Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

Такого как Киселев

"Праведник" одолел "Чебурашку": все запоем смотрят, как настоящий русский офицер Николай Киселев спас от нацистов сотни евреев.

Вита Владимирцева
07.03.2023
Источник:Jewish.ru
Фото: кадр из фильма

В середине февраля на экраны вышла военная драма Сергея Урсуляка "Праведник", которая быстро возглавила прокатный рейтинг. На этот раз перед нами не сказочный персонаж, как "Чебурашка", а реальный человек - советский офицер Николай Киселев, чей подвиг оставался неизвестным на родине в течение десятилетий.

Впервые его история была показана в документальном фильме Юрия Малюгина "Список Киселева" 15 лет назад. Пожилые евреи - непосредственные участники событий - со слезами на глазах вспоминали жуткий 1942 год и все, что им пришлось пережить в белорусской деревне Долгиново с приходом немцев. Там было устроено гетто, около 3000 жителей которого погибли. Спастись удалось только тем, кто ушел в лес, поближе к партизанам. Но и там выживание десятков замученных и голодных людей оставалось под вопросом. Командир партизанского отряда Киселев получил приказ собрать рассеянные по лесам группы евреев и вывести их за линию фронта. К тому моменту два других командира уже отказались от невыполнимой, по их мнению, задачи. Киселев же взялся за нее - и выполнил.

Съемки художественного фильма на эту тему запланировали еще в 2017 году. О начале работы над проектом под названием "Большая земля" тогда заявила режиссер Анна Матисон. Главная роль предназначалась Сергею Безрукову. К тому же планировалось участие Дастина Хоффмана и других зарубежных звезд. Но этот фильм так никогда и не был снят.

Следующую попытку рассказать о Киселеве предпринял режиссер Сергей Белошников. Его картина "Моисей Коля" с Сергеем Бородиновым в главной роли была снята в 2018 году, но пока до зрителя так и не дошла.

Сергей Урсуляк много лет не брался за полнометражное кино, сосредоточившись на сериалах, но отказаться от проекта о Киселеве он не смог. Фильм был снят по сценарию Геннадия Островского, с которым в 90-е режиссер сделал свой дебютный "Русский регтайм". Сценарист подверг историю Киселева значительной художественной переработке, но не тронул опорные факты: побег героя из немецкого плена, ранение, уход в партизаны, встреча с подопечными евреями и будущей женой Аней - и сам поход к линии фронта.

Читайте также

Многие события и персонажи вымышлены. Придуманные герои очень требовательны, каждый из них норовит зацепить зрительское внимание и что-то успеть о себе рассказать. Как справедливо отмечали критики, это удалось бы, сними Урсуляк сериал. Но фильм идет только 2 часа 20 минут, и на всех времени как будто не хватает. Впрочем, "Праведник" предназначен для массового зрителя. Некоторая "переполненность" в данном случае скорее плюс - как и нежелание в конце фильма расставаться с героями.

Роль Киселева режиссер отдал одному из своих любимцев - Александру Яценко. Урсуляк неоднократно называл актера своим "камертоном правды", потому что тот играет, как дышит, без тени фальши. И Киселев у него получился атипичным главным героем. Он слишком нормальный, даже незаметный человек. Профессия у него скучная - счетовод. Вот и евреев он пересчитал и повел к спасению не ради подвига, а для решения конкретной задачи с наименьшими потерями.

По дороге, впрочем, открываются его другие нормальные в лучшем смысле этого слова качества: сострадание, ответственность, способность быстро принимать решения. Для него люди не стадо: Киселев договаривается, объясняет, вникает, несмотря на совершенно не подходящие для этого условия.

Другой фаворит Урсуляка Евгений Ткачук играет партизана по кличке Ферзь. Это человек сомнительных качеств, с уголовным прошлым и лихими ухватками. Он вполне мог бы стать подонком, но какой-то инстинкт заставляет его держаться рядом с Киселевым, сверяться по нему. Поначалу для Ферзя евреи - это кучка неприятных, даже пугающих чужаков. Понравившуюся ему юную Тову Липницкую - ее играет Мария Золотухина - он зовет ведьмой, а потом и вовсе нападает на нее. Здесь вспоминается похожая сцена из "Холодного лета пятьдесят третьего", в которой уголовник набрасывается в лесу на деревенскую девушку, за что его убивает герой Валерия Приемыхова. Киселев тоже вмешивается, только он не может и не хочет убивать одного из своих пятерых бойцов, лишь грозит ему расстрелом. И Ферзь меняется. Возможно, кстати, даже слишком резко для зрителей.

И наконец, еще один актер, без которого не может обойтись Урсуляк, - это Сергей Маковецкий. В одном из интервью режиссер назвал его своим джокером, артистом, готовым ко всему: "Я знаю его безграничные возможности, я знаю его бесстрашие". В "Праведнике" Маковецкому досталась роль хромого сапожника Рувима Янкеля - человека, который разряжает обстановку природным юмором. Это горький юмор, и его столько, сколько нужно, чтобы не спятить в аду.

В фильме две временные линии, объединенные персонажем по имени Моше Таль. В 2005 году до этого одинокого и несчастного старика-израильтянина в исполнении Довале Гликмана пытается достучаться сотрудница Комиссии по присвоению звания Праведника мира. Ей поручено проверить, достоин ли давно почивший Николай Киселев такой награды. Таль - очевидец и участник событий, но он не хочет говорить о Киселеве: не может простить тому потерю своей младшей сестры Мириам и семейной реликвии - средневековой золотой астролябии.

С семьей Таля мы знакомимся в кошмарный момент. Чулпан Хаматова и Константин Хабенский ненадолго появляются на экране в образах многодетных родителей Моше, обитателей гетто. Они должны выбрать из своих детей того, кто получит шанс на спасение. За плату охранник-полицай обещает выпустить на волю только двоих перед прибытием карательной бригады немцев. 17-летний Моше и 10-летняя Мириам бегут, не успев толком проститься с родными. Смерть гонится за ними по пятам, обретая черты эсэсовца Шмюкера. Эту роль сыграл австрийский актер Дитмар Кениг. Шмюкер настолько эталонный садист-гитлеровец, что на опытного киномана вряд ли сможет произвести большое впечатление. Но без него история бы не сложилась.

Эффект картина оказывает парадоксальный. Грандиозное зрелище удалось. Напряжение, сопереживание и слезы зрителям обеспечены, если они, конечно, не почувствуют, что создатели фильма ими манипулируют. Урсуляк в "Праведнике" балансирует между штампами и искренностью, порой опасно кренясь в сторону первых. Тем не менее историческая правда, из которой выросло это кино, удерживает его на плаву.

У истории Моше хороший конец, а вот Киселев словно бы растворяется в воздухе: в финале лишь коротко говорится о его послевоенной судьбе. Очень важная часть этой судьбы осталась за кадром. Спасенные им евреи отблагодарили Николая еще при жизни. Когда он вывел с оккупированной территории 218 человек, то был тут же арестован НКВД и обвинен в дезертирстве. Узнав об этом, бывшие подопечные Киселева приложили все усилия для его скорейшего освобождения.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке