Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+18+14

Салат

А
А

"Шарманка " играет десять сказок одновременно

"Шарманка" выступает в Тель-Авиве. Именно выступает, потому как "Шарманка" - это полноценный театр общения для всей семьи. Театр механических фигур, образующих сюжеты, картины и видения.

Фото:

10 лет назад - в 2002 году - в Иерусалимском Музее науки мне посчастливилось познакомиться с создателями театра "Шарманка" из Глазго, уроженцами Санкт-Петербурга скульптором Эдуардом Берсудским и режиссером и театроведом Татьяной Жаковской. Тогда они привезли и установили в музее огромную скульптуру под потолок, с первого взгляда показавшуюся разобранным и наизнанку собранным будильником. При ближайшем рассмотрении скульптура оказалась кинематическим (ее части двигались по всем возможным измерениям во все стороны и на все 360 градусов) фантастическим театром со множеством персонажей-марионеток, пребывающих одновременно в нескольких временных и пространственных плоскостях, в неком "пятом измерении", в другой вселенной, а также в философской задумчивости о бренности бытия. Позже, уже в 2005 году,  в том же Музее науки в Иерусалиме демонстрировалась скульптура "Полет" величиной с целый дом. И после этого "Шарманка" побывала  два раза в Тель-Авиве в музее "Эрец-Исраэль", где и нынешним летом дает представления трогательный театр "Шарманка – десять спектаклей одновременно. Среди актеров этих театров нет ни одного живого человека. Но все деревянные фигуры оживают под звуки музыки. 

 

Итак, "Шарманка" выступает в Тель-Авиве. Именно выступает, потому как "Шарманка" - это полноценный театр общения для всей семьи. Театр механических фигур, образующих своей непредсказуемой, пусть механической и запланированной, но нам неведомой заранее игрой сюжеты, картины и видения, которые складываются в спектакль по пьесам, являющихся плодом мистики, воображения и впечатлений от путешествий во времени Эдуарда Берсудского, который, как истинный скромный драматург и создатель, стоит в стороне, любуясь придуманным и оживленным им действием, игрой марионеток, механическим, скрипящим, движущимся и кружащимся театром фигур, света, музыки и теней. И еще – театром фантазии, иллюзий и неистребимого детского желания разобраться в том, как устроены игрушки изнутри. Кинетикой занимается много народу,  но обычно это абстрактная скульптура. Деревянной скульптурой - еще больше любителей, но чтобы она еще и двигалась и сочеталась с металлом и с моторчиками - такое встречается редко. А кинематический театр есть вообще один - "Шарманка". 

 

Кинематический театр "Шарманка" родился 35 лет назад в Петербурге из идей и убеждений двух неординарных людей – Эдуарда Берсудского и Татьяны Жаковской. С середины 1990-х годов "Шарманка" путешествует по миру, ее мелодии звучат в разных странах, мелодии шарманки – заводного музыкального механизма. Тема шарманки у Эдурада Берсудского сильна, не зря же театр назвали "Шарманкой". Шарманка была первым кинематом, первой подвижной скульптурой, которую сделал Берсудский еще в Ленинграде, и с тех пор он постоянно возвращается к этому образу.

 

"В отличие от Запада, образ шарманки очень погружен в русскую культуру. Это образ повторяемости жизни. Восток больше верит в то, что жизнь ходит по кругу, чем в двигающийся вперед прогресс" - говорит Эдуард Берсудский, добавляя: "Кинематы - это мечта немецких романтиков, которые чувствовали всегда, что во всем, что связано с куклой, марионеткой, есть особая магия. Еще 200 лет назад Клейст писал, что марионетка может то, чего не может живой актер".

 

Итак, "Шарманка" родилась на берегах Невы. 35 лет назад Эдуарду Берсудскому удалось из обломков старой мебели смастерить крайне нестандартные движущиеся, играющие, поющие, светящиеся разными оттенками чудо-конструкции и населить их персонажами Иеронима Босха, Михаила Булгакова и даже дедушки Крылова. Сейчас к ним прибавились горгульи, готические образы соборов строители Шартра, Реймса и Страсбурга и герои немецких сказок писателей-романтиков. И еще – Ван-Гог, Данте, Брейгель и Леонардо, средневековое искусство Европы, романская скульптура. И еще - впечатления от поездок по миру, от множества встреч и от массы увиденного. И еще – множество колес и колесиков, шестеренок всех размеров от швейных машинок, старинная яблокорезка, сеялка, безмен, сложной конструкции точилка для ножей, без конца без краю колоколов, колокольчиков, ворон, кукушек, медведей и чертей всех мастей – без них эти многоголосые сказки не сказываются и игры не играются в абсурдной вселенной "Шарманки". В кинематах заключены рассказы и истории –разные для каждого из нас, для каждого дня, для каждого настроения. Каждому зрителю они показывают и нашептывают другие сказки.


 
Встреч было множество, а речей - немного. Эдуард Берсудский о своих кинематах говорить не любит. Интервью дает крайне редко, поясняя, как и большинство настоящих художников, что все уже высказал в своих работах и что он - только передаточное звено от  сверху сошедшего вдохновения к зрителям . На вопрос о том, как и что он делает, отвечает, что кинематы рождаются сами. Так что в качестве лектора на темы "Шарманки" выступает обычно режиссер Татьяна Жаковская, рассказывающая, что "Берсудский в доперестроечные времена участвовал в подпольных выставках и работал, как все это поколение дворников и сторожей, а в свободное время резал и собирал свои кинематы".

 

"Шарманка" просуществовала в перестроечном Питере три года, но потом в начале 1990-х годов у театра потребовали огромную арендную плату, и тогда же Берсудского и его кинематы пригласили в Германию. А самые первые зарубежные гастроли "Шарманки" состоялись еще осенью 1991 года в Утрехте. Позже пришло приглашение из Глазго, где "Шарманку" и приютили, дав ей помещение, а Берсудскому - мастерскую. С тех пор театр стал достопримечательностью Шотландии, в Глазго кинематы "Шарманки" выставлены в городской галерее. Их - этих отдельных механических театриков в образе одной большой сложной игрушки - уже сотни и сотни, а сколько народу их видело в разных странах - не сосчитать, хотя возить их трудно и дорого. "Шарманка" побывала в Израиле, Германии, Бельгии, Голландии, Швеции, Дании, Швейцарии, Испании, США.

 

Часть кинематов "Шарманки" Татьяна Жаковская и Эдуард Берсудский готовы безвозмездно подарить Израилю. Их условия очень просты: подходящий зал и необходимый уход. И, конечно, пока никто - хотя вроде бы все хотят – никто из израильских музеев не откликнулся на это предложение. Видимо, подарок слишком щедр и потому пугает. Но, будем надеяться, что найдутся смелые люди, которые смогут и принять подарок, и достойно им воспользоваться, то есть показывать его и детям и взрослым - так, как происходит сейчас в музее Эрец-Исраэль. "Возраст подходит , - говорит Татьяна Жаковская, - настало время раздавать то, что было сделано и собрано. Мы готовы это сделать, бесплатно, правда, с одним жестким условием – механизмы должны продолжать работать, им требуется постоянный уход. В Израиле, к сожалению, пока что желающих взять на себя полное содержание кинематов не нашлось".

 

Подарок ценен. К примеру  на выставке "Puppets and Moving Objects in XX Century" в театральной библиотеке Линкольн-Центра в Нью-Йорке кинемат "Время Крыс" выставлялся между первым изданием статьи Гордона Крэга об актере-сверхмарионетке и куклами "Брэд-энд-Паппетс". В главном музее Шотландии "Шарманка" построила 11-метровой высоты Millennium Clock. Эти часы играют каждый час "мистерию 20 века". В Израиле "Шарманку" увидели уже сотни тысяч человек, но еще не все.

 

Те самые первые кинематы, которые Берсудский смастерил до рождения театра "Шарманка" топором из старой керосинки, живут на покое в галерее в Глазго, в нескольких минутах ходьбы от Glasgow Gallery of Modern Art, где в центре главного зала выставлена скульптура "Титаник", работающая раз в час, а в отдельном зале - троица "Великая Идея", "Кремлевский мечтатель" и "Осенняя прогулка в эпоху перестройки" играют 15-минутный спектакль "Пролетарский привет высокочтимому Жану Тэнгли от мастера Эдуарда Берсудского из колыбели трех революций".

 

Скульптуры, изготовленные уже в Глазго - это высокий технический уровень. Они очень надежные, могут "выезжать на гастроли",  работать у заказчика годами. Эстетика за три десятилетия несколько поменялась: вместо обломков петербургской мебели - остатки британской индустрии, обломки истории промышленной революции и роскоши викторианской эпохи,  но смысл все тот же - ожившая сказка.

Три из десяти кинематов, выставленных этим летом в Тель-Авиве,  сделаны Эдуардом Берсудским за последние два года - с тех пор, как музей "Эрец-Исраэль"  предложил ему персональную выставку "Шарманки". Самый последний – "Медвежья Башня". Самый большой - "Летающий бык". Только два уже показывались в Израиле – в Музее Науки в Иерусалиме в 2002 году, а для трех это будет первое путешествие за пределы театра "Шарманки" в Глазго.

 Продолжительность каждого из десяти механических спектаклей кинематов – окло 3 минут. Спектакли разыгрываются на 10 сценах один за другим.
 
Кинетическая скульптура - Эдуард Берсудский
Режиссер и менеджер - Татьяна Жаковская
Художник по свету и технический директор – Сергей Жаковский.
Рисунки - Мэгги Стэд Ленерт
Фотографии - Робин Митчелл
Техники: Робин Митчелл, Рэй Любви
Кинорежиссер: Кассандра McGrogan
Координатор проекта: Изольда Тиммерманс
Саундтрек Сергея Жаковского при участии Льва Атласа, Бориса Аксельрода, Брайана Ирвина, Александра Розенблатта, Мэгги Ленерт Стэд, Александра Вольпова и других.

Часы работы музея "Эрец-Исраэль": с воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00, по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00. Выставка "Шарманка" в этом году продлится до 8 октября.

Представления "Шарманки" начинаются в 10.30 утра. Билеты продаются на определенный час. Каждый час в зале могут находиться не более 80 человек. Детям до 18 лет - вход в музей бесплатный, но необходимо заплатить 25 шекелей за вход на выставку театра "Шарманка". 

Сайт театра "Шарманка"

Маша Хинич

Фото - Робин Митчелл. Предоставлено театром "Шарманка"

Источник: salat.zahav.ru

Метки:

Читайте также