Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+13+8
Иерусалим
+4+1

Салат

А
А

Если бы жить в нежестоком мире…

О хрупкости, о ценности своего жилья, своей маленькой, личной планеты говорят и поют актеры в "Dogs".

29.11.2022
Фото: Александр Ханин

…Чудо театра, его детская игра, воля, обольщение - начинаются со зрительского участия. С умения и неотъемлемого свойства любого человека придумывать, фантазировать, считывать метафоры, достраивать образы. В лондонском шекспировском театре "Глобус" на сцене ставилась палка с надписью "лес" или "дворец" - и публика, самая разная, объединенная всего лишь любопытством, могла все происходящее понять, додумать.

Полотно, развевающееся, рвущееся на ветру, маски, веточки, деликатно напоминающие японские дали и сакуру, манекены, аккумулирующие многие актуальные символы и приметы, создающие актуальность - из этих частичек складывается большой мир спектакля.

Пространство, в котором летит алая птица, невидимые бульдозеры вгрызаются в плоть земли, говорящие собаки дают людям пример человечности. И эти ткани, маски, зонги, несущие в зал правильные идеи, создают правильный мир. Хотя бы на время спектакля.

Я говорю о "Dogs", новой работе Израильского ТЮЗа. Театра Шауля Тиктинера. Замечательного режиссера Шауля Тиктинера. Повесть Константина Сергиенко для детей и юношества "До свидания, овраг" вдохновила израильского драматурга Марка Азова. Были написаны стихи, - по мне, так излишне пафосные. Актеры разные: и новенькие, только приехавшие в Израиль, и ватики, давно идущие с ТЮЗом одной дорогой. Так возник новый материал, своеобразный зонг - перформанс.

Музыка Дмитрия Петровского выполняет в постановке одну из ведущих, формообразующих задач - и с нее я начну. Песни-плачи, песни-исповеди идут в зал лавиной. Пульсируют в ключицах. Бьются, стучатся в зрительские души с принципиальной и решительной силой. Будят очень серьезные, подчас глубоко спрятанные в суете, в мельтешении будней чувства и ассоциации. Требуют диалога. Ответа.

История, которую, вслед за писателем Константином Сергиенко и драматургом Марком Азовым, рассказывает театр, - это реалистичная сказка.

Собственно, от сказки там всего несколько процентов (если возможно в искусстве употреблять такой критерий, как процентная составляющая). Собаки, кот, умеющие разговаривать. Вот и вся сказочная выдумка. Тема противостояния сил, групп, желание присвоить чужое, война… Жестокость, нежность, любовь, одиночество, преданность и предательство… Все это реализм. Да еще какой!..

Можно просто написать лозунг "Давайте жить дружно" - и никого это не заденет, никуда не позовет. А можно сыграть, спеть, прожить высокую волну эмоций - и зал будет зачарованно думать. Думать - это главное слово, слово-ключ. И это есть задача и главная миссия искусства - предложить подумать. Стимулировать мысль.

…Овраг - место жизни бездомных собак. И кота Ямомото. И Художника, который не сделал карьеры, не преуспел, не был востребован… Собаки считают овраг домом. И очень боятся этот дом потерять. У них - как и у людей - разные судьбы и проблемы. Кого-то бросили, забыли - а он (она, в данном случае) думает, что это гримаса злой судьбы. Кто-то верит в чудо, в то, что справедливость восторжествует, а кто-то цинично и покорно отказывается от надежд и оптимизма… Все эти четвероногие - психологические, узнаваемые типы. И истории каждого - знакомы. Приход бульдозеров - словно катастрофа любого сообщества, дома. Война, на которую никто, ни под какими лозунгами не имеет права. Разрушение дома маячит, пугает всех людей в мире, который тогда становится для людей чужбиной.

О хрупкости, о ценности своего жилья, своей маленькой, личной планеты говорят и поют актеры в "Dogs". Хотя - если отбросить идеи и символы - строить на месте оврагов надо. Стройка бывает очень полезна…

Если определять, какому возрасту я бы рекомендовала этот грустный и теплый, удивительно взволнованный спектакль, то, вероятно, можно сказать так: умным взрослым, думающим и сердечным детям, лет примерно с тринадцати… И всем тем, кто считает людей, искусство, человечность важными вещами. Вы скажете: эта публика и так умна и хороша, но как быть с теми, кто не в теме, не в атмосфере добра и красоты, - как с ними? Я не верю, что этот контингент доходит до театральных подъездов. Как-то так…

Теперь немного об актерах. О тех, кто вочеловечил и оживил идеи, оригинальные приемы режиссера.

Весь коллектив, все жители страны "овраг" работают слаженно, увлеченно. Творчески. На совесть.

Влад Пейсахович - Хромой. Он трогательный, милый, романтичный. Палитра актерских красок разнообразна. Яркий, интересный, рельефный, пластичный образ кота Ямомото создает Ярослав Ткачук. Черный - Габи Бергольтс. Он имеет свой рисунок в этом сюжете-размышлении, свою интонацию. Запоминается.

Все типажи, все герои объединены общим стилем, режиссерской фантазией. В маленьком доме-овраге нам показывают и мечту, и трагедию, и сны о другом, гармоничном существовании. Все - Алла Гаврилова, Александра Андреева, Руслан Рудный, Анастасия Вриндавати, Мишель Иоффе, Рэми Брагинская, Полина Кузьмина, Илона Додзин, Николь Сальвани - делают свою театральную работу увлеченно и качественно. ТЮЗ Шауля Тиктинера - союз стойких и бесстрашных. Театр для юных и молодых душой. А сам режиссер, тридцать два года идущий по нашим родным, израильским шипам, умеющий творить и убеждать, снова победил.

Увидите в афише "Dogs" - идите смотреть; и, я уверена, вы со мной согласитесь. Театра всем вам!

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке