Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель Авивהביל
+31+26

Салат

А
А

Люпен жил, Люпен жив, Люпен будет жить - о сериале с Омаром Си

Платформа Netflix произвела переворот в кинобизнесе и зрительском сознании. Ее идеологи раньше других ощутили перемены в мире.

Юрий Гладильщиков
08.03.2021 Обновлено: 08.03.2021
Источник:RFI
Фото: Netflix

На онлайн-платформе Netflix вышли первые пять серий французского сериала "Люпен" - в оригинале "Lupin". Полное название, которое почему-то не фигурирует в интернете, "Люпен: В тени Арсена". Пятая серия, сразу заметим, обрывается на серьезном эпизоде. Чем он разрешится, узнаем летом, когда должны выйти очередные серии.

Платформа Netflix произвела переворот в кинобизнесе и зрительском сознании. Ее идеологи раньше других ощутили перемены в мире, запустив кино- и сериальное производство исключительно для онлайна, причем стали привлекать самых признанных режиссеров от Мартина Скорсезе до Альфонсо Куарона.

Конечно, успехи Netflix можно отчасти объяснить ковидом, отправившим планету на удаленку. Ведь уже год мир остается без реального кинопроката, многие залы закрыты, Голливуд все дальше откладывает выпуск готовых хитов: об агенте 007 и т. д. Но почему тогда лидером не стал кабельный телеканал HBO, который еще недавно побеждал всех в споре за зрителя, который смотрит кино, не выходя из дома? Наверное, потому что телевидение - удел старших поколений, которые не делают кинокассу. А онлайн - для перспективной молодежи. И не зря - это уже сейчас очевидно - Netflix станет безусловным фаворитом грядущего в апреле "Оскара", каковым в свое время из года в год становилась канувшая в Лету кинокомпания Харви и Боба Вайнштейнов "Мирамакс".

Кроме того, Netflix замечателен тем, что выпускает иностранные фильмы и сериалы на их родных языках. В том числе российского производства. Вот вам, пожалуйста, новый громкий французский сериал "Люпен".

Он о мастере перевоплощений, авантюр и, при необходимости, удачного воровства, который с детства любил читать и ориентируется в своих действиях на похождения знаменитого персонажа французской литературы Арсена Люпена. Я ожидал, что в пяти сериях будут рассказаны пять разных историй, но нет: это пока одна история, причем и в конце пятой серии не получившая разрешения. Но основана она на одной из ранних повестей про Арсена Люпена.

Герой хитроумно ворует из Лувра колье Марии Антуанетты - прямо перед аукционом. Где его должны были выставить за первоначальную цену в двадцать миллионов евро. Но цель героя не деньги. Он пытается оправдать собственного отца, который был обвинен в похищении этого самого колье, когда герой был мальчиком, и от позора в тюрьме покончил с собой. И обвинить в подставе могущественную семью Пеллегрини, которой колье и принадлежит. Параллельно он стремится поддерживать отношения с бывшей женой ради их общего сына. Но похоже, не только ради него, но и чтобы восстановить семью.

Неожиданность в том, что современного Арсена Люпена играет не белокожий актер, как было прежде во всех бесчисленных экранизациях (впрочем, в современность приключения Люпена, кажется, никогда не переносили), а афрофранцуз Омар Си. Он родился во Франции, но его родители принадлежат к народности фульбе. На родине он стал известен благодаря своему юмористическому шоу, а в мире прославился десять лет назад после комедии "1+1", побившей такие кассовые рекорды, какие прежде снились лишь избранным голливудским суперхитам.

Омар Си всегда казался мне младшим братом британской звезды Идриса Эльбы, которого прочили на роль первого в истории чернокожего Бонда - после того, как от роли откажется Дэниел Крейг. Я лично был бы только рад. Боюсь, Эльбу теперь не утвердят из-за возраста. Ему уже 48 (Омару Си - 43). Новый актер должен сыграть хотя бы в трех-четырех новых фильмах бондианы, иначе нет коммерческого смысла. Но их из-за сложной постановки делают с интервалом минимум в три года. Бонд, которому 60, это уже чересчур.

Но я сейчас о кажущемся родстве Идриса Эльбы и Омара Си. Оба - ростом 190. Оба харизматичны. Эльба - более брутален, хотя в его брутальности проступает мягкость. Омар Си - более обаятелен. Пожалуй, таким и должен быть современный Арсен Люпен.

Его бывшую супругу играет еще одна французская звезда Людивин Санье. Впрочем, она всерьез появляется пока лишь в пятой серии, а до этого - изредка мелькает на экране.

Так что - обратно к персонажу Омара Си. Главное не только в том, что в сочинениях придумавшего Люпена Мориса Леблана, а также его продолжателей, среди которых была и знаменитая пара французских детективщиков Буало-Нарсежак, Арсен Люпен - всегда джентльмен. Главное, что это преступник, которому сочувствуешь. Как Робин Гуд. Или пушкинский Дубровский. Или французский предшественник Люпена Рокамболь. Или Фламбо (тоже француз) из рассказов Честертона про патера Брауна. Или персонажи Челентано и Энтони Куинна из "Блефа". А также герои Роберта Редфорда и Пола Ньюмена из фильмов "Буч Кэссиди и Санденс Кид" и "Афера". Или Пенелопы Крус и Сальмы Хайек из "Бандиток".

Во многих смыслах Арсен Люпен - антипод другого знаменитого персонажа французских криминальных романов и комиксов Фантомаса. Не того Фантомаса, который был известен в СССР благодаря комическим фильмам Андрэ Юнебеля 1960-х, где ему противостояли комиссар-дурачок Жюв, которого сыграл Луи де Фюнес, и якобы молодой журналист Фандор - его (как и Фантомаса) изображал Жан Маре, которому было за пятьдесят. А Фантомаса, который не носит дурацкую маску цвета зеленки, но легко меняет внешность, жесток и спокойно убивает даже женщин. И оба его главных противника - комиссар Жюв и реально молодой Фандор - тоже умны и отчаянно смелы. Таких Фантомаса, Фандора и Жюва я впервые увидел в 4-серийном сериале 1980 года, одним из режиссеров которого стал классик новой волны Клод Шаброль. Фантомаса там сыграл любимый актер позднего Висконти Хельмут Бергер.

Но причина сочувствия к джентльмену Люпену и его кинолитературным родственникам не только в том, что они грабят не старушек на улицах, а миллиардеров. Хотя и в этом тоже. Причина в том, что каждый второй зритель в цивилизованных странах тоже, на мой взгляд, не отказался бы при попутном ветре фортуны стать вором. Но этаким именно что вором-аристократом, который не орет в банке на людей "лежать мордой вниз!", а если по каким-то причинам и орет - то точно никого не убивает.

Или обкрадывает совсем уже омерзительных богатых циников, которые извращенцы или были связаны с фашистами, как в "Ограблении на Бейкер-стрит" или фильме Спайка Ли "Не пойман - не вор".

Вдобавок, в пользу сериала "Люпен" срабатывает и его жанр: нам редко предлагают фильмы в жанрах "взрослый приключенческий боевик" или "авантюрный роман", которые всегда приятны глазу. А также тот факт, что противники героя Омара Си - совсем уже подлые убийцы или продажные негодяи.

При этом французский сериал не был бы истинно французским, если бы у него не было социально-критического подтекста. Во-первых, по отношению к полиции, а также спецслужбам, тюремным охранникам etc. Без него почти не обходятся французские криминальные фильмы - вспомните ленты с Бельмондо и (или) Делоном, "Врага государства № 1" с Венсаном Касселем, картины продюсера Бессона, как срежиссированные им самим, так и снятые по его сценариям. Один киносериал "Такси", наполненный издевками по отношению к полиции, чего стоит. А комедии с Луи де Фюнесом - киносерил про жандарма из Сен-Тропе или уже упомянутый "Фантомас" 1960-х? В России с ее вертикалью власти подобные хохмы про полицию в кино редки. Разве что в скетч-шоу появлялись: в некогда существовавших "6 кадрах" и "Даешь, молодежь!".

В "Люпене" же замечательны, например, эпизоды, как герой Омара Си, что твой Гудини, проникает во французскую тюрьму, чтобы добыть важные сведения. А потом исчезает из нее, сымитировав самоубийство. А охрана и полиция - в дураках.

Социально-критический подтекст и в том, как сериал демонстрирует французский снобизм, свойственный тем, кто наверху. Персонаж Омара Си, чтобы украсть из Лувра ожерелье Марии Антуанетты, устраивается туда уборщиком, а затем, как уборщиков, проводит туда своих подельников. Один проходит через блокпост охраны с удостоверением африканки, другой - китайца, третий, кажется, араба. Хотя все трое - европейцы. И никто из охраны не обращает на это внимания. Потому что уборщики - это плебеи. И - флэшбек - как относились еще лет двадцать назад французские буржуи и аристократы к тогда еще не франко-африканцам. Плохо относились.

Жду продолжения.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке