Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+26+16

Салат

А
А

Мир будущего - без торговых центров и магазинов

Да, Израиль - это страна "кеньонов"; на каждого израильтянина приходится 1.2 кв. м. их торговой площади, а число их продолжает расти.

20.06.2017
Источник:НЭП
ShutterStock

Читайте также

Согласно появившимся в американских СМИ публикациям, около трети крытых торговых центров Штатах находятся на грани закрытия - помимо того, что за последние 5 лет уже закрылось 25% таких центров (обычно и в США, и в Израиле называемых "кеньонами"). "Время их прошло", - констатируют американские экономисты.

Но если оно прошло для Америки, значит ли это, что оно прошло и для Израиля? Мнения аналитиков по данному вопросу принципиально расходятся.

Часть из них считает, что в Израиле происходит тот же процесс. Об этом, по их мнению, свидетельствует и плачевное состояние герцлийского торгово-развлекательного комплекса "Арена", и тот факт, что недавно открывшийся в центре Тель-Авива торговый центр Gindi TLV все еще очень далек от запланированного потока покупателей - говорят, что многие владельцы открывшихся в нем магазинов подумывают о расторжении договора об аренде.

Но другие обращают внимание на то, что за последние пять лет средний объем выручки в торгово-развлекательных комплексах ("кеньонах") вырос на 20% и продолжает расти и в этом году, пусть и чуть меньшими темпами. Торговая площадь в этих торговых центрах занята в Израиле на 98%. Многие магазины в последние 5 лет только увеличивали занимаемую ими площадь. Подавляющее большинство кафе и ресторанов, расположенных в подобных центрах, прибыльно… С такими данными, говорят экономисты, просто смешно говорить о том, что в Израиле эти торговые площадки умирают.

Да, Израиль - это страна "кеньонов"; сегодня у нас насчитывает 300 таких торговых комплексов; на каждого израильтянина приходится 1.2 кв. м. их торговой площади, а число их продолжает расти. Хотя согласно опросам, доля взрослого населения страны, регулярно делающего те или иные покупки в торговых центрах (97%) лишь ненамного превышает долю тех, кто время от времени делает покупки в интернете (95%). Однако интернет-магазины, по их мнению, не несут прямой угрозы "кеньонам", которые остаются прибыльными коммерческими предприятиями.

При этом они отталкиваются от данных опроса компании "Бруммер. Дикман", согласно которому подавляющее большинство израильтян (69%) пользуются интернет-магазинами для целенаправленных покупок, то есть изначально знают, какую именно вещь они хотят купить. В то же время лишь 33% посетителей торговых центров приходят туда для целенаправленной покупки (да и то, как правило, ей не ограничиваются). 32% посещаю торговые центры "для шоппинга", то есть "просто для того, чтобы что-то купить", 24% - "чтобы провести время".

52% участников этого опроса отметили, что основной недостаток покупок в интернете - невозможность потрогать товар руками.

Таким образом, говорят эти экономисты, "кеньоны" в Израиле играют совершенно иную роль, чем торгово-развлекательные центры в Америке. Израильтяне приходят сюда не столько для того, чтобы купить что-нибудь нужное, сколько из-за возможности приятно провести время с детьми, занять их различными играми и аттракционами, посидеть в кафе и ресторане в большом кондиционированном помещении, да и - что там скрывать! - для того, чтобы купить что-нибудь совершенно ненужное только потому, что покупка доставила удовольствие.

Еще один довод, который они приводят в их пользу: - они в последнее время значительно потеснили, в борьбе за покупателя, уличные магазины, которых становится все меньше; многие их владельцы перебираются на большие торговые площадки. Время, когда израильтяне "хранили верность" то есть постоянно покупали как еду, так и обувь и одежду в одних и тех же магазинах, прошло; в торговый центрах они получают большую возможность выбора и проверки цен.

Понятно, говорят они, что в любом бизнесе выживают те, кто правильно выбрал стратегию и умеет креативно мыслить. Владельцам и продавцам в "кньонов" постоянно приходится думать, чем еще можно привлечь постоянных клиентов, и при этом они должны быть рассчитаны на широкую публику, так как "кеньон "демократичен по самой своей сути. Попытка построить элитный торговый комплекс едва ли жизнеспособна, история "Арены" - возможно лучшее тому доказательство. Ее не спасли даже близость к морю и к Герцлии-Питуах.

Но и те, кто придерживаются противоположной точки зрения, тоже оперируют цифрами и фактами. Они обращают внимание на то, что за последние 10 лет биржевая стоимость ведущих интернет-магазинов увеличилась на десятки и десятки процентов, в то время как акции крупных торговых сетей, как правило, базирующихся в "кеньонах", все это время непрерывно падали. Лучшее, что удавалось сделать - это чуть замедлить или выровнять это падение. И такая тенденция, по их мнению, весьма показательна.

Не верят эти аналитики и в умирание уличной торговли. Они обращают внимание на то, что за последние пять лет выручка уличных магазинов Иерусалима и ряда других городов страны выросла на 60%, то есть значительно больше, чем выручка в торговый центрах. Да и количество покупателей в уличных магазинах столицы увеличилось за год на 8.3% - очень существенная цифра.

Уличная торговля, считают сторонники этой точки зрения, возвращается на свое место, так как в "кеньонах" почти нет места магазинам, торгующим, что называется эксклюзивной продукцией или продукцией множества фирм сразу - в них властвуют торговые сети, причем, как в области промтоваров, так и в области общепита. Почти все, что можно купить в торговых центрах, можно сегодня купить и в интернете, говорят они. Но вот об уличных магазинах, кондитерских, ресторанах этого как раз не скажешь.

Нынешнее внешнее процветание кеньонов, по их мнению, - фикция, и пусть и с некоторым запозданием их постигнет та же судьба, что и в США. Причем это может произойти так быстро, что у многих возникнет ощущение внезапности: просто уйдет нынешнее поколение пенсионеров, а новое, молодое поколение потребителей в массе своей будет предпочитать делать покупки в интернете - чтобы не тратить время на походы по магазинам и на поездки в них. И тогда нынешняя плавная кривая снижения доходов торговых сетей превратится в обвал.

Петр Люкимсон

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке