Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Салат

А
А

Из всех искусств важнейшим для вас является кино? Или "Праведник" в день праведников

"Праведник" не имеет отношения к таланту. Но помимо таланта, имеет ли фильм отношение к Подвигу? К Спасению? К Праведности?

20.04.2023
Фото: пресс-служба

Я смотрел "Праведник" в День Памяти, но пишу о нем только сейчас, потому что хотел разобраться. Разобрался. Прошло три дня и я о нем почти не вспоминаю. "Кина" не стало.

Вначале, небольшая преамбула.

Невозможно смотреть фильм, читать книгу или слушать музыку, исходя из заранее каких-то аксиом: продюсер - реваншист, писатель - антисемит, композитор - людоед… Я твердо убежден, что талант выше идеологии, хотя и допускаю, что идеология больнее. Именно поэтому, например, я против публичного исполнения Вагнера в Израиле, по крайней мере до тех пор, пока жив последний человек, напрямую связывающий "Полет Валькирий" с музыкальным сопровождением очередей несчастных жертв в печи. (Кстати, писали, что оркестр там играл совсем не Вагнера, или, по крайней мере, не всегда). Но, если больно сердцу, то не надо и уху. Мне - не больно и я Вагнера слушаю. Тихо, в наушниках, для себя. Мои "печи" с Вагнером не связаны. Но не думайте, что их у меня нет.

Теперь о "Праведнике". Конечно, как и для любого другого товара из сегодняшней России, для этого тоже имеется свое предварительное условие. Война. Не та, о которой фильм, а та, о которой все фильмы еще впереди. Но я смотрю. Мне не больно? Смотрю. Мы же договорились: талант выше идеологии.

"Праведник" не имеет отношения к таланту. Его в фильме обнаружить трудно, если вообще возможно. Но помимо таланта, имеет ли фильм отношение к Подвигу? К Спасению? К Праведности?

Попробую разобраться.

Читайте также

Политрук Николай Киселев в августе 1942 года получает приказ вывести 218 оставшихся в живых евреев из Долгиновского гетто за линию фронта. Получает приказ… Возможен ли подвиг по приказу? Кстати, помните, когда в самом начале речь шла о добровольном принятии решения, Киселев отказывается от него. Не потому, что он против евреев, а потому что понимает: задание - невыполнимое. Но приказы не обсуждаются, они выполняются. Пусть и невозможные. Итак, приказной подвиг. Моралист во мне шепчет, что Праведность по команде съеживается, она уже не продукт совести, но страха. Реалист же возражает: спасенная жизнь не имеет никакого отношения к морали. Жизнь - высший постулат, для ее спасения ничего не имеет значения: ни приказ, ни отказ, ни воля, ни честь. Сохраненная жизнь бесценна, ничто для ее спасения не аморально. Киселев спас 218 жизней и этим попрал всякую критику.

Спас? Киселев получил задание спасти не евреев, а спасти партизанский отряд, в котором они ненароком оказались. Фашисты преследовали евреев, евреи шли за отрядом - прямая и непосредственная угроза партизанам. Стратегия командиров отряда подсказывала избавиться от евреев. Избавились, спася и евреев, и партизан.

Имеет значение, что первоначальный объект спасения был не евреи? Нет, не имеет значения. Партизанские командиры легко могли бы найти для себя и своих автоматов более простое решение избавиться от "еврейского хвоста" и спасибо им за то, что выбрали самую "травоядную" стратегию расставания с ним. Хотите я вам расскажу, что происходило реально в белорусских лесах со случайно спасшимися евреями? Не надо, знаете.

Праведность. То, что не рождается, не наследуется, не воспитывается. То, что внезапно рвет кожу и вырастает до Бога. И политрук Киселев - праведник. Праведник, слышите? Еще и потому, что дает гранату уродливому и толстому Шломи, а умирающей Брайне Гольц горсть еды, озаряя их смерти своей неуклюжей добротой. Праведность - доброта? Да, говорю я вам. Редкое качество для любых времен и почти невозможное во время войны.

Стоп! Стоп, дубляжная хлопушка!

Это ведь только кино. Кем-то написанный сценарий, кем-то снятые на целлулоидную пленку кадры, чьи-то деньги все это оплачившие.

Не разобрался.

Сценарий "Праведника" полон фантастических вставок, мало имеющих отношение к самой идее фильма. Господи, ну почему Това Липницкая выговаривает "Эт невозможно" так как это говорят на Париарших прудах? Потому что она, на самом деле, Мария Золотухина и не имеет ни малейшего понятия об аутентичности евреев тех мест? Но ведь когда-то ее однофамилец сумел сыграть Моцарта так, что ему поверили. Талант в фильме обнаружить трудно… Но я повторяюсь. Кто придумал нелепую свадьбу Товы? Зачем этот обязательный штамп - если есть еврейка и насильник не сумел ее взять силой, он обязательно в нее влюбится? Киселев же сумел подождать со своей свадьбой с Анной до 1946 года… Зачем плодить иллюзии?

К слову, почти все, что связано с визуальным еврейским видеорядом в фильме просто провально! Не было таких евреев, с такими аккуратными лицами в дремучих военных лесах, не было таких "маковецких", не было таких "московских" Хаматовой и Хабенского… Ничего такого там не было и быть не могло.

Знаете, если для фильма не нашли достойного гримера и декоратора, то он, конечно, никогда и не получит "Оскара" за лучший грим. Но, а вдруг, кто-то рассчитывал взять его за лучший фильм? Ведь есть в нем, все-таки, прекрасные актерские работы. Прежде всего это Александр Яценко (Киселев): этакий микс из Леонида Быкова, Виктора Проскурина и Валерия Приемыхова. Я ему поверил - таким и должен быть, наверное, двадцати- девятилетний мужичок из башкирского села, где до войны никогда не видели евреев и помидоры. Я - еврей, я родом из Белоруссии и поэтому имею право отрицать изображение моих соплеменников в фильме. А в Башкирии… Да я там и не был ни разу!

Отличен Евгений Ткачук в роли Ферзя, потрясающе сыгран образ главного карателя Шмюкера немецким актером Дитмаром Кеннигом… Запомнилась, второстепенная роль Каролины Хубер.. Хорош и главный герой Моше Таль в исполнении Марка Эйдельштейна.

Фильм неплохо снят.

И все же, "Праведник" не получит главного "Оскара". Не сдавливает он горло, не давит слезами, не рвет дыхание… Никто его, конечно, и не затачивал под главный кинематографический приз планеты, хотя в производстве он был еще до февраля 2022 (Сейчас-то, понятно… какие там мировые премьеры для российского кино?). Но слишком уж он нашпигован идеологическими заготовками, логическими уловками, расовыми толерансами…

Не ДОигран. Не ДОсобран. Не ДОкрашен. Не ДОстоверен.

Но нет, "Праведник" - не проходной фильм и если о Киселеве узнают на его Родине, то и это уже успех не малый. Хотя, скорее всего, реакция простых земляков политрука будет приблизительно такой: "И ради вот таких, стоило рисковать жизнью?".

И последнее. Фильм заявлен 2023 годом. Экран событий, на фоне которых он сегодня смотрится, диаметрально изменился по сравнению со временем его съемки. Фонд, при помощи которого он был произведен, остался прежним (фонд Никиты Михалкова. Не только его, конечно, но и его тоже). Сомневался ли я в своем желании смотреть "Праведник"? Нет. Я знал, что через три дня я его забуду. Чувствовал.

Говорят о "Праведнике" в Израиле много. И зря, по-моему. Нашли, посмотрели и забыли. Это не исторический документ, а всего лишь кино об историческом событии очень редком вообще и вдвойне редком на войне: спасали евреев. Я отдаю глубочайшую дань памяти Николаю Киселеву, считаю его Праведником, ну а "Праведник" предпочитаю выбросить из памяти. Ну неужели вы по-прежнему из всех искусств важнейшим для себя считаете кино?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке