Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

9 книг, которые помогут приблизиться к миру современного искусства

Из этих книг можно узнать, как воспринимать непонятные арт-объекты, как устроена работа аукционных домов, что творится в мастерских и почему в новое искусство не боятся (или боятся?) вкладывать деньги меценаты и коллекционеры.

Екатерина Запольских
24.09.2022
Источник:РБК
Выставка Такаси Мураками в Версальском замке, Франция. Фото: Getty Images / Patrick Aventurier

Флориан Иллиес, "А только что небо было голубое. Тексты об искусстве"

Сборник статей и выступлений немецкого искусствоведа, автора бестселлера "1913. Лето целого века". Иллиес рассуждает в первую очередь о родном немецком искусстве от графа Гарри Кесслера до Готфрида Бенна и Георга Базелица, не проходя мимо романтизма и Каспара Давида Фридриха. Отдельного внимания заслуживает статья об итальянской деревушке Олевано, куда много десятилетий совершали паломничество художники ("Олевано тебя никогда не отпустит"). Все это написано в неповторимом стиле Иллиеса, который узнает каждый, кто хоть раз открывал одну из его книг.

Саймон Морли, "Семь ключей к современному искусству"

Саймон Морли - один из сторонников теории о том, что "смысловая и выразительная структура произведения (искусства) - отнюдь не главный фактор его значимости для нас". По его мнению, куда важнее сам опыт встречи с искусством, так что Морли предлагает семь ключей для его понимания, от исторического до рыночного. Многим понравится скептический ключ, который затрагивает вопросы вроде "Насколько это произведение великое?" или "Большую роль играет художник-шоумен?".

Оссиан Уорд, "Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство"

Еще одна книга, которая предлагает раскладывать произведение по полочкам для его лучшего понимания. Теория Уорда базируется на понятии tabula rasa - "чистая доска". Она, собственно, состоит из слова tabula: T - терпение, A - ассоциации, B - бэкграунд, У - усвоение, Л - лучше посмотреть еще раз, А - анализ. Из книги можно узнать, как автор "препарирует" произведения современного искусства по этим шести критериям.

Лео Стайнберг, "Другие критерии. Лицом к лицу с искусством XX века"

Сборник статей американского искусствоведа Лео Стайнберга, наконец-то переведенный на русский язык в 2021 году. В своих работах автор предлагает переосмыслить критерии оценки произведений, в том числе со стороны обычных зрителей, часто недоумевающих в залах современного искусства. "Мы вступили в период, когда история современного искусства подвергается радикальному пересмотру - в мастерской не меньше, чем в зале для семинаров, - и именно этому ревизионистскому усилию принадлежит сборник эссе Лео Стайнберга", - говорится в самой первой рецензии на книгу от The New York Times.

Сара Торнтон, "Семь дней в искусстве"

"Семь дней в искусстве" - это рассказ о мире искусства со стороны многомиллионных чеков и галеристов, "одетых полностью в черный Prada". Здесь и аукционный дом Christie's, и мастерская художника Такаси Мураками, и открытие Венецианской биеннале, и закулисье журнала Artforum, и другие приметы наших дней. Если вам интересно знать, как все устроено, но инсайдеры мирового уровня за обедом пока не встречались, то книга Торнтон точно подарит немало новых впечатлений. К слову, это одна из лучших арт-книг по версии The New York Times.

Пегги Гуггенхайм, "На пике века. Исповедь одержимой искусством"

Если Флориан Иллиес описывает факты и фантазирует на тему жизни начала XX века со стороны, то Пегги Гуггенхайм на страницах своей книги говорит от первого лица, то есть от лица главной покровительницы художников ХХ века и страстного коллекционера. "Исповедь" не теоретические знания, а прямая речь обо всем (в этом также состоит особенность языка и повествования): искусстве, любви, красивых платьях, поисках лучшего домика на лето в Европе и других драмах, без которых не обходится ни дня.

Эрлинг Кагге, "Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться"

Книга для тех, кому недостаточно просто смотреть, а хочется уже обладать. Работа норвежского коллекционера и путешественника с советами начинающему собирателю современного искусства: как покупать, с кем общаться, где искать и что делать, если не готов тратить миллионы долларов. Также книга снабжена огромным количеством конкретных примеров как в галереях, так и в домашних интерьерах.

Уилл Гомперц, "Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси"

Если вы только в начале пути и еще задаетесь вопросом "Да кто вообще считает современное искусство искусством?", покупайте книгу Гомперца. В ней понятным языком, без философских изысков автор рассказывает, откуда все пошло, почему "из песни слова не выкинешь", а вместе с тем дает читателям краткий курс культурных кодов-подсказок.

Читайте также

Борис Гройс, "В потоке"

Теоретик искусства и философ Борис Гройс размышляет об искусстве в эпоху интернета. Это интересная рефлексия о том, почему искусство стало производить не объекты, а события; почему для нас сейчас недостаточно просто жить, а необходимо продемонстрировать, что ты живешь; почему Средние века интересовались вечностью, Ренессанс - прошлым, модернизм - будущим, а наша эпоха интересуется преимущественно собой.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке