Среда

Ожирение может усугублять последствия болезни Альцгеймера

Чем больше у участников исследования было лишних килограммов, тем меньше было серого вещества в тех областях мозга, которые подвержены дегенерации при этом заболевании.

31.01.2021
Источник:ТАСС - Наука

Британские нейрофизиологи обнаружили, что у людей с лишним весом или ожирением последствия болезни Альцгеймера выражаются сильнее. Результаты исследования опубликовал Journal of Alzheimer's Disease Reports.

"Мы не говорим, что ожирение вызывает болезнь Альцгеймера. Лишний вес негативно влияет на здоровье мозга, в результате слабоумие усугубляется", - пояснила Анналена Веннери, один из авторов исследования, профессор Шеффилдского университета (Великобритания).

Биологи предполагают, что болезнь Альцгеймера развивается из-за того, что внутри клеток мозга накапливается патогенный белок бета-амилоид. Он представляет собой обрывки белка APP, который играет важную роль в формировании связей между нейронами.

По неизвестным причинам в организме некоторых людей переработка старых молекул АРР нарушается. В результате "обрезки" этого белка накапливаются в клетках и тканях мозга и формированию токсичных саморазмножающихся клубков. Они постепенно убивают нейроны, что в итоге приводит к слабоумию и смерти.

Биологи нашли десятки генетических факторов риска, которые повышают вероятность появления болезни Альцгеймера. Самый серьезный из них - вариация E4 в гене APOE, появление двух копий которой повышает риск старческого слабоумия в 15 раз.

Веннери и ее коллеги открыли еще один фактор риска. В ходе своего исследования они наблюдали, как менялась структура мозга у нескольких десятков пожилых людей. Среди них были носители мягкой формы болезни Альцгеймера, легких форм слабоумия и здоровые люди. По снимкам с магнитно-резонансных томографов ученые отслеживали, как менялся объем серого вещества мозга, а также структура белого вещества и состояние его кровеносной системы.

Получив эти данные, ученые сравнили состояние тканей мозга в разных его областях, в разной степени подверженных дегенерации при болезни Альцгеймера. Благодаря этому нейрофизиологи оценили, с какой скоростью развивалась болезнь, и выяснили, как на это влияли различные побочные факторы.