8-е израильское биеннале керамики. "Материал - сырой/обожженный"
С 1 августа в музее Эрец-Исраэль (МУЗА). Куратор - д-р Эран Эрлих
Израильское биеннале керамики, которое организуется каждые два года в Музее Эрец-Исраэль (МУЗА) - это репрезентативная выставка, самая большая экспозиция керамики, которая проводится в Израиле, где выставок керамики обычно проводится одновременно десяток на любом мало-мальски людном пятачке и еще пара десятков - по сельским клубам, что никак на качестве не отражается.
Керамика - один из излюбленных видов пластического искусства в Израиле, но биеннале - это не просто выставка, а СОБЫТИЕ, где все буквы большие, действительно очень важное событие и для зрителей, и для семи десятков художников, принимающих в этом году участие в 8-м биеннале керамики в Тель-Авиве.
Важное для мастеров и их почитателей - тех, кто любит и ценит израильскую керамику, для посетителей выставок дизайна, фарфора, интерьерных пространственных архитектурных решений. Потому что подобные биеннале - кладезь идей, технологий, сочетаний "грубого", то есть не изнеженного, гончарного мастерства с виртуозностью, отталкивающейся от мастерства и современных техник. Понятие керамики включает множество предметов - от обычных тарелок до уникальных скульптур. Современная же керамика каждый год расширяет представления о возможностях применения этого материала. Бесконечные концепции и задумки, соображения и понятия не менее интересны, чем сами изделия, зачастую "вне" функциональные, точнее "над" функциональные. Ибо эти чашки - не для того, чтобы пить, а чтобы воплотить концепцию, а эти рельефы - не для того, чтобы украшать, а чтобы создать альтернативу. И вся эта керамика - суть обожженная идея, а не волглое бытие. А биеннале - это инвентаризация идей, шкала технологий. Это перформанс, видео, инсталляции, музыка и записанные рассуждения самих художников, также ставшие частью экспозиции. Биеннале керамики - это культура прошлого и настоящего, впечатанная в глину и это - отраженная в материале - история керамики, и, конечно, диалог между прошлым и настоящим, культурой Израиля и Западом. Без штампов здесь не обойтись, штампы так легко впечатываются в глину. Интересно, какие отпечатки сегодняшнего увидят в глине наши потомки?
8-е биеннале керамики названо "Материал - сырой/обожженный" и на нем показаны все этапы работы над материалом: от первого чувственного прикосновения к комку сырой глины до звонкости извлекаемого из печки обожженного изделия, от первого "сырого" замысла до точности выпестованной концепции, от наработанных приемов до современных технологий. На такой выставке легко понять, как и почему и когда керамика стала частью искусства. Итак: 72 участника, десятки работ, бесконечность творчества, множество техник и множество миров. Ни одной чисто декоративной или чисто функциональной вещи - ничего в простоте, но интересно очень.
Каждое биеннале посвящено определенной теме. Темы прежних - "город", "дом", "проблема самоопределения", "чувство материала", "крафт и технологии", "территория и самоопределение - между керамикой и архитектурой", "глина помнит". Сейчас - "сырой/обожженный", хотя дело не только в самом материале, а во времени и пространстве, к которому современные керамисты адаптировали обжигаемые ценности - керамику, фарфор, фаянс. Как обычно, для подобных выставок, здесь смешалось прошлое и настоящее, традиционное и современное, прикладное искусство и чистое творчество, метафоры и отношение к материалу, отношение к культуре и к памяти, к материалу, трансформирующемуся с помощью различных техник и технологий в произведения искусства, ремесла, прикладного дизайна. Тут обсуждается история фарфора, личные истории, отношение к войне и к миру, история страны и история дизайна. Ведь глина - такой мягкий, податливый, гибкий материал - выдерживает все. Глина - тяжелое сырье для легких производных - суть фарфор, фаянс, керамика. Глина - материал живучий, вечный, испортить ее сложно. Легче придать ей форму, раскрасить или обесцветить, провести сквозь бледный набоковский огонь.
Куратором 8-го израильского биеннале керамики стал д-р Эран Эрлих, глава отделения керамики и стекла академии "Бецалель", художник, лектор, независимый куратор и публицист, сам художник и бывший профессиональный танцор "Бат-Шевы". У него ученая степень по философии, он профессиональный искусствовед и много лет читает лекции и работает со студентами, курируют выставки выпускников "Бецелаля" и в "Доме керамики Биньямин". Отсюда его терпение умение выслушать, широта восприятия, сочетающаяся с сухой академичностью, философичность мировоззрения и рассказ о "рефлексиях керамики", душевной архитектуре и классической фигуративной скульптуре, о глине как метафоре, о салонной эстетике и восприятии сионизма в материальном, то есть в той самой первородной глине. "Выставка такого масштаба, как это биеннале, позволять представить зрителям перспективу, раскрывающую потенциал, как самих художников, так и материала: точность и красноречивость глины и ее чувствительность (и тактильную чувственность); глина как метафорическое пространство, соотношение традиций и символов с современным контекстом вкупе с самим процессом творческого созидания. Глина - материал податливый, выразительный и диктующий, и потому столь соблазнительно именно в этом материале попытаться выразить отношение к обществу и культуре, к политике и к истории, к памяти и к будущему, к этнической принадлежности и к месту гончарного мастерства в различных пластах культуры".
Вязкая и столь материальная глина превращается в динамику самовыражения в постматериальном мире, который уже почти (но все-таки почти) здесь. Эта выставка создает свою реальность, хотя бы потому, что дает свободу действий и ставит перед художниками, в ней участвующими, четко обозначенную цель придумать нечто еще не определенное, неожиданное, дает возможность придумать и развить идею, детали, обобщить конкретные наблюдения в неконкретное искусство, разработать технологию, рискнуть выйти из рамок, пройти путь от сырого до обожженного, от легкой неряшливости гончарного крафта до рассчитанной виртуозности художника. Керамисты не просто "формулируют" идею, но и "формуют" ее внешний вид. Глина и фантазия или материал и чувство - те две составляющие, что присутствуют в каждом экспонате. Глина - грубый материал, из которого можно "вытащить" все - любой образ и любую форму. Глина в культуре - это мода, стиль. Из "природного" материала ваяют подражания природе. Глина - строительный материал и из ее кирпичиков складывают архитектурные и геометрические объекты. В глине есть тайна - и из нее лепят изделия на тему мифов и истории. И в глине есть чувство - с ее помощью можно показать чью-то судьбу. А еще из глины можно делать красивые вещи, радующие глаз.
Читайте также
Эта выставка - и это всегда приятно упомянуть - дает возможность показать себе народу именно израильским художникам. Немного патриотизма не повредит экспрессивной глине, и к тому же будет поводом напомнить, что керамика всегда была важным элементом в развитии израильской культуры и что израильские традиции керамики отличны от европейских или ближневосточных. На биеннале - уже традиционно - работы маститых мастеров соседствуют в витринах с произведениями молодых художников, только что закончивших обучение. В выставке участвуют студенты, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники. Тема всем дана общая - "сырой/обожженный". Кто-то еще помнит, что такое гончарный круг, другие увлекаются трехмерной печатью. Одни считают, что в самом материале - в глине - уже запечатлены время и эпоха, метафоры культуры, другие - что в керамике можно отразить свое отношение к коллективу, индивидууму, Израилю, семье. Эти темы неизбывны, желание связать глину и историю, опутать символами свое личное повествование не уходит.
Маша Хинич