Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Еврей да Винчи

Леонардо да Винчи был евреем, утверждает итальянский историк. Другие ученые считают, что евреи просто хотят приписать всех гениев себе.

Михаил Блоков
04.05.2023
Источник:Jewish.ru
Фото: Getty Images / Hulton Archive

Официальная версия происхождения Леонардо да Винчи гласит: его мать была бедной крестьянкой и забеременела от флорентийского нотариуса в результате случайной связи. Мальчика оставили в семье отца, а крестьянку поспешно выдали замуж за отставного солдата. От него она родила еще пятерых детей. Внебрачного сына она видела лишь изредка, о чем Леонардо оставил скупые записи, где всегда называл мать по имени - "Катерина".

"Но на самом деле мать Леонардо могла быть кавказской еврейкой. И вероятнее всего, секс-рабыней, которую похитили подростком, а затем несколько раз продавали на невольничьих рынках Константинополя и Венеции. Так да Винчи и оказывается не лишенным еврейских корней", - утверждает Карло Вече, историк и биограф да Винчи. Работая над очередной книгой о флорентийском гении, Вече нашел в его библиотеке акт о даровании свободы "дочери некоего Якоба, родом с Кавказских гор, по имени Катерина", подписанный Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

Согласно этому документу, первым владельцем Катерины во Флоренции был богатый купец Донато ди Филиппо. Он привез ее из Венеции и заставил работать в своей мастерской по пошиву одежды, прислуживать жене и, возможно, эксплуатировал сексуально. Катерине было 15 лет, когда она встретила Пьеро да Винчи - тому было около 25. Он был адвокатом купца ди Филиппо и его поверенным.

Пьеро сначала "одолжил" Катерину в качестве няни для своей дочери Мари. Однако позже он влюбился в нее - да так, что выкупил и освободил из рабства после рождения Леонардо, утверждает Вече в своей новой книге "Улыбка Катерины, матери Леонардо". "Дата на документе подчеркнута несколько раз - как будто рука Пьеро да Винчи дрожала, когда он приступал к освобождению женщины, которая только что подарила ему ребенка", - говорит исследователь.

По мнению Вече, на еврейское происхождение Катерины указывает имя ее отца - Якоб. Оно было популярно у горских евреев, пришедших на Кавказ из Персии примерно в V веке. Возможно также, что ее род был связан с еврейскими общинами, проживавшими на территории Хазарского каганата у Каспия - это современный Дагестан: под их влиянием хазары в VIII веке приняли иудаизм. "В Италии XV века, когда родился да Винчи, рабство все еще было актуальной практикой - хотя и в гораздо меньших масштабах, чем в Османской империи. Только в домах Флоренции проживали не менее 1000 рабов - среди них были русские, абхазы, турки, сербы и уроженцы Кавказа, как Катерина, - пишет Вече. - Ее путь как рабыни лежал через Крым, Константинополь, который окончательно пал перед османами в 1453-м, и один или несколько турецких городов. Оттуда она попала в Венецию и затем оказалась в городке Винчи во Флоренции, где и родила Леонардо".

Карло Вече - не первый, кто предположил, что мать да Винчи была не итальянской крестьянкой, а еврейской рабыней. Еще в середине нулевых такую версию выдвинули профессор университета города Пистоя Марио Бруски и директор Музея Леонардо да Винчи Алессандро Веццози. Правда, они полагали, что Катерину привезли не с Кавказа, а с Ближнего Востока. В своей работе "Жители Винчи" Бруски писал: "В XV веке немалое количество евреев работали в Тоскане как прислуга или сельские рабочие. Их покупали в Генуе и Венеции - эти два города веками контролировали рынки рабов, прибывающих из Восточной Европы. И хотя, основная их масса отправлялась в гаремы султанов на Востоке, состоятельные итальянцы также не брезговали покупать "живой товар"".

Правда, параллельно с этой теорией появились еще две - что мать да Винчи была азербайджанкой или даже китаянкой, попавшей в Тоскану по сложному рабовладельческому пути. В 2006 году ученые даже применили дактилоскопию. В Университете Кьети исследовали более 200 отпечатков пальцев, которые Леонардо да Винчи оставил на своих работах. Результатом было предположение, что мать изобретателя и художника, скорее всего, родилась на Ближнем Востоке - возможно, что и в еврейской семье: узоры на пальце Леонардо похожи на те, что есть у большинства выходцев из этого региона. Впрочем, это опять лишь версия: дуговые линии на пальце не в состоянии точно определить расу конкретного человека.

Уже сейчас теорию Карло Вече о "еврействе" Леонардо подвергли жесткой критике. "У него нет доказательств, одни лишь допущения, - пишет Мэттью Гэбриэль, автор популярного исторического блога "Современное средневековье". - К примеру, Вече однозначно идентифицирует освобожденную рабыню Катерину "дочь Якоба" как мать да Винчи. В то время как это могла быть просто прислужница, возможно, даже сиделка Леонардо. Катерин было много как среди местных итальянок, так и среди рабынь".

Кроме того, существует, по крайней мере, одна запись современника да Винчи - он известен как "Аноним Гадди" и считается выходцем из влиятельной семьи Гадди из Флоренции. В рукописи, датированной ориентировочно 1542 годом - это 23 года после смерти да Винчи, "аноним" утверждает, что мать художника и вовсе происходила из аристократической итальянской семьи - но не смогла унаследовать ее прав, поскольку сама была незаконнорожденной. Это и стало причиной, по которой ее связь с отцом да Винчи не закончилась, как полагается, браком. Известно, что отец да Винчи был четырежды женат и, помимо внебрачного Леонардо, имел 11 детей, рожденных от "законных" жен.

Читайте также

От версии о матери Леонардо как еврейской рабыни призывает отказаться и историк Мартин Кемп - один из самых авторитетных специалистов по творчеству да Винчи. По его словам, уже в то время в Тоскане были развиты налоговые и юридические системы. Отчеты о недвижимости идентифицируют мать Леонардо как итальянскую крестьянку Катерину ди Мео Липпи. Согласно этим документам, она рано осталась сиротой и все детство прожила с бабушкой и сводным братом в хижине на окраине городка Винчи. Отчет указывает, что хижина была настолько ветхой и бедной, что не подлежала налогообложению.

"В этой истории с еврейством да Винчи есть две ключевые линии, - пишет Мэттью Гэбриэль. - Первая состоит в том, что родство с гениями всегда пытаются приписать себе много народов - это нормально и лежит в человеческой природе. Вторая - в том, что синьору Вече надо было создать сенсацию, чтобы продать свою новую книгу".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке