Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Яна Вагнер: "Стивен Кинг сидит дома на диване и смотрит кино, снятое по моей книжке"

"Эпидемия" взорвала Netflix: сериал стал третьим среди самых популярных шоу по версии flixpatrol.com. Даже Стивен Кинг написал о нем в Твиттере!

15.10.2020
Источник:LiveJournal

В далеком 2009 году Яна Вагнер define_violence выложила пост в ЖЖ - художественный текст о том, что началась эпидемия, и Москва закрыта на карантин (ничего не напоминает?) Впоследствии из этого поста выросла целая книга, "Вонгозеро", а потом по сюжету книги сняли сериал "Эпидемия", и тут понеслось. "Эпидемия" взорвала Netflix: 14 октября сериал стал третьим среди самых популярных шоу интернет-кинотеатра по версии flixpatrol.com. Даже король ужасов Стивен Кинг написал о нем в Твиттере!

Редакция LiveJournal поговорила с Яной Вагнер и узнала, как создавалось "Вонгозеро", что писательница думает об экранизации романа - сериале "Эпидемия" -, как отреагировала на твит Стивена Кинга и когда выйдет ее четвертая книга.

- Ваша книга "Вонгозеро" началась с поста в ЖЖ. О чем был тот пост?

- "Вонгозеро" не только началось с поста в ЖЖ, я его целиком здесь написала. В 2009 году я выложила небольшой текст о том, что началась эпидемия неизвестного вируса, и Москва закрыта на карантин. Неожиданно что-то в этом любительском тексте сработало, и он разошелся. В первый же день или два его прочитали довольно много людей и начали со мной о нем разговаривать, так что я написала следующий фрагмент, а потом еще один и еще, и как-то втянулась. Где-то на полпути я поняла, что, кажется, все-таки пишу роман, и тогда перестала публиковать главы в открытом доступе, собрала закрытую группу читателей, довольно большую, в несколько сотен человек, и примерно через год роман был готов.

- Вы планировали написать роман или это произошло спонтанно?

- Поначалу никакого плана написать книгу у меня не было и писателем я становиться не собиралась - я тогда (в 2009 году - прим. ред.) занималась совершенно другими делами, и у меня была вполне успешная карьера совсем в другой области. И если бы не этот волшебный интерактив (дискуссия на фоне постов в ЖЖ - прим. ред.), на который я подсела сразу, вряд ли я вообще стала бы продолжать историю. Я скорей всего и начинать бы ее не стала.

Больше скажу, и со своими литературными агентами я познакомилась именно здесь, в ЖЖ. О Фейсбуке тогда почти никто не слышал, Инстаграма вообще еще не было, и ЖЖ был наше все, единственная соцсеть, в которой сидели все. В общем, если б не ЖЖ, последние десять лет моей жизни прошли бы как-нибудь совершенно иначе (и гораздо скучнее). Даже страшно представить, что всего этого могло не случиться.

- Интересно, что ваш роман "Вонгозеро" вышел в 2011 году, задолго до пандемии коронавируса. Вы как будто ее предугадали и поместили своих героев в хорошо знакомый нам контекст (хоть и гиперболизированный, ведь от вируса, который вы описываете в книге, излечиться нельзя). Было ли для вас самой открытием, что вы так или иначе предвидели всемирную эпидемию 2020-го года?

- Знаете, когда все это громыхнуло весной, мне даже пришлось на несколько месяцев уйти из интернета, и я всерьез подумывала о том, чтобы отключить телефон. Всем почему-то показалось очень оригинальной идеей поговорить со мной о том, как похожа пандемия 2020 на мою придуманную эпидемию в "Вонгозере". Ни одного интервью на эту тему я не дала. Что бы я ни сказала, все равно получилась бы реклама, понимаете? И по-моему, это было бы адски неприлично - оседлать настоящий страх, который охватил тогда всех, и под этим соусом увеличить продажи книжки. Так что я просто ничего не говорила вообще до тех пор, пока не улеглось.

Тем более, что, конечно, ничего я не предсказала. Вирус нужен был мне только как декорация, я могла выбрать абсолютно любую причину конца света, "Вонгозеро" вообще не об этом. Что же до совпадений, которые так всех поразили - карантин, блокпосты, закрытые границы и т. д., - я и тут ничего не угадала, я просто изучала протоколы ВОЗ. Модели развития глобальных эпидемий давно просчитаны и лежат в открытом доступе.

Мне страшно нравится, как отреагировал Стивен Кинг, которому в разгар паники досталось, конечно, в разы больше сравнений с его романом The Stand, чем мне. Когда его окончательно допекли, он написал в своем Твиттере: НЕТ, я НИЧЕГО не предсказывал, и НЕТ, это не ТАКОЙ вирус.

- Ваши герои бегут из Звенигорода в Карелию, чтобы спастись от вируса. А где вы прятались от COVID-19?

- Ну, мне-то было просто. Мы уже десять лет живем в маленькой подмосковной деревне под Звенигородом, и даже в мирные времена в городе бывали нечасто. Так что для меня особенно ничего не изменилось, я точно так же сидела себе тихо и работала - и до карантина, и во время, и до сих пор.

- "Эпидемия" - первый российский сериал, который всего за сутки попал в top-10 Netflix. Чем вы можете объяснить такой успех сериала?

- Успех всегда объяснить непросто. Он складывается из множества самых разных вещей, и ни рассчитывать на него, ни ожидать его нельзя. Многое зависит от удачи, от случайного стечения обстоятельств, иногда просто получается попасть в нерв, ответить на какой-то запрос, о котором ты, может, и понятия не имел. В общем, трудно сказать. Но создатели фильма, конечно, всерьез постарались, чтобы этого успеха добиться. "Эпидемия" - очень амбициозный громкий проект, на который потрачено много усилий.

- Как вы думаете, почему нам так нравится читать и смотреть истории о мире на пороге катастрофы? Неужели нам недостаточно ежедневных страшных новостей, пандемии и прочих прелестей реальной жизни?

- Просто мы любим бояться понарошку, так острее чувствуется радость от того, что сами мы живы и в безопасности. Ну и, к слову, вообще-то истории о конце света не только пугают, они еще и дают надежду - там ведь всегда есть те, кто выжил и вполне неплохо справляется. И конечно, мы представляем себя не одним из тех, кто бесславно сгинул за кадром в первые дни катастрофы, а одним из этих везунчиков.

- В одном из старых интервью, сравнивая роман и экранизацию, вы сказали, что "Вонгозеро" и "Эпидемия" - отдельные истории. "Вонгозеро" - "камерная драма на фоне разваливающегося мира" с обилием рефлексии и внутренних монологов. А "Эпидемия" - "динамичная остросюжетная роуд-стори". Вы уже посмотрели сериал полностью? Как бы вы сейчас описали сериал - каким он получился и чем он отличается от книги?

- Отношения писателей с экранизациями - всегда вопрос непростой, в двух словах не ответишь. Конечно, я его посмотрела, он ведь вышел в 2019-м году, и дала потом еще несколько интервью (читайте тут и тут - прим. ред.), в которых отвела душу и поговорила о фильме подробно. Ну, а если вкратце - разумеется, у меня к "Эпидемии" много вопросов. И я очень довольна - и тем, что фильм есть, и тем, что он так успешен. Не говоря уже о том, что первый русский сериал о конце света сняли именно по моей книге.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке