19 декабря Старый Цирк Никулина на Цветном бульваре начинает новогоднее турне по городам Израиля. Накануне сын знаменитого клоуна и артиста Юрия Никулина, генеральный директор и художественный руководитель Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин рассказывает, почему он стал директором, а не клоуном и вспоминает своего отца.
- Максим, вы родились в семье великого клоуна, выросли, как говорят в цирке, "в опилках". И судьба ваша была предопределена заранее…
- Верите ли, я не хотел быть ни артистом, ни клоуном. Я был трудным подростком, как говорила мама. Когда взрослые, родственники, друзья наседали на меня семнадцатилетнего, что пора сделать выбор. Я отвечал: "Отстаньте от меня, я хочу только играть на гитаре". Родители были в отчаянии…
- Их можно понять. Чего проще было бы поступить в театральный институт или в цирковое училище. Вам как сыну Никулина, легко открылась бы любая дверь.
- А я не хотел. Не было у меня тяги к лицедейству. И еще я видимо на каком-то подсознательном уровне понимал, что второго Никулина из меня не выйдет.
- Послушайте, но эпизод из "Бриллиантовой руки", где вы играли мальчика, идущего по воде, - это же классика жанра!
- Вот-вот. Я сыграл мальчика с сачком, который получает поджопник от великого Андрея Миронова. Расскажу, как было дело. Главная роль Горбункова писалась исключительно под отца. И в "Союзцирке" ему дали отпуск аж на полгода, случай беспрецедентный. Мы поехали на съемки в экспедицию в Сочи. Я все время болтался у взрослых под ногами. И, когда понадобился мальчик для эпизода, что ж его искать - вот он я. Папа сказал: "Вон дядя Леня Гайдай, иди к нему, он скажет, что тебе делать". И меня поставили в кадр. Сняли за 6 дублей. Думаете, мне это понравилось? Шесть раз получить по заднице и упасть в воду!
- Но одноклассники то вам, наверное, завидовали. Все-таки сын артиста, в кино снимается.
- В 7-м классе, я конечно, выпендривался, отрастил длинные волосы, ходил в джинсах! Писал шариковыми ручками, крутил пластинки, которые отец привозил из-за границы. По-английски говорил лучше, чем моя учительница английского языка. Читал больше, чем учительница литературы.
- Кроме джинсов и пластинок, у вас еще было редкое преимущество: вы жили в среде удивительных, талантливых людей.
- Мы же их всех дядями звали - дядя Андрей (Миронов), дядя Толя (Папанов), дядя Витя (Некрасов), дядя Булат (Окуджава), дяди Жени (Евтушенко). Друзья родителей вечерами после спектакля приходили к нам. Пели под гитару, говорили до утра, спорили. Время-то какое было! А мы, дети сидели рядом, пока нас не заметили, и слушали. К утру взрослые спохватывались: "Дети, вы не спите?!" и гнали в кровати.
- Но есть и другая сторона жизни детей артистов. Не всегда отец мог брать вас с собой. Часто были долгие гастроли.
- Я с родителями проводил 2-3 месяца в году, не больше. Эти вечные гастроли. Меня оставляли с бабушкой. И можете представить, сколько же я ей крови попортил! И в драках дворовых участвовал, и двойки получал. За плохое поведение меня даже из школы исключали. И была еще эта коронная фраза: "Никулин! Не позорь фамилию!" Все время грозили настучать отцу, о моем поведении. Но уж кто пытался принимать меры под давлением учителей, так это мама. И душеспасительные беседы вела со мной в перерывах между гастролями, и по заднице пару раз залепила, но это когда я совсем маленький был. А вот отца я вообще не боялся. Он ругаться и воспитывать не умел.
- Все это воспоминания трудного подростка. Но сегодня нет ни у кого сомнения, что вы сын своего отца, тот, кого называют продолжателем начатого дела…
- Родителей я понял намного позже, когда повзрослел, когда сам стал отцом, когда начал работать вместе в цирке. А сегодня, их обоих уже нет, и я по-другому смотрю на многие вещи. Конечно, они очень любили меня. Несмотря на их физическое отсутствие, я никогда не ощущал себя безотцовщиной. Даже на расстоянии они все время были рядом, звонили, писали письма. Им было очень тяжело, очень. Однажды, когда я учился в начальной школе, на 4 месяца загремел в больницу. Понадобилось срочное удаление почки. Сложнейшая операция. Не известно выживу я или нет. Отец на гастролях. Каждый вечер на манеже. Веселит публику, а его сын при смерти.
- В этом есть жестокость и трагизм профессии артиста.
- Отец был, конечно, Артистом с большой буквы, для которого это не профессия, а служение, если хотите. Хотя от любого пафоса он был далек.
- Цирковые - это особая порода людей. У них свое отношение к жизни, к работе, к людям.
- Отец и мама всегда жили скромно. В их отношениях друг к другу были главное любовь и уважение. Люди старой закалки из прошлого - честные и наивные. Отец везде был самим собой. Искренность - его главное качество. И он искренне помогал всем. Квартирой, машиной, пропиской, лекарствами, больницей, званием, работой… Сколько людей получили с его помощью квартиры! А сами мы очень долго жили в коммуналке на Арбате. Мы с родителями, бабушка и мамина сестра с мужем и детьми… Отец называл наше семейство - "Колхоз "Гигант". На входной двери под звонком так и было написано: "Колхоз "Гигант" - 3 звонка. Мы отцу придумали кличку - "наша советская власть", за то, что он всегда всем помогал. А сколько раз его обманывали, откровенно пользовались его добротой и возможностями. Приходили люди, плакали, придумывали невероятные истории, просили помочь. И папа хлопотал за них, а потом выяснялось, что все вранье. Я ему так и говорил: "Тебя дурачком считают, на деньги разводят". А он смотрит на меня так пристально и говорит: "А вдруг это правда?"
- А ведь это философия праведника и мудреца. Вы рисуете идеальный образ.
- Нет, он мог и вычеркнуть человека из своей жизни навсегда, когда узнавал о предательстве. Здесь он был непреклонен. Но это было для него самое страшное. Он не мог ни забыть, ни простить обмана. Мы цирковые вообще странные люди - как будто из другого теста.
- Но Юрий Владимирович мечтал, чтобы кто-то заменил его на арене…
- Я уже говорил, что после своих юношеских опытов в кино, у меня не было ни малейшего желания иди по стопам отца. Родители очень переживали. И когда я пошел на Московский журфак, все как-то успокоилось. Поступил на дневной, через некоторое время перевелся на вечерний и пошел работать в "Московский Комсомолец", потом попал на радиостанцию "Маяк". В 1985 году меня пригласили в "Останкино" спецкором. Там был и ведущим программ, и комментатором, и собкором. Я первый, представляете, вообще первый в СССР рассказал в эфире еврейский анекдот!
- Анекдоты у вас семейное. Программы, где Юрий Владимирович рассказывает анекдоты, невозможно забыть.
- Благодаря им многие знают, как он рассказывал анекдоты. В своей, особой манере. Мама была тоже с замечательным чувством юмора. Некоторые анекдоты они вместе с папой разыгрывали как сценки. Народ просто валялся от смеха… Папа анекдоты собирал с юности до конца дней. И когда их накопилось достаточное количество, стал готовить книжку к изданию. Весь дом завалил тетрадками, записками и нас просто мучал ими, вспоминал забытые, рассказывал старые и новые. В анекдот он мог превратить все, что угодно. Он просто так видел жизнь. Как же смешно он пересказывал то, что произошло с ним за день...
- После издания книги вышла знаменитая программа "Белый попугай", где Юрий Владимирович был ведущим.
- Кстати, с этой программой произошел смешной случай у вас в Израиле. Решили одну из передач "Белый попугай" снять в Израиле. Кто-то придумал, что из России команда привозит попугая Аркашу в подарок израильтянам, а те дарят своего попугая россиянам. Такой обмен попугаями. Наша группа посадила своего попугая в большую клетку, как положено. А израильтяне проволокли птицу в коробке из-под телевизора. И он жил в номере у Гриши Горина. Ночью изодрал коробку и улетел окно. Все собрались в номере Гриши, осматривают остатки коробки, а Юрий Владимирович задумчиво произносит: "Ребята, он выбрал свободу".
- Не простая шутка, учитывая времена. Представить цензуру в цирке, конечно, сложно. Но это был советский цирк со всеми его идеологическими оставляющими.
- Была одна история, когда в Москву приехал его старинный приятель Гарри Орбелян, давно эмигрировавший в Америку и продюсировавший гастроли советского цирка в США. КГБ объявило его шпионом, и даже в "Правде" напечатали статью про то, что Гарри иностранный агент. Папа не верил, они же друзья были… Гарри приехал, позвонил отцу, договорились, что придет к нам в гости. Вдруг звонит майор из КГБ и заявляет, что от встречи надо отказаться. Я вижу, отец побелел весь и говорит в трубку: "А идите вы на… А я в своем доме буду встречаться с тем, с кем хочу!" И повесил трубку. Вижу, стоит бледный весь, руки трясутся… А потом стал ходить по квартире и рассуждать вслух: "Ну что они мне сделают? Ничего. Звание отнимут? Ну и что? За границу не пошлют? Да хрен с ней, я ее всю объездил уже. С работы выгонят? Не выгонят, я им нужен". Естественно, встреча состоялась.
- И вот вы пришли в цирк на руководящую работу…
- Все было совсем не так. Год я работал без зарплаты. Помогал отцу разгребать дела после убийства директора-распорядителя Михаила Седова. Лихие девяностые, громкое дело. У меня тогда было два эфира в неделю в Останкино. И я предложил ему помочь разобрать хотя бы бухгалтерию. Постепенно стал вполне сносно разбираться во всем цирковом делопроизводстве. А через год стал работать официально. В документальном фильме Эльдара Рязанова "Шесть вечеров с Юрием Никулиным" Эльдар Александрович спрашивает: "Юра, на место человека, которого убили, ты посадил сына. Не страшно?" А отец так полушутя отвечает: "Страшно. Но почему же я чужого сына должен сажать?".
- Говорят, хуже нет, работать с собственными родителями.
- Я очень сблизился с ним во время работы и стал лучше понимать его. У нас вдруг появилось время для бесед друг с другом, которого раньше не было. И мне кажется, что за эти четыре года я отца узнал, наверное, больше, чем за всю свою прошлую жизнь. С ним интересно было спорить, убеждать его в чем-то, решать творческие вопросы. Он не был деловым человеком и все воспринимал, исходя из понятия о добре и зле. Мы ведь разные: он - эмоциональный, я - прагматик.
- Когда Юрия Владимировича не стало, как вы начинали самостоятельную работу? Как входили в коллектив в новом качестве?
- В самом цирке проблем не было. Меня же там все знали. А вот все, что касается внешних связей, мне было очень трудно. Были и наезды и борьба за территорию - семнадцать с половиной тысяч квадратных метров в центре Москвы - не шутка. Я так для себя решил, раз я менеджер, моя главная задача создать такой "механизм", который бы мог действовать бесперебойно, вне зависимости от любых обстоятельств. Это касается и административных вопросов, и творческой работы, и организации гастролей и выступлений. Необходимо четкое стратегическое планирование, нужные контакты, выгодные контракты и правильный бюджет... Если все это будет работать, в производственный и творческий процесс не будет необходимости вмешиваться. А еще главное доверять людям.
- Династия Никулиных насчитывает четвертое поколение. Дед был актером провинциального театра. Папа и мама - артистами московского цирка. Вы сегодня его генеральный директор. Ваши сыновья, Максим и Юра, работают под вашим началом.
- Да, Максим, отвечает за организацию гастролей в Израиле. В Цирке он работает менеджером зарубежного отдела. А Юрий руководит PR-отделом. Оба закончили продюсерское отделение Школы-студии МХАТ. Они очень разные, но так же, как и я - дети цирка.
Читайте также
Напоминаем, представления пройдут с 19 по 30 декабря в 13 городах Израиля. В программе - веселые клоуны, ловкие жонглеры, силачи и бесстрашные гимнасты, фокусники и канатоходцы.
Спешите заказать билеты. Ведь их каждый год не хватает, а количество желающих попасть на Новогодние Представления Цирка Никулина растет!
Детей встретят настоящие Дед Мороз и Снегурочка, Они сфотографируются с ними и раздадут им подарки.
Официальный сайт Московского Цирка Никулина на Цветном Бульваре
Заказ билетов здесь
Интервью подготовила Елена Шафран
Фотографии предоставлены организаторами гастролей