Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+31+25
Иерусалим
+31+19

Салат

А
А

Муравьи, мухи и голова-ластик: история киноавангарда в 10 фильмах

Критик Дмитрий Карпюк рассказывает, какие фильмы стоит посмотреть, чтобы разобраться в том, что же такое киноавангард.

Дмитрий Карпюк
31.01.2022
Источник:РБК стиль
Фото: Getty Images / FilmPublicityArchive

"Андалузский пес" / 1929, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали

Шедевр, дерзкая выходка, фильм-водораздел, после которого изменилась история кино. Муравьи, выползающие из раны на руке, корова на кровати, рояли, забитые мертвыми ослами и, конечно, встреча глаза и опасной бритвы - игривый калейдоскоп сюрреалистических образов, придуманных Дали и Бунюэлем, разошелся на цитаты и повлиял на киноязык в целом. И все это при щадящем хронометраже в 16 минут.

"Кровь поэта" / 1930, Жан Кокто

Поэт по указанию ожившей статуи отправляется в зазеркалье, где ему встречаются чернокожие горбатые ангелы и дети, убивающие снежками. Поэтическая фантазия Кокто, которая, при всей простоте технических средств, до сих пор смотрится новаторски. Первый фильм из так называемой трилогии Орфея критики часто сравнивали с "Андалузским псом" Бунюэля, а сам Жан Кокто признавал, что их фильмы, такие разные в те годы, на временной дистанции действительно становятся похожи, вплоть до полного растворения друг в друге.

"Послеполуденные сети" / 1943, Майя Дерен, Александр Хакеншмидт

Женщина с тревогой смотрит в окно бунгало и видит снаружи фигуру в черном. Но разве это не она сама? Урожденная Элеонора Деренковская увлеклась кинематографом благодаря влиянию мужа, авангардного фотохудожника и режиссера Александра Хакеншмидта, который помог ей снять дебют и придумал псевдоним. С помощью игры света и тени и смены ракурсов "мать американского авангарда" вводит зрителя в состояние, близкое к трансу - не зря в любви к ней признавались главные экспериментаторы кинематографа: Стэн Брэкедж, Кеннет Энгер и Дэвид Линч.

"В прошлом году в Мариенбаде" / 1961, Ален Рене

Мужчина подходит к женщине на приеме в старинном замке и уверяет, что они встречались в Мариенбаде год назад. То, что могло бы стать началом типичной французской истории любви, стараниями Алена Рене и сценариста, идеолога "нового романа" и впоследствии режиссера Алена Роб-Грийе превратилось в головоломку с повторяющимися сценами и загадочной структурой. Феллини, Бергман, Линч, Кубрик - все они утверждали, что этот фильм, получивший "Золотого Льва" в Венеции, оказал на них огромное влияние.

"Собака Звезда Человек" / 1961-1964, Стэн Брэкедж

Бородатый мужчина (сам режиссер) с топором и собакой карабкается вверх по холму. Во время подъема ему являются видения - женщина, ребенок, космос. Миф о сотворении мира и главное произведение Брэкеджа, которое он снимал по частям в течение трех лет. Режиссер всегда стоял в стороне от массовой культуры, отрицал связный нарратив, предпочитал технику коллажа и любил царапать и вручную раскрашивать пленку. Тем более любопытно, что титры знакового триллера "Семь" Дэвида Финчера сделаны под его несомненным влиянием, а сам Брэкедж появляется в кинодебюте своего ученика и создателя "Южного парка" Трея Паркера - черной комедии "Каннибал! Мюзикл".

"Взлетная полоса" / 1962, Крис Маркер

Заключенный соглашается на путешествие во времени. Он перемещается то в прошлое, то в будущее и никак не может перестать видеть сон - воспоминание о детстве, когда он стал свидетелем убийства в аэропорту. Фантастическая история, выполненная в технике фоторомана, где меняющиеся черно-белые фотографии сопровождает закадровый голос рассказчика. Единственный игровой фильм документалиста Криса Маркера, сюжет которого использовал Терри Гиллиам в "12 обезьянах".

"Восход Скорпиона" / 1963, Кеннет Энгер

Документальные съемки байкеров, веселящихся в заброшенной церкви, соседствуют с нацистской символикой и кадрами с Иисусом из христианского телефильма. В саундтреке звучат популярные песни 60-х - в том числе и "Blue Velvet" Бобби Винтона, которую использовал в своем одноименном фильме Дэвид Линч, большой поклонник Энгера. Сам режиссер (кстати, последователь Алистера Кроули) описывал свой фильм как "зеркало смерти, в котором отражается Американская мечта… Танатос в обтягивающих джинсах и коже".

"Пылающие создания" / 1963, Джек Смит

Черно-белый образец экспериментального кинематографа 60-х. В центре сюжета - импровизированная оргия с участием женщин, трансвеститов и даже одного вампира. Небритые мужчины в платьях красят губы, некая Сладкая Долорес извивается в танце, руки мнут женскую грудь, по стене ползают мухи, в воздухе лениво покачивается занавес - и все это под звуки румбы и "Ве-Bop-a-Lula" в исполнении группы Everly Brothers. Фильм вызвал скандал, отказ многих кинотеатров его показывать и даже судебное преследование. Как водится, за непристойность. Надо сказать, по нынешним временам он смотрится китчево, но довольно невинно.

"Девушки из Челси" / 1966, Энди Уорхол

Создатель поп-арта фактически снял фильм из 12 новелл о тусовке своих друзей в культовом отеле "Челси". Его несомненное новаторство - солидный 3,5-часовой хронометраж и разделенный пополам экран, в каждой части которого происходят несвязанные между собой события. Смена цвета и ч/б, статичная камера, крупные планы откровенничающих героев, много импровизации-по-настоящему яркий образец андеграундного кино, с успехом шедшего в широком прокате.

"Голова-ластик" / 1977, Дэвид Линч

Мужчина с оригинальной прической бредет по индустриальному промышленному пейзажу, чтобы спрятаться наконец в убогой комнатушке. Там его ждет спасение - поющая девушка из радиатора. Сомнительную идиллию нарушает его подружка: она приходит к нему с кричащим рептилоидом без рук и ног, которого называет их ребенком. Дебют Линча, сюрреалистический хоррор о страхе отцовства, и сегодня производящий сильное впечатление.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке