Читайте также
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная - проявляется сетка сил, управляющая нашим миром. Сегодня глава "Шмот" - "Имена".
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.
- Мы закончили комментировать первую книгу Пятикнижия, "Берешит", и сейчас начинаем вторую, "Шмот" - "Имена".
- Тора поделена на пять частей в соответствии с пятью стадиями распространения Высшего света и пятью частями нашей души, в которой проявляется свет. Это - Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут.
Так вот, книга "Берешит" ("В начале") - это "Кетер", корона, т. е., Высшее управление, Высшая система. Через нее проходит воздействие Высшего света на всю остальную систему, на то, что находится под ним. А под ним - огромный эгоизм, который надо исправлять до его полного соответствия свету.
Об этой руководящей части, называемой еще "Праотцы", рассказывает первая книга Торы. Далее следуют "отцы" - Моше, Аарон и другие - те, которые поведут, в соответствии с этим Высшим управлением, части этого эгоизма снизу вверх, к свету.
Управляющая система называется "праотцами", управляемая - их "сыновьями".
- А что такое "имя"?
- Это ощущение, вызываемое светом в эгоистической системе.
- Управляемая система ощущает верхнюю систему и дает имена?
- Да. А поскольку эгоизм все время меняется, имена меняются тоже.
- В начале главы перечисляются имена сынов Израиля, которые пришли в Египет.
- Египет - это не территория где-то за Красным морем. Все желание нашего мира, весь созданный Творцом эгоизм называется в Торе "Египтом".
- Глава начинается так:
/6/ И УМЕР ЙОСЕФ И ЕГО БРАТЬЯ И ВСЕ ТО ПОКОЛЕНИЕ. /7/ А СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПЛОДИЛИСЬ И РАЗМНОЖАЛИСЬ И СТАЛИ ОЧЕНЬ МНОГОЧИСЛЕННЫ И СИЛЬНЫ - И НАПОЛНИЛАСЬ ИМИ СТРАНА.
- Все происходит по природным законам. В природе есть всего две силы - сила отдачи (высшая) и сила получения (низшая), - которые взаимодействуют между собой. "Наполнилась ими страна" - значит, полностью перемешались желания, обладающие свойством отдачи, которые называются "сыны Израиля", - с желаниями, обладающими свойством получения, которые называются "Египет", или "египтяне". Это происходит как во внутреннем мире отдельного человека, так и в нашем, материальном мире.
- А зачем нужно это перемешивание?
- Когда альтруистическая сила, свойство отдачи, входит в эгоистическую, - появляются большие возможности. Например, к огромному эгоизму добавляется идея - как что-то изобрести или построить, чтобы продать это людям. То есть, есть огромное эгоистическое желание заработать и есть идея, как это сделать. Соединение двух этих свойств как раз и привело ко всему прогрессу человечества.
Вспомним историю. Евреи переходили из страны в страну. Там, где они оседали и происходило взаимодействие с основным народом, начинался расцвет страны. Как только евреев изгоняли, - это мы наблюдали и в Испании, и в других странах, - тут же страна приходила в упадок.
То же и здесь - Египет расцвел с тех пор, как там появился Йосеф. Ведь эгоизм не может существовать без Высшего света, без силы отдачи. А после исхода евреев из Египта он уже не смог восстановиться.
- Пойдем дальше. Египтяне, опасаясь растущего еврейского населения, собирались принять против них меры. И тогда, как пишет "Большой Комментарий", Фараон сказал им:
"Глупцы... Если бы не их предок Йосеф, спасший страну во время голода, нас бы сегодня не было в живых. Как можете вы помышлять причинить им вред?"
Симпатия фараона к евреям привела египтян в ярость, и они сместили его.
А вот что пишет об этом Тора:
/8/ И ВОССТАЛ НОВЫЙ ЦАРЬ НАД ЕГИПТОМ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ ЙОСЕФА. /9/ И СКАЗАЛ ОН НАРОДУ СВОЕМУ: "ВОТ, НАРОД СЫНОВ ИЗРАИЛЯ МНОГОЧИСЛЕННЕЕ И СИЛЬНЕЕ НАС. /10/ ДАВАЙТЕ ПЕРЕХИТРИМ ЕГО..."
- После того, как "наполнилась ими страна", то есть, закончилось проникновение свойства отдачи - "сынов Израиля" - в свойство получения, - начинается уже период исправления эгоистических желаний - "Египта".
"Сыны Израиля" выбрали из всего эгоизма желания, которые было легче исправить. За счет этих исправленных желаний они и размножились. А более эгоистичная их часть, в которую свет не мог войти, стала преобладать среди "египтян".
Таким образом "евреи" сами обнажили самую эгоистичную часть "египтян", которую исправить не смогли. Эта самая "тяжелая" часть эгоизма и проявилась как "Новый царь".
Это - эгоистические желания, которые не могут и не желают меняться.
- Продолжим чтение Торы:
/11/ И ПОСТАВИЛИ НАД ИЗРАИЛЕМ НАЧАЛЬНИКОВ ПОВИННОСТЕЙ, ДАБЫ ИЗНУРЯТЬ ЕГО ТЯЖКИМИ РАБОТАМИ СВОИМИ, И СТРОИЛ ОН ГОРОДА-ХРАНИЛИЩА ДЛЯ ФАРАОНА - ПИТОМ И РААМСЕС.
- Питом и Раамсес (Рамсес) - это особые эгоистические свойства - своеобразный "двуликий Янус". Это были "красивые города" для Фараона - для эгоизма, - но с другой стороны, - "города бедности и ужаса" для сынов Израиля, потому что, сколько они ни работали, - т. е., сколько ни старались еще что-то исправить в этом эгоизме, - ничего не получалось.
Раньше сыны Израиля пришли в Египет, работали добровольно и страна процветала. А теперь египтяне властвуют над ними, и все плоды их подневольного труда достаются Фараону - то есть, эгоизму.
- Смотрите, что написано в "Большом комментарии":
Место расположения городов Питом и Рамсес, которые строили евреи, было выбрано очень хитро. Их строительство никогда не могло быть закончено, как бы усердно ни работали евреи. Города были расположены на болоте, где строения все время рушились и тонули.
- Это такая аллегория: когда мы пытаемся строить на эгоистической базе, все проваливается, как в болото.
- Но ведь движущей силой человеческого прогресса был все-таки эгоизм?
- Да, верно. И вначале мы на этом эгоистическом топливе как будто двигались вперед. Но в конечном счете разрушительная сила эгоизма все достижения человеческого труда и мысли использовала во зло. И на самом деле это было движение к тупику.
Сегодня мы чувствуем, что находимся в неуправляемом мире. Мы пытаемся что-то сделать, но все проваливается, как в болото.
- Давайте продолжим.
Наконец, рождается еврейский мальчик, которого назовут Моше. Я думаю, мы можем не пересказывать здесь всем известную историю о том, как мать Моше не подчинилась приказу Фараона убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, как спрятала его в камышах у берега Нила, как дочь Фараона Батья нашла его и усыновила.
Его назвали Моше потому, что Батья вытащила его из воды?
- Да, но не только поэтому. Моше олицетворяет собой эгоистическую силу, внутри которой находится альтруистическое начало, сила отдачи, которая растет в Египте.
Моше - действительно от слова "вытаскивать" (лимшох, мошех). Это символ силы, вытаскивающей человека из эгоизма.
- Дальше Тора рассказывает о том, что, когда Моше вырос и увидел, как египтянин избивает еврея, он убил египтянина и бежал из Египта.
Спустя много времени Творец направляет Моше обратно в Египет, уже как предводителя народа Израиля, с заданием потребовать от Фараона, чтобы тот отпустил его народ. Но Фараон этому противится.
Почему он не соглашается отпустить евреев?
- Дело в том, что Фараон зависит от Моше. Ведь эгоизм не может существовать без света, а Моше олицетворяет силу Высшего света, силу отдачи, благодаря которой Египет живет. И Фараон прекрасно это понимает.
- Что такое свойство Моше в нашем современном мире?
- Это свойство, способное вытянуть нас из эгоизма. Если мы вытащим этого маленького "Моше", который внутри нас, из нашего "Нила" - из силы, которая питает наш эгоизм - и начнем его растить, в итоге мы взрастим свойство, которое поможет нам раскрыть Творца.
В принципе, к этому мы все равно придем. В нашем развитии все предрешено, кроме одного - человек может сам, самостоятельно начать изучать законы Высшего управления, чтобы взять на себя управление своей судьбой. В этом и заключается его предназначение.
Так мы избавимся от всего, что принуждает нас, чтобы заставить нас расти. Мы в своем развитии уже дошли до такой ступени, когда можем взять на себя систему управления собой и миром. Только в нашем запаздывании причина всех наших кризисов и проблем.
Ведь Замысел Творения - не в том, чтобы привести человека к исправленному состоянию, а в том, чтобы он сам взял на себя работу по исправлению. Именно эта работа делает его подобным Творцу.
Подготовила Светлана Волчек
Facebook