. И наоборот, неживые, растительные, животные и человеческие свойства, основанные на отдаче и любви к ближнему, называются чистыми, исправленными, и их можно использовать. 

В материальном мире определенные отпечатки от высших свойств считаются нечистыми. Но это всего лишь условность. К примеру, запрещено употреблять свиное или верблюжье мясо якобы из-за их нечистоты. Это потому что высшие силы, которые соответствуют этим животным - эгоистические. А другие высшие силы, соответствующие, допустим, курице, козе или корове - альтруистические. У этих животных есть особые приметы, как отпечаток от духовного мира. 

Дело в том, что в высшем мире, для того чтобы желание (малхут - свойство получать) было альтруистическим, оно должно быть соединено с биной (намерением отдавать). Поэтому пищеварительный акт большинства жвачных животных символизирует получение ради отдачи, поскольку представляет собой особый процесс поглощения пищи, построенный по принципу: жевание-отрыжка, жевание-отрыжка - это и есть символическое проявление свойств малхут и бины, то есть получения и отдачи. Конечно, ничего духовного в жвачных животных нет, но именно так отображается в наших физических свойствах следствие, исходящее из высших свойств. Это во-первых. 

Во-вторых, намерение отдачи и желание получать существуют отдельно и представляют собой правую и левую линии. В той мере, в которой есть намерение отдавать, можно получать ради отдачи. Поэтому раздвоенные копыта животных олицетворяют раздвоение правой и левой линий. В этой связи кошерными животными в нашем мире считаются те, у которых раздвоенные копыта и особый вид пищеварения. 

У рыб признаками кошерности являются плавники и чешуя, символизирующие "экран" (намерение ради отдачи). Существуют ограничения и на употребление некоторых видов птиц. 

- Я был просто поражен совершенно конкретному списку птиц, которых нельзя употреблять в пищу, приведенному в этой главе, : орел, гриф, орел морской, коршун, сокол, ворон, страус, сова, чайка, ястреб, сыч, баклан, ибис, филин, пеликан, сип, аист, цапля, удод, летучая мышь. 

- В Торе конкретно перечисляются представители фауны, несущие так называемую "Божью печать", как сказано: "Знай, что это Я сотворил, а больше из этого вида Я ничего не сотворил. И ты никогда не найдешь". Самое интересное, что Торе три тысячи лет, и действительно, сколько бы мы ни искали, никаких новых видов, которые в ней не упоминаются, в соответствии с требованиями кашрута, так и не нашли. 

- Законы кашрута предъявляют совершенно определенные требования не только к выбору пищи, но и к ее приготовлению. 

- Все неживые, растительные, животные и человеческие желания духовного мира олицетворяются в нашем мире материальными объектами и явлениями, и каждому из этих уровней предъявляются свои требования, которых от уровня к уровню становится все больше. 

На неживом уровне мы можем употреблять все, что пожелаем. Но практически мы используем только соль и воду. На растительном уровне тоже существует особый вид кашрута, то есть пригодности к использованию различных видов растений. Практически все из них можно употреблять в пищу. Но на фруктовые деревья существует три года запрета: дерево должно плодоносить три года, и только на третий год можно снимать с него плоды. Есть незначительные запреты, касающиеся сохранности плодов: нельзя употреблять в пищу недозревшие и перезревшие плоды. 

На животном уровне проявляются самые большие ограничения, которые отражены в очень сложных законах приготовления пищи. Самое главное, полностью выделить из животного кровь, отрезать те части, которые мы не имеем права употреблять, и варить мясо особым образом до определенного предела - не больше и не меньше. Все четко указывается. 

- И это оказывается самым полезным для здоровья человека. 

- Да-да, эти законы - самые подходящие для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта человека. Великий каббалист Рамбам, который постиг корни этих явлений, написал, исходя из духовных законов, поваренную книгу. Если мы станем жить, выполняя эти законы, то наше существование будет подобно высшему миру, высшим законам и поэтому всегда будет во благо, в том числе и для физического тела.

- А дальше сказано: 

/3/ И ТАК СКАЖИ СЫНАМ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: «ВОЗЬМИТЕ КОЗЛА ДЛЯ ЖЕРТВЫ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНОЙ, И БЫЧКА, И ЯГНЕНКА ОДНОЛЕТНИХ БЕЗ ПОРОКА ДЛЯ ВСЕСОЖЖЕНИЯ. /4/ И БЫКА, И БАРАНА В ЖЕРТВУ МИРНУЮ, ЧТОБЫ ЗАРЕЗАТЬ ПРЕД БОГОМ, И ХЛЕБНЫЙ ДАР, СМЕШАННЫЙ С МАСЛОМ, ИБО СЕГОДНЯ БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ВАМ". 

- Конечно! Творец не явится, если ты не приготовишь все правильно. Что значит приготовить? Имеется в виду, что время, движение, желание, намерение - все это должно в итоге давать исправленное желание на отдачу, на связь с ближним. 

Вот тут и говорится, что одно из человеческих свойств в тебе, в данном случае "Аарон" (так оно называется), должен взять желания, которые называются "козел", "баран", "бык" и таким образом приготовить, чтобы их мог вкушать Творец. А что значит Творец? - Свойство отдачи и любви. 

Все это описывается в таком аллегорическом виде, потому что, ничего не поделаешь, в нашем мире нет у нас другого способа выразить, нарисовать человеку картину того, как он должен поднимать все свои желания к отдаче обществу, и через это - к отдаче Творцу, высшей силе любви. 

- В общем, нам, конечно, сложно так воспринимать Тору, но можно надеяться, что постепенно, с помощью вот таких комментариев, нам раскроются секреты всех этих непростых вещей? 

- Но устное объяснение - это ведь не раскрытие. Воспитанные на литературе, мы привыкли, что письменные источники, какие-то свидетельства, документы дают нам знания об этом мире. А если мы говорим о мире, с которым ты вообще не знаком и у тебя нет о нем никаких понятий? Эти комментарии - лишь прикосновение, самая первичная информация о высшем мире, в котором мы находимся, весь наш мир, как сфера в сфере. И мы управляемы этим высшим миром - постоянно, во всем, каждый и все вместе. 

Без постижения высшего мира мы и в нашем мире ничего не сможем понять - мы же видим, как с каждым днем все больше и больше запутываемся. Но и сами с собой, со своей судьбой мы ничего не сможем поделать и просто бессмысленно проживем эту жизнь, и снова уйдем в небытие. 

- Если, благодаря нашим встречам, в ком-то все-таки проснется желание по-настоящему познать мир, в котором он живет, вы будете удовлетворены?

- Если человек хотя бы начнет осознавать, что он находится под жестким влиянием законов высшего мира, но у него есть возможность установить с этим миром двустороннюю связь и реально управлять своей жизнью - это будет уже большим шагом вперед в его и нашем общем развитии.

Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале. 

Подготовила Марина Бухарова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке