Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Классика в сталинских застенках

"История этого произведения уникальна, но слушать его нужно не потому, что автор написал его в нечеловеческих условиях сталинского лагеря...."

13.03.2016
Источник:salat.zahav.ru
ShutterStock

- О судьбе этого незаурядного человека можно написать роман; как он выжил в то бурное и жестокое время - непонятно, - говорит пианист и музыковед Яша Немцов, приезжающий из Берлина, чтобы исполнить в Иерусалиме премьеру "24 прелюдий и фуг" Всеволода Задерацкого (1890-1953), которого сегодня причисляют к крупнейшим русским композиторам 20 столетия, и чье имя лишь сейчас становится известным широкой публике. 

Пианист Яша Немцов

 

Концерт состоится в рамках первого международного фестиваля Баха, который пройдет в Иерусалиме с 17 по 21 марта. 

Немцов продолжает:

- Задерацкий был разносторонне одаренным человеком: прекрасный пианист, композитор, педагог. В ранней молодости он учил музыке Цесаревича Алексея, в Гражданскую войну служил офицером в армии Деникина, попал в плен. Его неоднократно арестовывали, в первый раз в 1926; в тюрьме он пытался покончить с собой: при аресте было уничтожено все, написанное им до 35-летнего возраста, не только ноты, но и литературные произведения. Однако несмотря ни на что, выйдя спустя два года на свободу, он снова начал писать. В 1937 - арест и приговор: 10 лет без права переписки, обычно означавший смертную казнь. Но его не расстреляли, а отправили в лагерь. Жена подала прошение всесоюзному старосте Калинину, и, быть может, оно сработало, потому что через два года Задерацкого выпустили. За это время он и написал свое монументальное произведение в форме, впервые определенной И.С. Бахом в его "Хорошо темперированном клавире". Написал в лагере, карандашом, выданном при условии, что он будет писать только ноты, на чистых телеграфных бланках вместо нотной бумаги. 

Яша Немцов подчеркивает: 

- История этого произведения уникальна, но слушать его нужно не потому, что автор, проявив незаурядную силу духа, написал его в нечеловеческих условиях сталинского лагеря, а потому, что это - прекрасная музыка. 

Освободившись из лагеря, Задерацкий до конца дней мыкался по провинциальным центрам. Его музыку не печатали и не исполняли, практически как композитор он был вычеркнут из культурного контекста, но он продолжал писать до конца дней. 

Умер Задерацкий в 1953 году во Львове.

О творчестве Всеволода Задерацкого Немцов узнал почти случайно, когда в 2009 году выходящий в Берлине журнал "Восточная Европа" заказал ему статью о композиторах в Гулаге. 

- На имя Задерацкого я наткнулся в Интернете; выяснилось, что в Москве живет его сын, он рассказал мне об отце и прислал ноты. Углубившись в них, я понял, что передо мной - незаурядный композитор. Сейчас я много гастролирую, исполняя произведения Задерацкого, и готовлю антологию его фортепьянной музыки. Я рад, что музыка Всеволода Задерацкого, тепло принятая во всем мире, прозвучит наконец и в Израиле. 

История жизни и творчества Всеволода Задерацкого - не первая музыковедческая работа Немцова, выпускника Ленинградской консерватории, который начиная с 1992 года живет в Германии. Его концертные выступления в Германии начались с исполнения музыки композиторов - заключенных "образцового гетто" Терезиенштадт. Докторскую степень он получил за исследование наследия композиторов еврейской национальной школы.

- Это была целая плеяда очень талантливых композиторов, которые создавали профессиональную еврейскую музыку. Общество еврейской народной музыки было создано в 1908 и просуществовало до начала 1930-х годов, не только в России, но и в Европе. Я работал более чем в 20 архивах разных стран мира - в России, Израиле, Америке, Европе. 

Реситаль Немцова, в программе которого музыка Задерацкого, Виктора Ульмана (узника гетто Терезин) и Шостаковича - лишь одно из событий международного фестиваля Баха, который проводит Иерусалимский оркестр барокко (художественный руководитель фестиваля - Давид Шемер). В программе фестиваля - аутентичное исполнение "Страстей по Матфею" с участием израильских и зарубежных солистов под управлением американского дирижера Джошуа Рифкина, оркестровые и камерные концерты, органный концерт, концерт для всей семьи с Хеном Цимбалиста и джазовые обработки музыки Баха с Гилем Шохатом и Омером Мором, музыкальные прогулки по Иерусалиму, бесплатные концерты под открытым небом, международный симпозиум и многое другое. Концерты проходят на разных иерусалимских площадках, "Страсти по Матфею" будут повторены также в Тель-Авиве и Зихроне.

Иерусалимский оркестр барокко. Фото: Йоси Цвекер

Читайте также

 

Подробное расписание концертов - на сайте Иерусалимского оркестра барокко

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке