Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель Авивמעונן חלקית עד בהיר
+27+20

Салат

А
А

Израиль: на сколько повысились цены на фрукты и овощи

Эпидемия коронавируса ощутимо ударила по израильским фермерам, выращивающим различные культуры на экспорт.

Лев Пинскер
02.04.2021 Обновлено: 02.04.2021
Источник:Новости недели
Фото: ShutterStock

Казалось бы, оставшись на внутреннем рынке, собранный ими и оставшийся в стране урожай должен был привести к заметному снижению цен на сельскохозяйственную продукцию, но этого не произошло. Напротив, по данным министерства экономики, с начала эпидемии цены на фрукты и овощи повысились в среднем на 15%

Тут, наверное, следует сделать отступление и сказать, что дары земли занимают в потребительской корзине среднестатистической израильской семьи совершенно иное место, чем в среднестатистической семье любой развитой страны мира. Овощные салаты, супы и другие блюда из овощей, фруктовые десерты — неотъемлемая часть израильской кухни. Мы покупаем помидоры, огурцы, лук, мандарины, лимоны и все прочее в количествах, которые где-нибудь в Германии или Бельгии могли бы показаться оптовыми (не надо забывать, что и израильские семьи, как правило, побольше европейских).

Так вот, накануне Песаха министерство экономики провело специальное исследование, сравнив стоимость стандартной "корзины овощей, зелени и фруктов" (в нее вошли помидоры, лук, морковь, перцы, сельдерей, пряные травы, яблоки, груши, бананы, цитрусовые и т.д.) в крупных торговых сетях.

Самая дешевая "корзина овощей" в дни Песаха - 62,2 шекеля - оказалась у сети "Махсаней а-шук". Далее следуют сети "Виктория" (70,16 шекеля), "Дабах" (70,33 шекеля), "Рами Леви" (71,70 шекеля) и "Хаци хинам" (86,63 шекеля). Разница в ценах на овощи одного и того же сорта и качества в различных сетях достигала порой 69%. Например, обычная капуста в сети "Виктори" продавалась за 0,90 шекеля за кг, а во "Фрешмаркет" - за 2,0 шекеля. Килограмм острого перца стоил в "Махсаней а-шук" 3,90 шекелей, а в "Дабах" - 7,90 шекеля.

По степени дешевизны стандартной "корзины фруктов" первое место заняла сеть "Виктори" (52,20 шекеля), за ней идут "Махсаней а-шук" (62,20 шекеля), "Рами Леви" (70,60 шекеля), "Еш хесед" (71,19 шекеля) и "Ошер ад" и "Дабах" (73,20 шекеля).

Заметим, что никто из менеджеров крупных торговых сетей не заинтересован в накручивании цен на овощи и фрукты: они прекрасно понимают, что именно по ценам на помидоры, огурцы, лук, мандарины и бананы многие клиенты решают, стоит ли покупать в данном супермаркете, или найти сеть подешевле. Кроме того, в отличие от остальных продуктов, фрукты и овощи долго держать нельзя, и если их не покупают, они просто уничтожаются. Объемы уничтожения держатся в секрете, но речь идет о сотнях тонн.

В то же время колебания цен на овощи и фрукты порой просто потрясают. Например, в некоторых сетях за неделю до праздника помидоры и огурцы продавались по 4,90-5,90 шекеля за килограмм, а в предпраздничную неделю вдруг упали до 1,90-2,90 шекеля. Маркетологи объясняют это серьезными колебаниями оптовых цен, которые меняются каждую неделю в зависимости от капризов погоды, урожайности, прибытия крупной партии, скажем, помидоров из Турции и т.д. Но дело, безусловно, не только в этом. Низкие цены на фрукты и овощи нередко играют роль своего рода приманки, на которую "клюет" множество покупателей, а сеть компенсирует себе это за счет небольшого повышения цен на другие товары.

Владелец сети супермаркетов "Хинам плюс" Дорон Ицхаки объясняет резкую разницу в ценах между торговыми сетями несколько другими причинами. По его словам, дело заключается в качестве и разнообразии одного и того же вида фруктов и овощей, продающихся в израильских магазинах. К примеру, разница в оптовой цене на два разных сорта груш, яблок или хурмы может достигать 300%. Но сортов фруктов и овощей в Израиле великое множество. Некоторые внешне выглядят похоже, но по вкусу лучше симпатичных на вид "сородичей", только наклейки с названием сорта ставят далеко не на все виды сельскохозяйственной продукции, а большинство покупателей в таких вопросах не разбираются - им важно, насколько красивым и свежим выглядит товар.

И тут вступает в силу следующий фактор: качество. Одни сети делают ставку на низкое качество и сортировку овощей и фруктов, и это позволяет им объявлять те самые "особые скидки", о которых говорилось выше. Другие, наоборот, предлагают покупателям отборные фрукты и овощи без экземпляров с гнильцой и сорта, обладающие высокими вкусовыми качествами. И они, ясное дело, стоят дороже.

Многое зависит и от месторасположения супермаркета. Жители Северного Тель-Авива предпочтут более качественный товар, они готовы заплатить дороже, действуя по принципу "лучше меньше да лучше", поэтому и объем покупок у них относительно небольшой. Для жителей Южного Тель-Авива главную роль играет цена, там обычно покупают килограммов пять помидоров, а дома тщательно их сортируют: эти для салата, эти для посола, эти для готовки.

На вопрос о том, ожидает ли нас после Песаха новый всплеск цен на овощи и фрукты, у экономистов пока нет ответа. Но большинство сходятся во мнении, что в обозримом будущем цены на все виды продуктов питания будут расти. Это связано с ростом на мировом рынке цен на базовое сырье для пищевой промышленности (зерновые культуры, сахар, кофе, бобовые и т.п.) и с заметным подорожанием перевозок. Пока цены на основные продукты держатся благодаря запасам базового сырья, закупленного по старым ценам, но оно рано или поздно закончится…

* * *

Трудно поверить, что еще недавно торговля в Израиле пребывала в спячке. А 26 марта, за день до наступления праздника Песах, интенсивность платежных операций по кредитным карточкам достигала 2,65 млн шекелей в минуту. По данным компании SHVA (Automated Bank Services), в тот день с 9:00 до 12:00 израильтяне потратили по кредитным карточкам 328 млн шекелей. Это на 25% больше, чем было потрачено по кредиткам в такой же день и в те же часы в 2019 году (сравнивать с 2020-м нет смысла, так как на это время пришелся самый разгар первого карантина).

Подобный пик платежей случился и в день выборов 23 марта. В торговых центрах отмечалась рекордная посещаемость. По данным SHVA, в этот день с 9:00 до 12:00 израильтяне потратили по кредитным карточкам 316,5 млн шекелей. Самой "насыщенной" трансакциями минутой стал момент 11:43 по израильскому времени, когда за минуту израильтяне потратили 2,52 млн шекелей.

По оценке экспертов, говорить о сколько-нибудь существенном падении уровня жизни представителей средних экономических страт за время эпидемии не приходится. Скорее наоборот: личные накопления значительной части израильтян увеличились. В значительной степени это произошло за счет того, что они стали меньше ездить за границу, позволять себе дорого стоящие походы в рестораны и в целом оптимизировали расходы. Как следствие, многие семьи позволили себе приобрести новые машины и улучшить жилищные условия.

Но по малообеспеченной части населения страны эпидемия, безусловно, нанесла ощутимый удар: семьи, которые жили на грани черты бедности, оказались за ней и стали чаще отказывать себе в приобретении лекарств и продуктов первой необходимости.

* * *

Как показал опрос, проведенный институтом "Георкартография" по заказу организации "Лекет", за время эпидемии потребительские привычки израильтян заметно изменились. В частности, намного больше людей стали делать покупки за пределами своего населенного пункта. Более 50% респондентов отметили, что их расходы на продукты питания с начала кризиса увеличились, примерно 40% считают, что расходы не изменились, и это указывает на тенденцию возвращения к обычному образу жизни. Около половины опрошенных сообщили, что покупают продукты на сумму до 500 шекелей в неделю.

За минувший год больше израильтян стали заказывать еду в кафе и ресторанах с доставкой. У многих заметно выросли расходы на электроэнергию, а расходы на алкогольные напитки, как ни странно, заметно сократились. Согласно опросу, большинство израильтян еженедельно выбрасывают еду в количестве, не превышающем 15% от купленных продуктов, что примерно соответствует докризисному периоду. Чаще всего в мусор отправляются овощи, фрукты и приготовленная пища - в среднем около 10% от общего объема покупки. Бобовые, консервы, рыба и яйца выбрасываются реже.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке