Похоронное бюро Крокодила Гены
Фото: Wikipedia
Похоронное бюро Крокодила Гены

На Первом канале разобрали наследственное дело и моральный облик Эдуарда Успенского 

"Не скажу о живых - а покойников мы бережем", - написал много лет назад Владимир Высоцкий, не предполагая, что пройдут годы, и покойники (особенно знаменитые) станут самой лакомой добычей телевизионщиков, да и сам он после смерти не избежит этой печальной участи. Его женщины, его пагубные пристрастия и подробности смертного часа будут интересовать ТВ куда больше, чем творческое наследие. 

Два месяца назад не стало знаменитого на весь мир детского писателя Эдуарда Успенского. Во всех ток-шоу в тот горький день вспоминали "папу Крокодила Гены, Чебурашки и Кота Матроскина" (именно так называли Успенского ведущие поминальных программ - пошлость тоже давно стала нормой их жизни). 

Словно соревнуясь между собой в обладании "эксклюзивом", и Андрей Малахов в "Прямом эфире" на канале "Россия", и Дмитрий Борисов в шоу "Пусть говорят" на Первом канале наперебой показывали кадры, снятые в последние дни жизни писателя. Эти кадры многократно повторялись в течение обоих эфиров, демонстрируя человека, изнуренного тяжелой болезнью, исхудавшего, с обритой после химиотерапии головой, которого домочадцы с трудом затаскивали в дом по ступенькам крыльца. С фотографий, сделанных в клинике, на нас смотрел Успенский с трубками в носу, под капельницей, в больничной рубахе. Трудно предположить, что он хотел такой посмертной славы, трудно представить, что найдется хоть один нормальный человек, который бы дал согласие, чтобы после его смерти подобные видео- и фотосвидетельства его немощи выставили на всеобщее обозрение. Впрочем, деликатность и такт давно уже покинули создателей "горячих" шоу - главное, что они добыли эти свидетельства. Не пропадать же добру. 

И уж конечно, самую малую часть шоу посвятили его произведениям и его героям. Ведущие то и дело обращались к личной жизни умершего - к его непростым отношениям с женами и детьми. На Первом канале тему программы, посвященной памяти Успенского, озаглавили так: "Прощальная исповедь бывшей жены". 

Бывшая жена и соведущая Эдуарда Успенского по некогда популярной программе "В нашу гавань заходили корабли" Элеонора Филина действительно пришла в студию. Но не для того, чтобы исповедаться, а чтобы рассказать об их счастливом творческом союзе, который оказался куда плодотворнее союза семейного (так бывает). Однако ведущий и его гости жаждали совсем других подробностей и требовали покаяния. Особенно усердствовал в этом желании скандальный герой многих шоу Прохор Шаляпин, объявивший себя поверенным в душевных муках старшего товарища. Играя желваками, он требовал: "Мы все ждем, чтобы вы перед Богом попросили прощения у Эдуарда Николаевича. Он чуть не плакал, рассказывая, как вы его предали. Не дай бог встретить такую женщину на своем пути". 

"Сейчас пойдут разборки. Я хочу попросить, чтобы не трогали его имя", - со слезами на глазах обратилась к присутствующим Лариса Рубальская. 

Словно в воду глядела. Прошло два месяца - и пошли-таки разборки. В ток-шоу "Пусть говорят" объявилась родная дочь писателя. "Папа Чебурашки, Крокодила Гены и Кота Матроскина" оказался, по ее словам, никчемным отцом и, чтобы отомстить ей и первой жене, лишил их наследства. "Почему он не оставил ничего из многомиллионного наследства дочери Татьяне?" - недоуменно вопрошал ведущий. И тут же сладострастно перечислял, что нажил за свою долгую творческую жизнь Эдуард Успенский: "Дома в Переделкине, на Рублевском шоссе, в Анапе, Риге, несколько квартир в Москве… Его по праву называли самым дорогим детским писателем. Только образ Чебурашки приносил миллион долларов в год!" 

Потом, правда, он же уточнял: завещание пока не оглашено, но дочь Татьяна выражает абсолютную уверенность, что ее в завещании нет. Не первой молодости женщина, согласившаяся на откровенное интервью, добавляла все новых и новых черных красок в светлый доселе образ отца: называл свою первую жену и ее мать старухой Шапокляк и Бабой-ягой, отказывал им в помощи, отправил дочь в секту, связался с "монстром" - второй женой. 

Кто-то из гостей студии на основании этих откровений сделал многозначительный вывод: нелюбовь к своим детям - особенность детских писателей, возьмите хоть Сергея Михалкова, радовавшего миллионы чужих детей, но равнодушного к собственным отпрыскам (и это притом что Успенский удочерил двух девочек и до конца жизни воспитывал и любил как родных). 

Потом принялись подсчитывать, на какую долю наследства имеет право дочь Татьяна. "Что вы, я ни на что не претендую, - лицемерно ужасалась эта дочь. - Но если он что-то мне отписал - не откажусь". 

Светлый образ "папы Чебурашки" и нашего "всехнего папы" наверняка несколько померк в глазах доверчивых зрителей, узнавших, что их кумир, во-первых, был богат как Крез (чужое богатство - дополнительный черный штрих к портрету), а во-вторых - не захотел делиться со своей "кровиночкой". 

Незадолго до программы, посвященной завещанию Успенского, за наследством певицы Людмилы Рюминой, ушедшей в мир иной год назад, явились в ту же студию "Пусть говорят" родственники "седьмая вода на киселе". Все свое многомиллионное имущество певица посмела отписать водителю, с которым тайно от всех обвенчалась незадолго до смерти. "Не могла она так с нами поступить, - уверяла родня. - Это она под воздействием сильнодействующих препаратов на такое пошла, а уж мы к ней всегда с дорогой душой, ближе нас у нее никого не было, а какой-то водитель теперь благоденствует и не желает с нами общаться". 

И вот представьте: человека нет уже год! Последняя воля выражена в завещании. Но им все неймется. А куда бежать за справедливостью? На ТВ, конечно, где такие истории умеют так подавать и расцвечивать, что сами покойные умерли бы второй раз. Со стыда. От того, что их личная жизнь, которую многие тщательно оберегали от посторонних глаз, вынесена на всеобщее обозрение и подвергнута поношению. От того, что защититься от подлости, пошлости и грязи они уже не могут, а отдельные здравомыслящие голоса в их защиту тонут во всеобщем хоре негодования. 

О, сколько нам открытий жутких еще готовит ТВ, все больше напоминающее коммунальную кухню, партком, товарищеский суд и лабораторию ДНК в одном флаконе. Заслуги перед Отечеством знаменитых покойников - главных фигурантов подобных историй - не только не являются охранной грамотой, но, напротив, вдохновляют стервятников на новые изыскания и подвиги. Кому интересно наследственное дело простого дяди Васи с улицы Кондратюка, завещавшего не жене, а любовнице старый холодильник? А вот Эдуард Успенский - золотая жила. Народ приготовился к сериалу о дележе его многомиллионного состояния. Тема - огонь! То ли еще будет.

Ирина Петровская

counter
Comments system Cackle