Читайте также
Интернет-аукционы, Vkontakte, Facebook, Instagram - все эти платформы давно используются не только как обычные социальные сети, но и как страницы нелегальных магазинов, торгующих поддельными товарами сегмента люкс.
Часть из них - комисссионки, другие страницы ведут закупщики новой одежды - иногда настоящей, но чаще поддельной.
Только в Москве оборот этого рынка - сотни тысяч долларов в месяц, выяснила Русская служба Би-би-си.
Сейчас Московский областной суд рассматривает апелляцию по делу Анастасии Суворовой. В мае ее приговорили к четырем годам лишения свободы за мошенничество.
Потерпевшими по делу проходят 18 человек, все они делали покупки в магазине, который осужденная создала в Instagram. Суммы ущерба - от 6 до 75 тысяч рублей, в общей сложности на 448 тысяч рублей. География - от Самары до Грозного.
Вместо фирменной одежды и аксессуаров покупатели не получали, как правило, ничего. Негласный руководитель группы истцов - Елена Хотеева.
"Есть девочки, которые брали кредит в банке, занимали у подруг, чтобы порадовать себя подарком на день рождения или Новый год. Они писали Суворовой, сколько слез было в этих переписках, - рассказывает она. - Вот девочка после мастэктомии решила себя утешить и оплатила ботинки Balenciaga у этой заразы".
Сейчас Суворова находится в СИЗО в Серпухове. Ее адвокат, Николай Зендриков, от общения категорически отказался, несмотря на то, что осужденная свою вину признала и даже частично компенсировала покупателям деньги - примерно в 10 раз меньше того, что они потратили.
Ничего общего с оригиналом
Уголовное дело еще одной владелицы Instagram-магазина, на этот раз из Ульяновска, Юлии Марышевой, в прокуратуру пока не поступало, рассказали Русской службе Би-би-си в прокуратуре Ульяновской области, и находится в региональном Следственном управлении УМВД.
Статья, по которой проверяют Марышеву, неизвестна. Также неизвестен и ход дела - по крайней мере, Елена Хотеева намерена направить обращение в Управление собственной безопасности МВД России, потому что следователи с пострадавшими на связь не выходят.
Телефоны самой Юлии выключены. Пострадавшие обращались и на сайт МВД, и в УБЭП ЦАО Москвы, и в свои региональные следственные органы, но дело передали в Ульяновск.
Марышева не только продавала, но и брала вещи на реализацию, после чего они исчезали, говорят истцы. Сумма ущерба только одного клиента достигает 6 тысяч долларов (385 тысяч рублей по нынешнему курсу).
Инициативная группа также требует привлечь ее за мошенничество: по подсчетам самих пострадавших, они потеряли почти 2 млн рублей.
Но и покупателей было больше - около 200.
Марышева, утверждает Елена Хотеева, продолжает заниматься бизнесом и развивает свою страницу в Instagram (название страницы известно Би-би-си).
Собеседница bbcrussian.com показала фото вещей, которые Марышева высылала клиенткам, заплатившим ей как за подержанный оригинал - с оригиналом они ничего общего не имеют.
В 2014 году Марышева уже была осуждена за мошенничество.
"Как установлено, в 2012-2014 гг. 28-летняя студентка Ульяновского государственного университета Юлия Марышева занималась созданием в социальной сети "ВКонтакте" страниц под названием "FashionPeople", "VoqueGallery" и др", - говорится на сайте прокуратуры Ульяновска.
И с помощью этих групп "рассылала пользователям с данных страниц фиктивные личные сообщения и предлагала гражданам приобрести товары известных торговых марок по низкой цене".
Но после поступления денег на счет Марышевой товар не приходил. В результате, говорят в прокуратуре, пострадали 25 женщин из 14 регионов.
Общая сумма покупок - около 400 тысяч рублей. Девушка была признана виновной в мошенничестве, в том числе в крупном размере, и, "учитывая чистосердечное раскаяние и беременность, приговорена судом к трем годам и двум месяцам лишения свободы условно со штрафом в доход государства в размере 50 тысяч рублей".
Это единственные известные в России случаи, когда за продажу подделок или отказ доставить товар кто-то был осужден.
В социальной сети Facebook есть страница, посвященная недобросовестным продавцам. Однако многие пользователи отказываются общаться с прессой, говорят - им стыдно, что они не распознали подделку.
Подделка за 35 тыс. евро
Самые большие деньги из всех собеседников Русской службы Би-би-си потеряла москвичка Елена Орловская.
Она купила сумку у байера (профессиональный закупщик) Елены по прозвищу "Морковка" (настоящая фамилия есть в распоряжении Би-би-си).
Орловская только недавно выяснила, что ее купленная за 35 тысяч евро красная Birkin из крокодиловой кожи - фейк.
Birkin и Kelly (культовые модели модного дома Hermes) особенно популярны среди мошенников, потому что их почти невозможно купить в магазине.
Раньше нужно было вставать в очередь и ждать несколько лет, сейчас - быть постоянным покупателем, то есть потратить в магазинах Hermes не одну тысячу евро.
"Это был 2011 год, моя подруга похвалилась покупкой, и сказала, что знает, кто может достать сумки Hermes - привезти из Италии. Я позвонила, попросила: "Если будет красная, вы мне скажите", - рассказывает Елена. - Байер ответила, что на выбор есть несколько цветов, привезла к дому. Мы с ней так и познакомились".
По словам Орловской, две сумки были обычные, бордовые, а одна - алый крокодил, который явно выходил за границы бюджета.
"Я сильно не разбиралась, но все было красиво упаковано, хотя без коробки с лентой, чтобы не привлекать внимание таможни", - поясняет Орловская.
Продавец предложила рассрочку, оставив сумку у Елены. Она расплатилась за два месяца: "Думала, пусть дочке останется, из простой кожи у меня уже были, а крокодиловая - первая, меня заманил красивый цвет и то, как удобно все для меня было. Чеки я не спрашивала, понимала, что их сложно ввезти в страну. Да и не хотелось обижать людей лишними подозрениями - человек делает для тебя одолжение, такой эксклюзив достала".
SPA для сумки
С алой Birkin Орловская проходила несколько лет, пока не оказалась в одной компании с девушкой-экспертом по товарам Hermes.
Эксперт сказала, что это подделка. Орловская ей сначала не поверила.
"Позвонила продавцу - она сказала, что не в Москве, долго откладывала встречу, я вынесла сумку, она пощупала и говорит: подделка, я тебе такое не продавала, - рассказала собеседница Русской службы. - Она могла поступить по-разному, но тут - насколько нагло! Но я все равно боялась обвинить человека, опорочить имя, а я такая лохушка!"
Чтобы сделать экспертизу, нужно отправить сумку в Париж, в SPA, там же сумки реставрируют, чистят кожу и металлические детали.
Стоимость сервиса достигает 1000 евро или даже больше, в зависимости от состояния вещи, и занимает несколько месяцев. Если вещь оказывается подделкой, ее обычно уничтожают.
Свою сумку Елене удалось получить обратно - правда, с письменным заключением: к дому Hermes образец отношения не имеет.
"Потом друзья мужа смогли посмотреть данные пограничников, у байера очень частые выезды за границу - в Италию и Китай", - сообщила она. Теперь Орловская с мужем ищут других пострадавших - для коллективного иска.
"Деньги мне не вернули, в полицию я не обращалась"
Если Елена могла позволить себе купить новую вещь, у многих в связи с кризисом такой возможности теперь нет.
"Вот так и я попала! Решила приготовить сани с лета, заказала парку с лисой, кеды Dior и лодочки Valentino! До последнего девушка была на связи, сегодня утром написала, что доставка к вечеру. И тут я обнаружила, что профиля больше нет, телефон не отвечает - и, более того, я, по всей видимости, в блоке. Как так, а? Что за люди?" - пишет Татьяна.
За парку, кеды и туфли она заплатила 200 тысяч рублей, и уже обратилась в полицию.
"Привет всем, делюсь горьким опытом. 2 месяца назад в Инстаграме нашла страничку с очень редкими сумками Hermes. Купила Birkin и Kelly. Так вот, сумки оказались не оригиналами. В бутике Мадрида сумки не взяли и даже чуть не отняли", - жалуется еще одна девушка.
На вопросы Би-би-си она отвечать отказалась, но на вторичном рынке стоимость Kelly и Birkin начинается от 150 тысяч рублей, а заканчивается десятками тысяч евро.
Не повезло с Birkin и врачу из Москвы, которая также просила не называть ее имя. Она мечтала подарить себе эту сумку на юбилей, 50 лет, и долго копила - но, заплатив около 300 тысяч рублей, получила фейк.
Есть случаи обмана и на меньшие суммы. Елена Грач нашла на Avito Gucci Soho bag - довольно популярную модель, ее обычно быстро раскупают в магазинах.
"Переписываемся по Viber, прошу дополнительные фото - получаю, все ОК. Общение адекватно - я понимаю, что рискую, но сумма не очень велика, 20 тысяч, и я решаю рискнуть, - рассказывает Елена. - Оплачиваю, в оговоренное время все приходит через курьерскую службу ЕМС, распаковываю посылку - сразу понимаю, что жуткий фейк. Пытаюсь написать продавцу, его уже, конечно же, нет, и все данные карт из переписки удалены".
Елене Прудниковой тоже не повезло - она потеряла 40 тысяч рублей и много нервов.
Выяснив, что купленная через соцсети серебристая Bottega Veneta - подделка, она сообщила об этом продавцу. Продавец обещала подать на Елену в суд за клевету.
"Деньги мне не вернули, в полицию я не обращалась, потому что после консультации с юристами, поняла, что это бесполезно", - добавила Елена.
"Проверять нужно все"
Светлана Нагорная, владелица комиссионки Wonderland. Space, констатирует: "Становится больше и продавцов, и покупателей. Клиенты, которые привыкли к люксу, не перейдут на Zara. Пусть б/у, но - Chanel. Обманувшись, в полицию не обращаются почти никогда. Думают: "Сама дура, будет мне уроком, Бог отвел деньгами". Им стыдно предавать огласке свою ошибку".
Комиссионки есть разных типов - в некоторые вещи приносят "живьем", и это более безопасно для покупателя - вещь можно проверить.
Та же Светлана регулярно показывает поступающие к ней Chanel так называемым аутентификаторам - экспертам по подделкам.
Есть и более рискованнный способ - в комиссионку присылают фото одежды и аксессуаров, тогда выявить фейк намного сложнее.
"Из того, что мне присылают, чтобы я выложила в Instagram, - подделок почти половина, - констатирует Светлана. - Но проверять нужно все".
При торговле через интернет, качественной продукции процента 2-3, и это полностью риск потребителя
Олег Фролов юрист Общества защиты прав потребителей
Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей, констатирует, что рынок завален фальсификатом, и также признает, что полиция неохотно берется за такие дела.
"Чтобы возбудить уголовное дело, должна быть связь с производителем, он должен дать заключение. При торговле через интернет качественной продукции процента 2-3, и это полностью риск потребителя. Если он совершает сделку, он должен быть уверен", - говорит юрист.
Список улик
В Facebook есть группа Authentic, там эксперты помогают покупательницам разобраться, стоит ли вещь покупки, а продавцам - получить заключение, что она настоящая.
Основательница группы Юлия Хорберг занимается фактически благотворительностью, бесконечно изучая предоставленные для проверки фотографии.
Для самых дорогих сумок есть определенные карты - список фото, которые необходимо предоставить - металлические детали, хлястики, замочки, швы и так далее.
На то чтобы научиться в этом разбираться, у Юлии ушло 6 лет.
Самые популярные у мошенников сумки - Louis Vuitton, классические модели Hermes и Сhanel, доходит даже до авангардных брендов, неизвестных широкой публике, вроде Alexander Wang и Rick Owens.
Юлия живет между Москвой, Лондоном и Вашингтоном, на встречу в кафе приходит с оранжевой Birkin и оценивает московский рынок фейка, с которым сталкивается ежедневно.
"Надо понимать, что оригинал не такого потрясающего качества, а подделка - не такого ужасного. Обмануться очень легко, особенно если нет опыта аутентификации, особенно, если у тебя уже есть сумка такого брэнда. Ты думаешь, что уж ты-то поймешь. И в этот момент всех разводят, - поясняет она. - Самые крупные разводы случаются с людьми, которые уже обладают всеми этими сумками, и деньгами, и средствами".
Схема мошенничества, по словам Хорберг (если это не разовое мошенничество), выглядит так: в Китай отправляется крупный закупщик, который потом распространяет товар через помощниц.
"Люди пока не привыкли к хорошему фейку, Главный развод в группах в соцсетях - внешний вид продавца. У нас как думают: если девушка приехала на хорошей машине, с ребенком на заднем сиденье, хорошо выглядит, у нее самой в руках дорогая сумка - точно не может быть обмана, - поясняет она. - Этот мир производит на тебя такое впечатление, что ты готов забрать что угодно".
На самом деле эта девушка - наемный посредник.
Бывают и более сложные схемы, когда товар везут из Латинской Америки через США - с поддельными чеками, упаковкой, пакетами.
"Не стоит вступать в конфликт, надо просто сказать "спасибо, не надо" - и уйти", - советует эксперт.
"Хочешь стать миллионером - продавай Birkin"
По оценкам Юлии, самые большие доходы продавцам подделок приносят как раз сумки топ брендов, торговать одеждой и обувью не так выгодно.
"Это такие доходы! Если хочешь стать миллионером, нужно торговать ими. Изначально сумка будет стоит долларов 500, классного качества. Продашь ты ее тысяч за 8-9, а покупатель ничего не поймет, пока не обратится в SPA".
Тех, кто возит сумки, одежду и обувь плохого качества, подсчитать невозможно, но ими забиты все московские рынки, говорит она.
Хотя и цена там выше: "серьезный" байер стремится товар продать по цене оригинала, а Birkin плохого качества можно купить и за 10 тысяч рублей.
Покупатель не защищен
При этом покупатель практически не защищен, хотя формально продавца можно привлечь по статье "мошенничество", как это случилось с Суворовой и Марышевой (когда в деле много пострадавших).
Лучший способ, говорит Хорберг, - защитить себя самому и пользоваться сервисами аутентификации: они есть платные и бесплатные, в России и за рубежом.
"Для того, чтобы доказать, что вещь - подделка, нужно чуть ли не мастера, который ее шил, привезти в УВД. Чек я сама могу в фотошопе нарисовать, а номера на сумках китайцы давно научились делать", - поясняет эксперт.
"Борьба с контрафактом - серьезная проблема для Chanel. Мы тратим финансовые и человеческие ресурсы для того, чтобы бороться с теми, кто его продает, - заявили Русской службе Би-би-си представители марки. - Chanel защищает свою интеллектуальную собственность (копирайт, торговые марки, интеллектуальные права на дизайн), в том числе привлекая к ответственности продавцов контрафакта".
Также, рассказывают в Chanel, марка часто устраивает кампании, которые помогут помочь покупателю разобраться и понять, на какой риск они идут.
"Это не просто убытки для бизнеса, это защита образа нашего брэнда, наших ноу-хау, качества продукции", - резюмирует в модном доме.
На самом деле, кто должен делать заключение и на каких основаниях - неизвестно, бренды защитой своих прав не занимаются.
Продавцы в магазинах не уполномочены определять оригинальность.
Еще один собеседник Русской службы, знакомый с позицией руководства марки, утверждает, что в Chanel просто не считают покупателей б/у своими клиентами, поэтому этот вопрос даже не рассматривают.
На официальный запрос модный дом Hermes отвечать не стал. В стороне пока осталось и руководство МВД, не ответив на отправленный им запрос.