Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Трубач Авишай Коэн: мы - империя джаза

Авишай Коэн дает небольшое интервью в преддверии фестиваля, но сначала немного о нем. Он родился в 1978 году в Тель-Авиве и вырос в музыкальной семье.

08.12.2016
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

"Джаз как убийство - вы играете с намерением что-то совершить".

 Дюк Эллингтон, пианист 

Когда беседуешь с джазовыми музыкантами о джазовых же фестивалях - ими устраиваемых или о тех, где они принимают участие, то обычно слышишь одно - "это лучший в мире джазовый фестиваль!". И так оно и есть. Как можно отозваться о своем детище иначе? А детище называется звонко - Второй Иерусалимский Джазовый фестиваль под эгидой Фестиваля Израиля, который пройдет с 14 по 16 декабря 2016 года в Музее Израиля в Иерусалиме. 

Иерусалимский Джазовый фестиваль - смелый, свободолюбивый, раскованный, изменчивый, своевольный. Три дня фестиваля - всего 26 концертов, в которых примут участие как израильские джазисты - молодые и именитые, так и приглашенные из-за рубежа музыканты. Пять оригинальных авторских программ - результат сотрудничества музыкантов, которых соединил этот фестиваль, программ, подготовленных специально для музейного праздника джаза - результат не всегда предсказуемый и потому полный сюрпризов, неожиданных музыкальных поворотов, необычных исполнений. Мастер-классы, встречи, джем-сейшны в ночные часы в иерусалимском клубе "Желтая подлодка" - будет все. Среди участников 2-го Международного Иерусалимского Джазового фестиваля в Музее Израиля - Рикки Ли Джонс и Non-Standards Project, трио Джеффа Балларда, Джейсон Линднер, квартет Марка Тернера, Анат Форт, Too Many Zooz, секстет Илана Салема, квартет Итамара Эреза, квартет Авишая Коэна, секстет "Хагига", Lucian Ban & Mat Maneri, трио Эммета Коэна, Felipe Cabrero & Leonardo Montana, Tinissima Quartet, Fula Express, трио Ницана Бара и Омри Керен и другие. В программу фестиваля также включен специальный концерт в честь Харольда Рубина, одного из основоположников авангардного джаза в Израиле. 

Художественный руководитель 2-го Международного Иерусалимского Джазового фестиваля в Музее Израиля под эгидой Фестиваля Израиля - блистательный, высшего уровня трубач, один из ведущих джазовых трубачей мира, композитор и бэнд-лидер Авишай Коэн. Не путайте с также замечательным знаменитым контрабасистом Авишаем Коэном. И, кстати, у трубача Авишая Коэна есть очень талантливые брат Юваль - саксофонист и сестра Анат - выдающаяся кларнетистка. Сам Авишай Коэн играл с Чик Кориа в его бэнде "Origin" и вместе с братом и сестрой создал ансамбль "3 Cohen". И не путайте с еще одном Коэном - Эмметом Коэном, американским джазовым пианистом, который впервые приедет в Израиль и также выступит на фестивале. Авишай Коэн - трубач - выступит на фестивале со своим международным квартетом, в составе которого также барабанщик Джефф Баллард, басист Барак Мори и клавишник Джейсон Линднер. Авишай Коэн также сыграет в составе квартета американского саксофониста Марка Тернера. 

Авишай Коэн дает небольшое интервью в преддверии фестиваля, но сначала немного о нем. Он родился в 1978 году в Тель-Авиве и вырос в музыкальной семье. Когда ему исполнилось 8 лет, он попросил маму - преподавательницу музыки в детском саду - отдать его учиться играть на трубе. В 10 лет уже играл с оркестром музыкальной школы "Римон", стоя на ящике, чтобы дотягивать в росте до других музыкантов. Подростком выступал с Израильским Филармоническим Оркестром. Позже закончил "Беркли" - знаменитый музыкальный колледж в Бостоне, и в 1997 году выиграл джазовый конкурс трубачей имени Телониуса Монка, переехал в Нью-Йорк и начал играть с пианистом Джейсоном Линднером и контрабасистом Омером Авиталем в "Smalls Jazz Club". Свой первый альбом Авишай Коэн записал в 2002 году. С тех пор их вышла еще дюжина. Он играл со многими известными музыкантами, возглавлял и возглавляет различные группы, признает влияние на себя Майлза Дэвиса. И убежден в ценности джаза - глубокой, не поверхностной и в том, что Израиль становится империей джаза - пусть пока еще и не очень большой. 

Авишай Коэн. Фотография предоставлена руководством фестиваля

Читайте также

 

 - Авишай! Добрый день! Иерусалимский джазовый фестиваль проходит во второй раз, вы им руководите второй год, и потому задам вам банальный, но напрашивающийся вопрос: в чем отличие этого джазового фестиваля от других, проходящих в Израиле? Складывается впечатление, что джазовых фестивалей в Израиле - почти что бесчисленное количество. У них разные программы - почти... В них участвуют разные исполнители - снова почти... В чем особенность вашего фестиваля?

- Мне кажется, что вы преувеличили, сказав о бесчисленном - почти - количестве фестивалей в Израиле. Их немногим более десяти - что, впрочем, немало, для нашей страны. Но вот во Франции джазовых фестивалей проводится ежегодно 150 - так что нам есть куда стремиться. 

- Давайте пока устремимся в Иерусалим, до начала фестиваля, в котором 14 декабря осталось совсем немного времени. А вы, судя по расписанию гастролей на вашем сайте, должны успеть выступить в концертах и на фестивалях в Амстердаме, Хельсинки, в Барселоне, в Швейцарии, в нескольких городах Германии, в Париже - как раз с квартетом Марка Тернера, с которым будете играть в Иерусалиме 14 и 15 октября.

- Именно так. А 16 октября я выступлю в Иерусалиме со своим квартетом. Такова жизнь музыкантов - мы все время в дороге. Безумная жизнь. После учебы я провел 15 лет в Нью-Йорке, потом 5 лет в Израиле, а пару месяцев назад мы с женой и детьми переехали в Индию, где вы меня и поймали по телефону. Я хочу отдохнуть здесь, на побережье, от сумасшедшего темпа жизни, уделить внимание семье. Но пока не очень получается. Может потому, что я считаю, что Израиль - это империя джаза, а я - ее часть.

 - Вот как? Мы вовсе не провинция, пусть и фестивалей у нас меньше, чем во Франции?

- Именно империя. Наша страна производит огромное количество высококлассных музыкантов-джазменов, и меня часто спрашивают, как это получается. Как в маленьком Израиле воспитывается такое количество превосходных музыкантов и, в частности, джазистов? Какими особыми музыкальными апельсинами нас здесь кормят? Честно говоря, я и сам точно не знаю. Но предполагаю, что тому способствует смешение культур, "кибуц галуйот", уровень обучения в музыкальных школах и колледжах, в академии - там, где учат джазу профессионально. Выходца из Эфиопии и Испании, из Восточной и Западной Европы, из разных стран мира - все привносят свои традиции. Множество израильских музыкантов выходят в широкий мир и многие из них становятся востребованы и известны. И такому количеству музыкантов, которые учатся и живут в Израиле, просто необходимо большое количество фестивалей. В том числе и такого особенного, как Иерусалимский джазовый фестиваль, главная оригинальность которого та, что он проходит в залах Музея Израиля. Музыка среди картин - уже само по себе переживание. Второе же переживание - это камерность и интимность фестиваля, сжатое пространство. Музыканты играют на фоне шедевров живописи, слушатели располагаются в 2-3 метрах от них. Возникает ощущение пространства, насыщенного искусством, двойного экспириенса - и визуального, и музыкального. Это - чистое искусство.

 - Вы подбираете особые пьесы, изменяете композиции, адаптируясь к этой "насыщенности искусством"?

- Джаз - это всегда импровизация. Хотя мы строим программу заранее, но потом само пространство влияет на нас, и мы - музыканты - вольно или невольно - подчиняемся ему, подстраиваемся под него, сами себе не отдавая в том отчета, меняем аранжировки. На музыку влияет все - и настроение публики, и цвет стен. Каждый день - другая музыка в зависимости от ситуации, от того, что происходит, где происходит. Улыбка коллеги может изменить всю композицию, а что же тогда говорит об атмосфере Музея Израиля? Джазовая музыка - это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас. 

- В прошлом году вы в первый раз это прочувствовали и атмосферу музея...

- Были музыканты, говорившие "О! Мы играем рядом с Пикассо". Или "Вау, мы напротив Рембрандта!" Мы играли в зале израильского искусства, или в зале иудаики - там, где выставлены сотни ханкульных светильников: представляете, как там звучит труба? Все это очень необычно и все это отражается на музыкальных переживаниях и на программе фестиваля. 

- Программу которого в этом году вы составили каким образом? Ведь джазовая музыка жива настоящим моментом, она не терпит заранее написанного сценария.

- Таким образом, чтобы подчеркнуть интимность фестиваля, чувства. Мне было важно пригласить не просто знаменитостей, а тех, кто умеет "играть" чувства. Кто умеет передать настроение в камерной обстановке. Фестиваль - нечто большее, чем просто музыка или просто визит в музей. Это некое действо, меняющее и слушателей, и музыкантов. Концерты в рамках фестиваля можно услышать только один раз - они не будут повторены. На фестивале важна атмосфера творчества, бескомпромиссности в музыке, индивидуальности, вдохновения. Участники фестиваля - это те, кто определяют характер сегодня и завтра современного джаза, кто помнит о корнях и происхождении этой музыки и о том, что джаз должен развиваться и двигаться вперед - в будущее. Музыкальная программа фестиваля очень репрезентативна, разнообразна, мультикультурна и представляет практически все стили, определяющие нынешний мир джаза, все музыкальные миры и диалог между ними. 

- "В некотором отношении, жизнь похожа на джаз… Лучше, когда импровизируешь". Эти слова принадлежат Джорджу Гершвину, американскому композитору и пианисту, одному из пророков этого музыкального жанра. Вы точно следуете этим словам. Но вас поддерживает Фестиваль Израиля - серьезная организация с точными планами.

- Мы - некое ответвление от Фестиваля Израиля, художественный руководитель которого Ицик Джули делает упор на театр, балет, движение, сценические искусства. Фестиваль Израиля - очень разнообразный и очень крупный, но в последние годы в нем не было отдельной джазовой программы. И когда ко мне обратился Эяль Шер, директор Фестиваля Израиля с идеей музейного джазового "дополнения", я с радостью согласился. Мне предоставили полную самостоятельность в составлении программ. 

- Просматривая программу фестиваля, обратила внимание, что в этом году в нем участвуют пять музыкантов с фамилией Коэн. А вашему семейному "Трио Коэн" - "3 Cohen" - часто ли удается выступать вместе?

- Реже, чем хотелось бы, но бывают периоды, когда мы собираемся втроем и даем концерты. Анат и Юваль, как и я, разъезжают по миру, но мне все больше и больше хочется тишины, чтобы в ней создавать свою музыку. В прошедшем сентябре я записал новый альбом, взяв для этого два месяца отпуска от всего. Хотелось бы сосредоточиться на своей музыки, а не только выступать с квартетами, с нашим трио или с другими составами, преподавать, участвовать в различных проектах. Каждый делает свой выбор - и в музыке и в жизни. 

- Вы ищете простоты, но тихая жизнь невозможна без современных технологий - интернет, доступные средства связи, он-лайн общение. Мы с вами спокойно разговариваем, находясь на расстоянии в тысячи километров.

- Именно так: после Нью-Йорка и Израиля я не очень себе представлял общение с коллегами из Индии, но выяснилось, что расстояние совсем не мешает. 

- И расстояния не помешают приехать и прийти на фестиваль джаза в музей Израиля.

- Я очень на это надеюсь! 

Маша Хинич 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке