Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Зачем нужны фильмы про маньяков

Насильники и убийцы - не выдуманные монстры, которых можно просто игнорировать. Но рассказывать о них следует с большой осторожностью.

Людмила Семенова
30.04.2021
Источник:Росбалт
Кадр из фильма "Чикатило"

В российском обществе все еще очень странное отношение к злу: многие как будто верят, что если его не обсуждать и не анализировать, то оно исчезнет. И если искусство будет затрагивать исключительно возвышенные и благородные темы, то жизнь в целом наладится.

Но на деле культура является отражением социальных проблем и настроений. И когда общество стремится стереть и сгладить все неудобные, неприглядные и даже экстремальные темы в искусстве - это тревожный симптом.

Одним из его проявлений стала реакция на вышедший недавно сериал "Чикатило". Режиссер Сарик Андреасян даже вспылил и покинул студию радио "Комсомольская правда" после эфира с ведущей Еленой Афониной и депутатом Еленой Драпеко на тему "Нужно ли увековечивать образ преступников в культуре?"

Этот спор, по сути, оказался логическим продолжением скандала вокруг фильма Ксении Собчак о "скопинском маньяке" Викторе Мохове, после освобождения получившем возможность не только выступить на публике, но и улучшить свое материальное положение. Отвращение, которое вызвал хайп вокруг этой персоны, вполне можно понять. Однако стоит ли путать предоставление эфира ныне живущим преступникам с воплощением в культуре страшных и омерзительных образов из прошлого?

Читайте также

С творческой точки зрения к сериалу "Чикатило" может быть много вопросов. Поскольку в основе сюжета - реальные события, а значит никакой детективной загадки нет, создателям необходимо было сделать ставку на атмосферу, саспенс и психологизм. Главное чувство, которое должен вызывать преступник, - вовсе не любопытство к его биографии, а живой и ощутимый страх, когда чувствуешь себя на месте потенциальной жертвы.

Здесь как раз желательно забыть о зрительской осведомленности и взглянуть на главного персонажа глазами ничего не подозревающих детей и женщин, которые попались ему на пути: что в нем может насторожить, отпугнуть, послать спасительный сигнал, пока еще не слишком поздно? Или такие маньяки, которых безуспешно ловят годами, до совершенства оттачивают умение вызвать доверие и заманить в ловушку, а потому от жертвы не зависит ровным счетом ничего? Тогда остается надеяться лишь на правоохранительные органы, которые обязаны работать стремительно и оперативно. Но, увы, их успех напрямую зависит от новых улик, которые предоставит только очередное убийство…

И в "Чикатило" зритель наблюдает две линии: самого маньяка, ведущего двойную жизнь, и советской милиции, попутно с расследованием решающей свои внутренние проблемы. Несмотря на то, что в название сериала вынесено имя преступника, которого сыграл Дмитрий Нагиев, большая часть экранного времени отдана представителям закона. Среди них выделяются полковник Кесаев (Константин Лавроненко), капитан Витвицкий (Дмитрий Власкин) и старший лейтенант Ирина Овсянникова (Юлия Афанасьева). Нашлось место даже романтике, хотя в первых сериях она выглядит не слишком органично. В остальном будни милиции показаны не лучше и не хуже, чем в любом детективе или триллере, затрагивающем жизнь сонной глубинки, которую потрясла череда страшных преступлений.

А вот с маньяком все сложнее. Дмитрия Нагиева, конечно, нельзя назвать бесталанным актером, но у него устоявшийся имидж, сформированный прапорщиком Задовым, игрой "Большие гонки" и сериалом "Физрук". В роли Чикатило он не только эксплуатирует старые образы и приемы, но и очень сильно переигрывает. В сочетании с гримом персонаж получился настолько демоничным, что происходящее на экране не вызывает доверия: ну как человек с таким взглядом и мимикой мог работать школьным учителем, быть счастливым мужем и отцом - и долгое время ни у кого не вызывать никаких подозрений?

Конечно, изображать маньяка чересчур харизматичным, как, например, в фильме "Коллекционер" 1965 года, тоже не стоит - тем более что речь идет о реальных событиях, которые для кого-то до сих пор остаются травматичным воспоминанием. Главная задача - показать, что от тех, кто выглядит и ведет себя "как все", тоже можно ждать ужасных поступков.

Из минусов сериала, пожалуй, следует отметить акцент на натурализме, который порой выглядит чрезмерным, а также некоторую затянутость повествования - в частности, не обязательно было уделять столько внимания ложным следам, по которым шло следствие. Однако визуальные эффекты, цветовая палитра и напряженный звуковой фон удачно работают на жуткую атмосферу, зачастую делая это за актеров.

В целом же к вопросу о том, "нужно ли увековечивать образ преступников в культуре", стоит подходить корректно и без лишнего пафоса. Формат и задача сериала - не увековечить что-то, а привлечь внимание на определенный срок. Тем более что преступления Чикатило и так не забыты, а маньяки в целом - вечная проблема человечества.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке