Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Салат

А
А

Мир не может без тебя существовать

"Меня больше всего интересовало, где истоки всего? Как человек становится человеком? Я рассказывала детям истории и позже начала их записывать".

17.08.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Гость телепередачи «Эффект бабочки» 66-го канала известная израильская детская писательница Мирик Снир говорит о себе: «Я не собиралась становиться писательницей. Мне хотелось иметь большую семью, как у моих родителей, и это осуществилось. Я хотела быть педагогом, и это тоже реализовалось. Я стала учительницей и с годами начала работать со все более и более маленькими детьми. Меня больше всего интересовало, где истоки всего? Как человек становится человеком? Я рассказывала детям истории и позже начала их записывать. Так, естественным образом, родились книги. И, рассказывая учителям и родителям об этих книгах, я неожиданно для себя самой открыла нечто очень важное в подходе к воспитанию».

Вопрос: И что же это? Какая главная идея, по-вашему, заключена в самом сердце воспитания?

Ответ: «Воспитывай отрока согласно пути его». Это основа того, что я делаю, пишу, во что я верю. Именно этот принцип показывает нам, как достичь самого лучшего в мире, где так много проблем.

Вопрос: В этой фразе заключено утверждение, что у ребенка существует собственный путь?

Ответ: Да, в каждом ребенке существует собственная исключительность – нет еще одного такого, как он. Так же, как у каждого свое неповторимое лицо, так же у каждого свои особые задатки, не хорошие и не плохие. Обучать «согласно пути его» - означает позволить ребенку быть самим собой, и тогда добро, скрытое в нем, найдет свое выражение.

Вопрос: Как позволить ребенку реализовать свою неповторимость правильным образом?

Ответ: Изучать его. Наша роль – не учить детей, а учиться у каждого ребенка, как обучать его. И этого можно достичь, лишь прислушиваясь к ребенку, стремясь понять его. У меня девять детей, и все они разные! Я не могу обучать одного так же, как другого.

Вопрос: Нам скажут, что обществу нужны врачи, летчики, юристы – множество профессионалов. Что должна быть очень четкая программа – определенное число лет в школе, затем армия, университет, карьера. Есть определенные рамки.

Ответ: Я против рамок, под которые мы подгоняем детей. Мне это напоминает «кровать Содома», когда чтобы всех уравнять, маленьких растягивали, а высоким отрубали ноги. Именно так выглядит система воспитания - она требует, чтобы дети соответствовали ей, а не наоборот.

Вопрос: Но в классе, где сидит сорок человек, трудно прислушаться к каждому ребенку.

Ответ: Классы по сорок человек не спустились к нам с небес. Мы создаем эти рамки, потому что таково наше восприятие. И мы обучаем так, что дети напрасно теряют время в школе. Я помню случай, когда время проведения экзамена на аттестат зрелости отодвинулось на полчаса, и один ученик сказал, что за это время весь материал улетучился из его головы. Какова цена такой учебы?

Мы обучаем детей, как удобно нам, а не детям. Среди бесконечно сменяющихся методик преподавания мы забываем о душе ребенка. Но сказано: «У всех обучавших меня я учился, но еще больше – у своих учеников». В иудаизме всегда понимали эту взаимность.

Вопрос: То, о чем вы говорите, может исходить только из позиции равенства. Из авторитарной позиции я не прислушиваюсь к ребенку, а только передаю ему знание. Принцип равенства и даже товарищества – это подход, который трудно найти и в самом израильском обществе. Внимание к ребенку, ощущение, что все находятся вместе, создание окружения, побуждающего каждого к самовыражению – можно ли создать такой остров внутри существующей системы образования? Или прежде само общество должно измениться?

Ответ: Да, мы построили общество, в котором полно карьеристов, потому что так измеряется успешность человека, и это мы передаем детям. Нам необходимо изменить порядок предпочтений в семье, в школе, в обществе в целом. Нам нужны новые ценности.

В школе сегодня все соперничают друг с другом: кто получит самые высокие оценки, представит самую лучшую работу, кто самый сильный, самый преуспевающий, самый-самый. Но на этом пути они теряют друзей и остаются одинокими.

Красота и волшебство изменения общества, в моих глазах, проявляется в беседе, как это было в прошлом году, когда люди вдруг встали со своих кресел, уселись в палатках и начали говорить друг с другом. Это путь понять друг друга. Точно так же, как и диалог между родителями и детьми, чтобы беседуя, прислушаться и начать чувствовать ребенка.

Вопрос: Как же совершить такие изменения? Почему система образования не двигается в эту сторону?

Ответ: Я затрудняюсь это проанализировать. Наша система образования делается все более и более жесткой, все более требовательной. Думаю, они не знают, что делать и видят выход в создании все более жестких рамок.

Мне кажется, что изменение придет снизу. Уже сегодня есть много групп родителей, которые пытаются что-то изменить. Пока Министерство образования не только не поддерживает их, но и усложняет им жизнь. И часть родителей просто сдаются, забирают детей и дают им домашнее образование. Они делают это не потому, что считают домашнее образование правильным, а потому что отчаялись и не верят, что система откликнется.

Но в любом случае, общество начинает понимать, что так дальше продолжаться не может. Мы не можем штамповать людей под копирку. Родители ищут воспитание, которое будет считаться с ребенком, разовьет в нем прекрасные качества, которые он затем принесет в мир. Мой внук спросил: «Как злой человек сделался злым»? Кто не задается таким вопросом? Все хотят знать ответ!

Вопрос: Так, где же это начинается?

Ответ: В наших источниках написано: «Наклонности сердца человека дурны с отрочества». То есть войдите в детство, отрочество человека, посмотрите, как он воспитывался. Считались ли с ним, было ему хорошо или плохо, и вы будете знать, откуда пришло зло.

Вопрос: Есть прекрасное высказывание: «Достаточно воспитать одно успешное поколение для того, чтобы пришедшие после него были иными».

Ответ: Более того, каждый родившийся младенец – это новая надежда. Мы создали Общество защиты окружающей среды, теперь нужно создать Общество защиты природы ребенка. В природе нет двух одинаковых цветов – почему мы хотим создать однородность? Каждый – неповторим. Мы действуем против природы человека, против природы в целом, и результаты очень печальны. Хорошо, что мы начинаем это понимать.

Помните слова рабби Нахмана из Бреслава: «День, когда ты родился – это день, когда Творец решил, что мир не может без тебя существовать».

Марина Бухарова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке