Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+13+8
Иерусалим
+4+1

Салат

А
А

Майя Гельфанд. "Невидимые люди"

"Конечно, когда я писала его, я не могла себе представить, что начнется варварская война на Украине и в Израиль приедут тысячи людей из воюющих стран".

07.11.2022
Источник:salat.zahav.ru
Фото: обложка книги

"С детства внутри меня боролись две противоположные мысли: "я хочу писать книги" и "это так сложно, я не справлюсь", - рассказывает Майя Гельфанд, известный в Израиле русскоязычный журналист, блогер, а теперь еще и писатель.

Недавно в крупнейшем российском издательстве АСТ вышел ее третий роман "Невидимые люди" из серии "Счастье рядом".

"В отличие от предыдущих книг", - продолжает Майя, "построенных в виде классической семейной истории, этот роман оказался не только многофакторным, с большим количеством персонажей и несколькими сюжетными линиями, но и сверхактуальным. Конечно, когда я писала его, я не могла себе представить, что начнется варварская война на Украине и в Израиль приедут тысячи людей из воюющих стран".

"Невидимые люди" - это истории трех женщин, соседок по квартире, которые приехали в Израиль на заработки. У каждой из них свои причины для приезда, каждая проходит свой путь в новой стране. Им многое кажется странным, нелепым, непристойным, им приходится приспосабливаться к новой стране и новым условиям. Но их объединяет одно - стремление к лучшей жизни.

1. Что с происходит с новыми книгами на русском языке сегодня; как взаимодействовать и нужно ли взаимодействовать с издателями в России, в особенности если договора были подписаны до начала войны. Как эти книги привозятся в Израиль?

2. Истории людей, приехавших из воюющих стран. Так же и то, что обе категории сбежали - кто-то от ситуации политической, кто-то от ситуации экономической. В любом случае - тема бегства.

3. Параллели между новыми репатриантами и гастарбайтерами, их отношение к стране, их растерянность и непонимание ситуации.

4. Дигитальные книги в нашу эпоху. Почему электронный формат вызывает все больший и больший интерес и привыкание.

5. Актуальность этой книги. В этот 5-й (какое совпадение!) пункт входят все первые 4 пункта…

Отрывок из книги:

"Невидимые люди"

Глава первая

Рев моторов, сигналы автомобильных клаксонов сливаются в какой-то невнятный гул и врываются в ее сон. Марина открывает глаза. Часы на телефоне показывают 5:45. Ну, почему так рано?

Сначала ей кажется, что она проснулась на улице. Звуки, пробивающиеся через тонкое стекло, настолько громкие и осязаемые, что она буквально чувствует под своей спиной мокрый и шершавый асфальт, видит чьи-то ноги, которые вот-вот наступят на нее, раздавят, затопчут… Нет, слава богу, она не на улице. Она в постели. В старом доме, построенном еще в середине прошлого века, в квартире на четвертом этаже - естественно, без лифта. В крохотной комнатке, бывшей когда-то чем-то вроде салона, но теперь превратившейся в полноценную, если можно так выразиться, квартиру.

Итак, она проснулась в своей кровати, приставленной к окну, в крохотной убогой комнатушке. Через это окно порой врываются ветер и капли дождя, нагло и безнаказанно хозяйничая в помещении.

Комната обставлена дешевой мебелью из Икеи. Кроме кровати здесь помещается лишь маленький столик, на котором стоит газовая плитка с одной-единственной конфоркой, тостер и кастрюля. Столик этот служит одновременно и столовой, и кухней, и рабочей поверхностью. Под него задвинут табурет. Еще в комнате есть миниатюрный холодильник с двумя полками и малюсенькая раковина, куда Маринины руки целиком не помещаются, не говоря уже о других частях тела. Зато у нее имеется отдельный санузел и даже собственная стиральная машинка! Поразительная роскошь для этого жалкого жилища.

6:00. Пора вставать. Она с ужасом представляет себе, что придется вылезать из теплой постели и шлепать по ледяным каменным плитам. Зимой здесь страшно холодно, и это учитывая, что шесть месяцев в году стоит жуткая жара. Что за дикий климат!

Но выхода нет. Марина вылезает из постели, и холод окутывает ее. Она опускает ноги в тапочки, набрасывает теплый махровый халат и идет в туалет. Здесь есть унитаз, душ, спрятанный за клеенчатой шторой, и маленькая тумбочка, в которой Марина хранит свои скудные косметические запасы. Их действительно совсем немного. Даже удивительно, как быстро она стала такой экономной! Тюбик с зубной пастой, увлажняющий крем, тушь и помада… Все. Раньше, в те времена, когда она была уважаемой и обеспеченной женщиной, у нее были французские духи, дорогие кремы, целый арсенал теней, блеска для губ, карандашей для глаз, лака для ногтей и прочих женских глупостей. Теперь же она довольствуется совсем немногим.

Наскоро позавтракав, Марина выходит из своей каморки. Рядом, в другой комнате разделенной квартиры, живет Раиса с мужем. Дверь они почему-то всегда оставляют открытой настежь, поэтому можно сколько угодно наблюдать за их личной жизнью. Марина старается не заглядывать в туда, но взгляд сам собой замечает грязную постель, скомканные простыни, разбросанную одежду, уродливые веревки, свисающие с потолка, на которых сушится кое-как выстиранное белье, и пустые бутылки из-под пива. Нос ощущает запахи немытых тел, алкоголя и сигарет. Курить в их квартире строго запрещено, об этом свидетельствует табличка на трех языках (русском, иврите и английском), которая висит на входе, но Раису с мужем это совершенно не смущает. Марина даже подозревает, что они не умеют читать. И хорошо еще, что в столь ранний час, Раиса не готовит! Если ей вздумается сварить обед, то тут уж пиши пропало - вся квартира пропитается запахом горелого лука, топленого жира и еще каких-то ингредиентов, неизвестных, но столь же отвратительных.

Про Раисиного мужа Марина знает мало - то есть вообще ничего, даже имени его не знает. Это какой-то мутный персонаж, которого она до сих пор так и не разглядела толком. Когда Марина уходит из дома, ровно в 6:30 утра, он еще спит, а когда возвращается - уже спит. Или лежит в постели и курит. Или полулежит с компьютером на коленях. В общем, Марина никогда не видела его в вертикальном положении. Марина пытается открыть входную дверь, но замок, как всегда, заедает. Она ругается и нервничает, потому что рискует опоздать на работу, но тут из соседней комнаты появляется Вероника. Несмотря на ранний час, она уже проснулась и, как ни странно, одна.

- Холодно сегодня, - вздыхает Марина.

- Будем закаляться! - бодро отвечает Вероника в своей привычной чуть насмешливой манере. Она никогда не теряет бодрости духа, даже когда хочется выть от тоски. Вероника, конечно, красавица, и Марина ей немного завидует, хотя мысленно называет ее "смазливой". Вероника высокая, стройная, у нее хорошая кожа, длинные волосы, выкрашенные в темно-рыжий цвет… Свой-то у нее тоже рыжий, о чем свидетельствуют веснушки на очень белом чистом личике с нежным розовым румянцем и без единой морщинки, но для пущего эффекта она красит волосы в еще более насыщенный, почти красный цвет. Ей всего двадцать четыре года, но она уже много чего в жизни повидала. Вероника не скрывает, что мечтает об удачном замужестве - иначе говоря, пытается как можно выгоднее продать свою молодость и красоту. И Марина ее полностью поддерживает: для Вероники, которая просто не создана для тяжелой работы, это единственный шанс на достойную жизнь. Вероника веселая, энергичная, беспринципная, и не связана никакими морально-нравственными императивами. Желающих провести ночь в ее постели всегда много, но желающих жениться пока не нашлось.

***

Наконец из соседней комнаты появляется Раиса. Это высохшая злобная тетка неопределенного возраста, хотя несложные арифметические вычисления позволяют предположить, что ей около шестидесяти. У нее морщинистое тело, из которого, кажется, высосали все соки, гнилые зубы и такая же прогнившая душа. У Раисы никогда не бывает хорошего настроения, улыбки на лице, и доброго слова тоже не находится ни для кого. Жизнь у нее дерьмо, муж козел, погода мрак, дети твари, а окружающая действительность - полный отстой.

Раиса одета, как всегда, в штаны и рубашку. На плечи небрежно накинута видавшая виды куртка.

- Че, опять заел, зараза? - спрашивает она. Раиса всегда, во всех обстоятельствах, ведет себя деловито-угрюмо. Сказывается закалка и большой жизненный опыт.

Марина уже нервничает, слезы подступают к глазам. Что-то в последнее время она часто плачет… Ей, вообще-то, это несвойственно - по крайней мере, так было раньше. Стареет, что ли? Или нервы ни к черту? А может, гормоны? В ее-то возрасте…

- Да, заел. Не открывается. - говорит Марина, будто оправдываясь.

- Щас мы его быстро откроем, - обещает Раиса и мощным, ловким движением наваливается на проржавевший замок, ожесточенно впихивает в него ключ, пока он, с жалобным писком, не поддается.

- Все, сломала, - с удовлетворением сообщает она. Несколько сожалея о погибшем замке, но довольные своим освобождением, дамы выходят на улицу.
К ним тут же направляется калека на инвалидном кресле.

- Денюжку дайте, - канючит он.

Раиса с Вероникой равнодушно проходят мимо, делая вид, что не замечают его. Марина, тяжело вздыхает, вытягивая из сумки кошелек.

- Назови три любые цифры, - предлагает Раиса после того, как Марина догнала ее. - Сегодня усиленное излучение от Солнца, а это влияет на магнитные поля, - сообщает она авторитетно.

Не думая, Марина отвечает:

- Три, четыре, семь.

- Вечером проверим, - кивает Раиса. - Сегодня по прогнозу должен быть удачный день.

***

Три соседки расстаются, и каждая следует по своему маршруту: тощая, дряблая, морщинистая Раиса заползает в зеленый автобус; Вероника, весело подпрыгивая и сверкая на солнце своими ярко-рыжими волосами, ныряет в такси, на котором крупными буквами написано "Шофер Эдик"; Марина, уставшая, печальная, с потухшим взглядом, медленно бредет пешком.

Все три женщины направляются на работу. Им предстоит трудный день: мыть, чистить, резать, отвешивать, красить, пилить и улыбаться фальшивыми улыбками тем, кто платит им деньги.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке